text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Опыт проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в Омской области

  • 29 августа 2012
  • 4844

Дополнительная диспансеризация работающих граждан – одна из наиболее результативных форм профилактической работы, направленной на выявление отклонений в состоянии здоровья, раннюю диагностику заболеваний, предотвращение их хронизации, осложнений и неблагоприятных исходов.

При выполнении утвержденного плана диспансеризации конкретными медицинскими учреждениями возникают организационные проблемы, требующие решения как со стороны администраций ЛПУ, так и со стороны региональных органов управления здравоохранением.

В Омской области в 2006–2010 гг. в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан участвовало 61 лечебно-профилактическое учреждение, включая 32 муниципальных ЛПУ сельских районов. Годовые планы-графики диспансеризации, а также перечень обязательных исследований и осмотров врачей-специалистов устанавливались министерством здравоохранения области. Осмотры проходили с апреля по декабрь; оплата услуг территориальным фондом ОМС проводилась после медико-экономической экспертизы законченных случаев диспансеризации.

Следует отметить, что только 29,5% ЛПУ располагали лицензиями, материально-техническими и кадровыми ресурсами, позволяющими самостоятельно провести полный объем исследований, входящих в программу дополнительной диспансеризации. В 42,6% учреждений отсутствовала часть необходимого диагностического оборудования, в 19,7% не хватало узких специалистов, в 8,2% – как оборудования, так и специалистов.

В этой связи было принято решение о заключении договоров на оказание услуг между ЛПУ, проводящими диспансерные осмотры, и учреждениями, имеющими необходимое оборудование и специалистов. При этом потребовалось урегулировать вопросы стоимости услуг привлекаемых учреждений, учитывая общую стоимость законченного случая диспансеризации.

Иногда вопрос не мог быть решен только с помощью договоров между медицинскими учреждениями. Так, в 2008 г. в 23 из 32 сельских муниципальных образований области отсутствовали рентгеновские маммографы. Женщин, проживающих в таких населенных пунктах, направляли на исследования в медицинские учреждения районов, где имеется соответствующее оборудование. Это не позволяло в полной мере выполнить программу диспансеризации женщин старше 40 лет.

Увеличения количества маммографических исследований работающих женщин удалось добиться в 2009–2010 гг. в рамках реализации национального проекта “Здоровье” только после оснащения ЛПУ маммографами (в первую очередь, в сельских районах). Охват маммографическими исследованиями, проведенными впервые, в 2009 г. составил93,2% от числа обследованных (было проведено 5016 исследований, из них впервые – 4805), а в 2010 г. – 95,8% (было проведено 5170 исследований, из них впервые – 4818).

Патологические изменения были выявлены в 2009 г. у 37,2%, а в2010 г. – у 30% обследованных женщин, в том числе с подозрением на онкологические заболевания в 2009 г. – у 3,4%, а в 2010 г. – у 3% обследованных. По результатам рентгенографических исследований были проведены осмотры женщин врачами-маммологами и онкологами, дополнительные инструментальные и лабораторные исследования, для всех нуждающихся были разработаны индивидуальные планы наблюдения и лечения.

Характерным для нашего региона стал рост охвата дополнительной диспансеризацией работающих граждан в возрасте старше 40 лет. Так, если в 2009 г. пациенты этой возрастной группы составили 35 296 чел.(51,7% от общего числа осмотренных), то в 2010 г. – уже 36 811 чел.(53,7% от общего числа). Это стало результатом работы, специально проведенной министерством здравоохранения области. Координировалось взаимодействие главных врачей и администраций муниципальных образований по вопросам дополнительной диспансеризации работающих граждан. Администрации, в свою очередь, способствовали непосредственному участию работодателей (независимо от формы собственности организации) в проведении диспансерных осмотров и обеспечении явки своих работников.

Оценить качество проведенных осмотров позволяет анализ распределения пациентов по группам здоровья (табл. 1) и структуре выявленных заболеваний.

Опыт проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в Омской области

Для сравнения: средние показатели по стране за 2010 г., приведенные Минздравсоцразвития России, таковы: I группа (практически здоровы) – 23,7%, II группа – 16,6%, III – 58,3%, IV – 1,4%, V – 0,03%.

Таким образом, число работающих граждан в Омской области, признанных по результатам дополнительной диспансеризации практически здоровыми, значительно меньше, чем в среднем по России, и имеет тенденцию к уменьшению (на 3,6% с 2008 г. по 2010 г.). Число лиц, отнесенных ко II группе здоровья, увеличилось за тот же период на1,4%, к III – на 2%, к IV – на 0,23%. Число лиц, вошедших в V группу, уменьшилось с 0,1 до 0,02%. Суммарная доля осмотренных работающих граждан, нуждающихся в дополнительном обследовании и лечении, в2010 г. составила 77,95%.

Вместе с тем в 2006–2010 гг. отмечается положительная динамика – снизилось число законченных случаев диспансеризации, не принятых к оплате территориальном фондом ОМС. Уменьшение числа регистрируемых дефектов составило 13%. Таким образом, можно сделать выводы об обоснованности отнесения большого числа осмотренных к группе нуждающихся в дополнительном обследовании и лечении и о высоком качестве проводимых осмотров.

Структура заболеваний, впервые выявленных в 2009–2010 гг. в Омской области в результате дополнительной диспансеризации, характеризовалась следующими особенностями. В 2010 г. на первом месте оказались болезни мочеполовой системы, доля которых составила20,7%. Второе место заняли болезни эндокринной системы, расстройства питания и обмена веществ – 19,2% от числа всех заболеваний; на третьем месте – болезни системы кровообращения (15,8% от числа всех заболеваний).

Такое распределение не соответствует данным о причинах обращений граждан за медицинской помощью как в области, так и в стране в целом. Число страдающих болезнями системы кровообращения более значительно и имеет тенденцию к росту.

Например, в 2006–2010 гг. прирост общей заболеваемости взрослого населения Омской области составил 7,8% (с 171 075,2 случая на100 тыс. чел. в 2006 г. до 184 481,0 случая в 2010 г.). При этом прирост общей заболеваемости болезнями системы кровообращения составил26,7% (с 21 863,7 на 100 тыс. чел. в 2006 г. до 29 841,0 в 2010 г.). На наш взгляд, эти диспропорции обусловлены несколькими причинами. Прежде всего, выявление заболеваний во время диспансерных осмотров может отражать низкую активность самостоятельных обращений к врачу граждан, имеющих заболевания (например, мочеполовой или эндокринной системы). Это косвенно подтверждается и экспертными данными о высоком уровне самолечения по стране в целом. Можно сделать вывод, что мероприятия по диспансеризации достигают одной из своих основных целей – активно выявлять заболевания.

Удельный вес впервые выявленных заболеваний в структуре всех зарегистрированных заболеваний в 2009 г. составил 27,5%, а в 2010 г. –27,4% (табл. 2).

Опыт проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в Омской области

Рост произошел за счет классов болезней эндокринной системы, расстройств питания и обмена веществ, болезней глаза и его придаточного аппарата, новообразований. Этот результат был достигнут за счет повышения реальной доступности дополнительных консультаций специалистов и исследований пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в стационарных условиях. Следует отметить, что исследования и консультации, не входящие в стандарт проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, в нашем регионе оплачивались также за счет средств обязательного медицинского страхования.

Лица с выявленной патологией были взяты под диспансерное наблюдение в учреждениях здравоохранения по месту жительства. В структуре диспансерных контингентов 23,2% составили лица с болезнями мочеполовой системы, 21,5% – с болезнями системы кровообращения,18,2% – с болезнями эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, 4,2% – с новообразованиями.

В 2010 г. на стационарное лечение были направлены 1990 прошедших диспансерные осмотры (2,9%) (в 2009 г. – 2,7%); в лист ожидания для получения ВМП были включены шесть человек – 0,009% от числа всех осмотренных (в 2009 г. – 0,01%), а на санаторно-курортное лечение были направлены 1748 чел. – 2,5% от общего числа (в 2009 г. – 2,6%).

В динамике за пять лет (2006–2010 гг.) в Омской области показатель первичного выхода на инвалидность взрослого населения уменьшился в 2,1 раза (с 111,8 случая на 10 тыс. человек до 53,9 в 2010 г.). Показатель смертности населения в трудоспособном возрасте в 2009 г. снизился по отношению к 2008 г. на 11,8% и составил 602,3 случая на 100тыс. Это можно расценивать как положительный результат диспансеризации работающих граждан, проводимой в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье”. Однако нельзя считать, что резервы по повышению качества этой работы исчерпаны.

На сегодняшний день главным вопросом, которому уделяется особе внимание, становится качество организации и проведения работ по дополнительной диспансеризации. В результате удалось сократить число случаев, не оплаченных по результатам медико-экономической экспертизы, с 14,4% в 2007 г. до 1,45% в 2010 г.

Вопрос качества осмотров работников, занятых на работах с вредными (опасными) условиями труда, был вынесен на обсуждение трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Омской области. По представлению территориального фонда ОМС Министром здравоохранения области утверждено Положение о проведении целевой экспертизы качества дополнительной диспансеризации работающих граждан на территории Омской области.

Проведена серия семинаров по вопросам экспертизы качества медицинской помощи и медицинского права для различных категорий медицинских работников. Во исполнение Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” в области начата активная разъяснительная работа о правах и обязанностях субъектов и участников обязательного медицинского страхования, в том числе о реализации права граждан самим участвовать в оценке качества медицинской помощи.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.