Изменение правового статуса государственных и муниципальных учреждений

8464

Основными законодательными актами, определявшими характеристики учреждения как организационно-правовой формы некоммерческой организации, до января 2007 г. были Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Федеральный закон от 12.01.1996 № 7- ФЗ “О некоммерческих организациях”, а применительно к бюджетным учреждениям – Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ).

В соответствии со ст. 120 ГК РФ (в ред. до 2007 г.) и ст. 9 Федерального закона “О некоммерческих организациях” учреждением признавалась некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично. Государственные и муниципальные учреждения – это учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями.

В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Таким образом, бюджетное учреждение являлось разновидностью учреждения с определенным собственником и способом финансирования.

С целью изменений положения бюджетных учреждений в 2006 г. была введена новая форма государственного и муниципального учреждения – автономное учреждение. Для введения данного типа учреждения и уточнения организационно-правового статуса всех ранее существовавших типов учреждений были приняты два федеральных закона: от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Федеральный закон “Об автономных учреждениях”) и от 03.11.2006 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об автономных учреждениях”, а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений».

 Для реализации положений указанных законов был принят ряд подзаконных нормативно-правовых актов, уточняющих отдельные вопросы создания и функционирования автономных учреждений – постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2007 № 325 “Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения”; от 18.03.2008 № 182 “Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания” (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671); от 26.07.2010 № 538 “О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества” и др.

Однако к концу 2009 г., т. е. через три года, прошедших с момента вступления в силу Федерального закона “Об автономных учреждениях”, на федеральном уровне было создано только четыре автономных учреждения. На региональном уровне создание автономных учреждений шло более активно, но лишь в тех субъектах Российской Федерации, в которых внедрялись современные модели управления бюджетной системой. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и ускорить темпы оптимизации системы бюджетных учреждений, был принят Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” (далее – закон № 83-ФЗ). В соответствии с этим законом появился новый тип государственного (муниципального) учреждения – казенное учреждение.

В пояснительной записке к законопроекту закона № 83-ФЗ было приведено обоснование необходимости предлагаемых изменений: “Существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг. По сути, органы публичной власти просто осуществляют содержание существующей системы бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг.

В существующем правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности, что вызвано в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов. Высока степень закрытости управления большинства бюджетных учреждений – как от рядовых сотрудников этих учреждений, так и от иных граждан – потребителей государственных (муниципальных) услуг”.

Изменения, внесенные Федеральным законом № 83-ФЗ, можно условно разделить на две основные группы. Первая группа изменений касается выделения нового типа государственного (муниципального) учреждения – казенного учреждения, и определения его организационно-правового статуса. Вторая группа изменений затрагивает положение бюджетных учреждений, существовавших на момент вступления закона в силу.

Таким образом, законодатель пошел по пути расширения типов существующей организационно-правовой формы “учреждение”, вместо того чтобы создать новую организационно-правовую форму юридического лица. Такая возможность предоставляется п. 3. ст. 50 ГК РФ: в соответствии с этой статьей некоммерческие организации могут создаваться не только в тех организационно-правовых формах, которые названы в ГК РФ, но и в других формах, предусмотренных законом. Согласно принятым законам появляется несколько самостоятельных типов учреждений, но это не разные организационно-правовые формы, а разновидность одной формы – учреждения. Так, согласно ст. 17.1 ФЗ “О некоммерческих организациях”, введенной Федеральным законом № 83-ФЗ, изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией – при изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносят соответствующие изменения. При этом изменение организационно-правовой формы юридического лица по гражданскому законодательству является реорганизацией в форме преобразования.

Перечислим типы организационно-правовой формы “учреждение” в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 83-ФЗ.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК РФ) – подразделяется на два типа: частное учреждение, созданное гражданином или юридическим лицом, и государственное или муниципальное учреждение, созданное Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (ГК РФ, Федеральный закон “О некоммерческих организациях”). В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения подразделяются на бюджетные (деятельность регулируется ГК РФ, БК РФ (упоминание), Федеральным законом “О некоммерческих организациях”); автономные (деятельность регулируется ГК РФ, БК РФ (упоминание), Федеральным законом “Об автономных учреждениях”) и казенные (деятельность регулируется ГК РФ, БК РФ, Федеральным законом “О некоммерческих организациях” (упоминание)).

В редакции, действовавшей до 1 января 2011 г., Федеральный закон “О некоммерческих организациях” не распространял свое действие на государственные и муниципальные учреждения (в т. ч. на бюджетные и автономные). Теперь согласно изменениям, внесенным законом № 83-ФЗ, Федеральный закон “О некоммерческих организациях” становится одним из основополагающих нормативно-правовых актов, определяющих положение бюджетных учреждений.

Федеральный закон “О некоммерческих организациях” дополнен ст. 9.1 “Государственные, муниципальные учреждения” и ст. 9.2 “Бюджетное учреждение”. В статье 9.2 дано определение бюджетного учреждения, указаны виды деятельности, которые может осуществлять такое учреждение, порядок финансового обеспечения его деятельности, порядок создания, право на имущество, учредители. В Федеральный закон “О некоммерческих организациях” введены ст. 17.1 “Изменение типа государственного или муниципального учреждения” и ст. 19.1 “Особенности ликвидации казенного учреждения”.

Согласно п. 4.1 и 4.2 ст. 1 Федерального закона “О некоммерческих организациях” (введенных Федеральным законом № 83-ФЗ) отдельные нормы закона не будут распространяться на казенные и бюджетные учреждения:
– об обязательной регистрации некоммерческих организаций (ст. 13.1);
– о требованиях к учредителям таких организаций (п. 1, 1.1–1.3 ст. 15);
– о возможности приобретения и реализации ценных бумаг (п. 2 ст. 24);
– об обязательности исполнительного органа некоммерческой организации (п. 1 ст. 30);
– о представлении отчетности такими организациями (п. 3 ст. 32);
– об органах, контролирующих некоммерческую организацию (п. 5,10, 14 ст. 32).

Положения БК РФ, определявшие основные положения деятельности бюджетных учреждений до 1 января 2011 г., теперь касаются бюджетных и автономных учреждений только в части отнесения денежных средств, выделяемых данным типам учреждений в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, к бюджетным ассигнованиям. Основной тип государственного (муниципального) учреждения, который является предметом регулирования БК РФ, – это казенное учреждение. Многие действовавшие до 1 января 2011 г. нормы БК РФ, касающиеся бюджетных учреждений, практически без изменений распространяются на казенные учреждения.

Остановимся на особенностях автономного учреждения более подробно, так как согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 83-ФЗ, бюджетное и автономное учреждения приобретают некоторые общие черты и принципиально отличаются от нового типа – казенного учреждения. Как уже было отмечено выше, одновременно с Федеральным законом “Об автономных учреждениях” был принят Федеральный закон от 03.11.2006 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об автономных учреждениях”, а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений». Принятие данного закона объективно оправдано, поскольку Федеральный закон “Об автономных учреждениях” во многом изменил сложившееся положение. Федеральным законом № 83-ФЗ также внесены изменения в большое количество нормативно-правовых актов, определяющих положение государственных и муниципальных учреждений.

Принципиальных изменений несколько.
1. Давая определение автономного учреждения, законодатель меняет определение учреждения, данное ранее в п. 1 ст. 120 ГК РФ. В статье ГК РФ в новой редакции сказано, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Во всех статьях ГК РФ в новой редакции исключается формулировка “и финансируемая им (т. е. собственником. – Примеч. авт.) полностью или частично”. Частичное или полное финансирование собственником предусмотрено только для частных учреждений, но не для государственных и муниципальных. Порядок их финансирования определяется законом, что настораживает, поскольку речь идет о государственных и муниципальных учреждениях (в т. ч. здравоохранения).
2. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Автономное учреждение в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ и оказанием услуг.

Финансирование указанной деятельности обеспечивается за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных законом источников.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 “Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания” (в ред. постановления Правительства РФ от 02.09.2010 № 671) определяет, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления федеральному автономному учреждению:
а) субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг (выполнение работ);
б) субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в т. ч. земельные участки.

Федеральному автономному учреждению, созданному путем изменения типа федерального бюджетного учреждения, финансовое обеспечение деятельности которого осуществлялось на основании бюджетной сметы, в течение трех лет с даты его создания из федерального бюджета предоставляется субсидия. Цель – выравнять финансовое обеспечение выполнения государственного задания, сформированного учредителем в отношении этого федерального автономного учреждения.

Размер субсидии определяется как разность между объемами финансового обеспечения деятельности федерального бюджетного учреждения на основании бюджетной сметы и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральным автономным учреждением.

В дополнение к государственному заданию автономное учреждение в соответствии с законом может выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату и осуществлять иные виды деятельности, поскольку это служит достижению целей создания автономного учреждения.

Федеральный закон “Об автономных учреждениях” запрещает автономному учреждению без согласия учредителя распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Нормы указанных федеральных законов несут запрет на распоряжение только недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

С 1 января 2011 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 “О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества”.

В соответствии с этим постановлением включению в состав такого имущества подлежат:
а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
– для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в интервале от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
– для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, – в интервале от 50 тыс. до 500 тыс. руб.;
– для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации, – в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. руб.;
б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества;
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

Размер особо ценного имущества для каждого конкретного учреждения определяется органом государственной власти или местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении данного учреждения. Новая редакция ст. 120 ГК РФ предусматривает разный объем ответственности для разных типов учреждений. Так, частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Просматривается связь между обязанностью собственника по финансированию того или иного типа учреждения и объемом ответственности по долгам создаваемой организации.

Возникает вопрос о возможности признания автономных учреждений несостоятельными (банкротами). Презюмируется, что государственные и муниципальные учреждения не могут быть подвержены процедуре несостоятельности (банкротства), поскольку противное означало бы банкротство самого государства, что невозможно. Статьей 65 ГК РФ несостоятельность (банкротство) предусмотрено для всех юридических лиц, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации.

Автономное учреждение относится к типу “учреждение” и, соответственно, не может быть подвергнуто процедуре несостоятельности (банкротства). Вместе с тем автономное учреждение несет самостоятельную ответственность и, следовательно, теоретически может оказаться несостоятельным (банкротом). Данное положение требует четкой проработки в законодательстве, чтобы исключить риск банкротства медицинских автономных учреждений при оказании медицинских услуг населению в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Меняется система органов управления автономного учреждения: внедряется многоуровневая система управления, что характерно для корпорации, а не для учреждений. Основные органы управления – наблюдательный совет (высший орган управления), руководитель автономного учреждения (исполнительный орган управления), каждый из которых выполняет специально оговоренные законом функции. Руководитель автономного учреждения (главный врач) будет решать лишь отдельные вопросы текущего руководства деятельностью.

Как уже отмечалось ранее, Федеральный закон № 83-ФЗ изменяет положение существующих бюджетных учреждений. Данный тип государственных (муниципальных) учреждений бюджетное учреждение с расширенным объемом прав) становится по многим параметрам аналогичным автономному учреждению.

Бюджетному учреждению предоставляется право самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает учредитель соответствующего учреждения. В пункте 11 ст. 9.2 “Бюджетное учреждение” Федерального закона “О некоммерческих организациях” дано понятие особо ценного движимого имущества, под которым понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации (см. постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 “О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного”).

Виды такого имущества могут определяться соответственно федеральными органами исполнительной власти в отношении федеральных бюджетных учреждений, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации – в отношении бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления – в отношении муниципальных бюджетных учреждений. Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Федеральный закон № 83-ФЗ изменяет механизм финансирования бюджетных учреждений. Планируется перевести бюджетные учреждения со сметного финансирования на субсидии, выделяемые на выполнение государственного задания. Бюджетное учреждение перестает быть участником бюджетного процесса.

В соответствии со ст. 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В свою очередь государственные (муниципальные) услуги (работы) – это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами.

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (ст. 69.2 БК РФ). В соответствии с механизмом финансового обеспечения деятельности автономных и бюджетных учреждений (с расширенными правами) (через субсидии на выполнение задания, на содержание имущества и уплату налогов) задания станут для них основным документом, определяющим параметры деятельности и объемы финансирования, а также основным источником сведений для контроля за их деятельностью. Особую важность приобретает разработка механизма расчета финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий для автономных и для бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 “О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания” финансовое обеспечение государственного задания федеральным бюджетным учреждениям осуществляется в виде субсидий.

Размер субсидии рассчитывают на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем. Эти средства выделяются на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество (в том числе земельные участки). Размер субсидии рассчитывают с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ) на возмездной основе.

При определении нормативных затрат на оказание федеральным бюджетным учреждением государственной услуги учитывают:
а) нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;
б) нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества федерального бюджетного учреждения).

Нормативные затраты на содержание имущества федерального бюджетного учреждения рассчитываются с учетом затрат:
а) на потребление электрической энергии – в размере 10% общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;
б) на потребление тепловой энергии – в размере 50% общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;
в) на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (в том числе земельные участки).

Таким образом, субсидии покрывают затраты федерального бюджетного учреждения на выполнение работ (оказание услуг), включая затраты на хозяйственные нужды, частично – на содержание имущества (только недвижимого и особо ценного) и затраты на уплату налогов по данным видам имущества. Помимо выполнения государственного задания бюджетным учреждениям предоставляется право заниматься приносящей доходы деятельностью. Эти доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом – как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества). Собственник имущества перестает нести субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав.

В отличие от автономных учреждений на бюджетные учреждения распространяются положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Также в отличие от автономного учреждения бюджетное учреждение по-прежнему не сможет открывать счета в кредитных организациях. Операции с поступающими денежными средствами будут осуществляться через лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Еще один тип государственного (муниципального) учреждения в соответствии с законодательными изменениями – казенное учреждение. Рассмотрим подробнее основные характеристики этого нового типа государственного (муниципального) учреждения.

Правовой статус казенного учреждения во многом совпадает со статусом бюджетного учреждения, имевшимся до 1 января 2011 г. (цели создания, объем прав по распоряжению имуществом (право оперативного управления), наличие субсидиарной ответственности учредителя, финансирование из соответствующего бюджета на основании сметы доходов и расходов и др.).

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника имущества. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, а не в самостоятельное распоряжение учреждения.

С целью принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения были разработаны Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности. Эти рекомендации утверждены распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р и вступили в силу с 01.01.2011.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 83-ФЗ в ст. 20 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, снимаются ограничения на изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. В соответствии с п. 19 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ (введен Федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”») государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть созданы в виде казенных учреждений.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль