• Главная страница
  • » Статьи
  • » О системе накопительных образовательных кредитов при первичной Профессиональной переподготовке, сертификационном и тематическом Усовершенствовании управленческих кадров в здравоохранении

О системе накопительных образовательных кредитов при первичной Профессиональной переподготовке, сертификационном и тематическом Усовершенствовании управленческих кадров в здравоохранении

4080

Одна из важнейших задач России на современном этапе – совершенствование системы подготовки управленческих кадров новой генерации, первичной профессиональной переподготовки, общего и сертификационного, периодического тематического и непрерывного последипломного усовершенствования. В здравоохранении в период перманентного глубокого структурно-технологического реформирования отрасли и стремления к повышению качества медицинской помощи населению, соответствующей международным стандартам, проблема перехода к новым формам последипломного образования приобретает стратегически важное значение и требует ускоренного решения.

В мире накоплен достаточно большой опыт применения систем накопительных образовательных кредитов. Суть этой современной системы состоит в следующем. Для подтверждения квалификации руководителей учреждений и организаций и врачей из резерва управленческих кадров, а также для аттестации, сертификации и лицензирования необходимо, чтобы специалист за определенный отрезок времени (три года или пять лет – в разных странах по-разному) набрал определенную сумму образовательных кредитов. Это должно произойти не дискретно-одномоментным методом (допустим, один раз в пять лет), а путем постоянного, целенаправленного и систематического накопления знаний, поскольку инновационные процессы в здравоохранении ускоряются и усложняются, изменяется законодательная и нормативно-правовая база. Для первичной профессиональной переподготовки предполагается набор от 600 до 1000 и более образовательных кредитов за пять лет, а для подтверждения квалификации – 150 образовательных кредитов за три года (например, в Германии), но не менее 50 ежегодно.

Такая система имеет свои неоспоримые преимущества, поскольку создает мотивацию не к дискретно-периодическому (как это у нас сейчас), а к непрерывному совершенствованию и обновлению знаний, к выбору самим специалистом форм, методов, источников пополнения знаний по наиболее важным, самым необходимым разделам. И, что особенно значимо для менеджмента, – без длительного приостановления основной профессиональной деятельности, в процессе работы и с наименьшими экономическими затратами (командировки, расходы на проезд, проживание в гостиницах и т. п.).

Известно, что самая неэффективная форма андрогогического* образования – лекция. В процессе первичной профессиональной переподготовки, общего и сертификационного усовершенствования управленческих кадров здравоохранения лекции составляют большую и нередко основную долю в программах образовательных циклов. Невысокая эффективность лекций при последипломном образовании связана со многими факторами.

Главным образом это:
а) возраст обучаемых, поскольку руководителями (менеджерами) являются, как правило (а в здравоохранении особенно и оправданно), люди, умудренные опытом и весьма не молодые, а потому изрядно утратившие способности к традиционному обучению;
б) аудитория, неоднородная по степени теоретической подготовленности и накопленного практического опыта, достаточно большой численности (от 10 до 30 слушателей, работающих в разнопрофильных и разноуровневых учреждениях (организациях));
в) невозможность обеспечить индивидуальный подход к каждому слушателю с учетом особенностей его восприятия и понимания при групповом обучении;
г) особенности восприятия и сохранения информации в долговременной памяти, поскольку даже хорошо иллюстрированные слайдами лекции содержат более 70% вербально передаваемой информации.
Ее потери через 5–7 дней составляют от 40 до 60%; к тому же с помощью слуха люди воспринимают и запоминают не более 30%, а остальные 70% информации – через зрительный и кинестетические анализаторы и соответствующие каналы памяти;
д) сложно преодолимая “отсталость” преподавателя – он в лучшем случае сам давно был руководителем ЛПУ (а то и не был вовсе); он хорошо теоретически знает, “как правильно и надо” по написанным два-три года тому назад книгам и год назад – журнальным статьям (естественная издательская задержка информации), но слабо или совсем не знает, как есть на самом деле в данный момент времени;
е) “тревожное” состояние слушателей – “Вот сижу тут, слушаю, что большей частью и сам знаю, да и прочесть мог бы, а там у меня неизвестно что происходит…”.

Можно привести множество других причин, которые побудили У.Э. Деминга в своей всемирно известной книге “Выход из кризиса”, изданной уже трижды на русском языке, среди 14 принципов эффективного управления рекомендовать обучение менеджеров (руководителей) “без отрыва от производства”. Никто не подсчитывал “убытки” от невоспринимаемого пока нами не всего, а, несомненно, более эффективного из опыта зарубежных коллег в области последипломного образования.

На состоявшейся 1–3 октября 2010 г. Первой Всероссийской конференции Национальной медицинской палаты коллеги из Германии, Польши, Японии, Норвегии, США и других стран убедительно показали, что дает эффективное, научно обоснованное, современное непрерывное последипломное образование, и в том числе система накопительных образовательных кредитов. Казалось бы, внедрение такой системы не только не требует дополнительных затрат, но может их существенно уменьшить. Казалось бы, такая система подготовки управленческих кадров вполне отвечает вызовам времени и призыву руководства страны (в т. ч. Президента РФ Д.А. Медведева) без особой раскачки и промедления воспринимать все лучшее, что наработано в других странах. Казалось бы, профессиональный и интеллектуальный потенциал нашей высшей школы еще не настолько растрачен, чтобы возможность перехода к инновационным технологиям стала неосуществимой. Казалось бы, наши современные руководители лечебно-профилактических учреждений – люди достаточно высокообразованные и ответственные, заинтересованные в повышении уровня своей профессиональной компетентности и знаний, а потому им вполне можно доверять. Казалось бы, современные технологии контроля и оценки уровня знаний с внедрением компьютерных технологий стали предельно просты и доступны.

Что мешает нам не в следующем десятилетии, а прямо сейчас, может быть, не сразу по всей стране, а поэтапно, перейти к системе накопительных образовательных кредитов, начиная с руководителей лечебно-профилактических учреждений? Что мешает нам попробовать использовать опыт наших зарубежных коллег, сохраняя и обогащая свою очень хорошую образовательную систему?

Совершенно не претендуя на “истину в последней инстанции” и заранее признавая вероятность ошибочного суждения, исключительно в дискуссионном плане предлагаю обсудить возможность, целесообразность, полезность и экономическую эффективность варианта перехода на систему накопительных образовательных кредитов. В ней в какой-то мере воспринят зарубежный опыт, а в какой-то мере он модифицирован с учетом наших особенностей.I. Образовательные кредиты

1. Для первичной профессиональной переподготовки управленческих кадров общая сумма составляет не менее 864 образовательных кредитов.
2. Для общего и сертификационного усовершенствования (подтверждения квалификации) общая сумма составляет не менее 144 образовательных кредитов.
3. Для тематического усовершенствования сумма составляет не менее 72 образовательных кредитов.II. Содержание (“весовая категория”) образовательных кредитов
Очные формы:
Тематические циклы усовершенствования – один кредит за один академический час.
Лекции – один кредит за одну лекцию.
Семинары – один кредит за один день.
Научно-практические конференции – внеучрежденческие региональные – участие без доклада – два кредита, участие с программным докладом – пять кредитов.
Научно-практические конференции – внеучрежденческие федеральные – участие без доклада – четыре кредита, участие с программным докладом – 10 кредитов.
 Профессиональные съезды – федеральные и региональные – участие без доклада – 10 кредитов, участие с программным докладом – 20 кредитов.
Международные профессиональные съезды и конференции – участие без доклада – 20 кредитов, участие с программным докладом – 50 кредитов.

Заочные формы:
Изучение методических рекомендаций по программе – четыре кредита за одну методическую рекомендацию.
Написание дипломной/курсовой работы по программе – 25 кредитов.
Написание тематического обзора литературы – 25 кредитов.
Профессиональная тематическая публикация в региональных СМИ – 5 кредитов.
Профессиональная тематическая публикация в федеральных СМИ – 15 кредитов.
Публикация в научно-практическом журнале – 30 кредитов.
Издание брошюры для населения – 25 кредитов.
Издание профильной монографии – 100 кредитов.
Разработка новой управленческой технологии или стандарта – 75 кредитов.

Дистанционные (телекоммуникационные) формы обучения:
Прослушивание лекции по программе – один кредит за один академический час.
Круглый стол или тематическая дискуссия – участие без выступления – один кредит за один академический час; участие с выступлением – два кредита за один академический час; участие в качестве модератора – 10 кредитов.III. Подтверждение кредитов
1. Кредиты засчитываются при заключительном контроле знаний только при наличии документального подтверждения их фактического получения.
2. На кредиты по очным и дистанционным формам накопления знаний подтверждение оформляется на кафедре общественного здоровья и здравоохранения.
3. Для кредитов по заочным формам подтверждающими документами признаются:
– сертификаты участника съезда, конференции, семинара (если они предусмотрены и получены с предоставлением в виде ксерокопий);
– программа съезда или конференции с отмеченным командировочным удостоверением (ксерокопии);
– методические рекомендации или обзоры литературы на электронном носителе с распечаткой в одном экземпляре с рецензией преподавателя кафедры;
– дипломная или курсовая работа, признанная на кафедре соответствующей требованиям, в сброшюрованном виде (компьютерная распечатка) и желательно с приложением электронной версии на CD;
– ксерокопии публикаций с логотипами изданий и выходными данными СМИ;
– один экземпляр брошюры или монографии (титульного листа и контртитула);
– утвержденный вышестоящим органом управления здравоохранением экземпляр новой управленческой технологии или стандарта (ксерокопия).
4. Первичный контроль соответствия образовательных кредитов паспорту специальности “Организация здравоохранения и общественное здоровье” осуществляется самим соискателем.
5. Экспертиза соответствия образовательных кредитов паспорту специальности “Организация здравоохранения и общественное здоровье” осуществляется на кафедре общественного здоровья и здравоохранения образовательного учебного заведения.IV. Применение накопительной системы образовательных кредитов при первичной профессиональной переподготовке управленческих кадров
1. Первичная профессиональная переподготовка управленческих кадров в общем числе более 864 образовательных кредитов предусматривает обязательную квоту очных образовательных кредитов в объеме не менее 300.
2. В составе 300 очных образовательных кредитов предусматривается не менее 150 образовательных кредитов, полученных путем обучения на очных циклах первичной профессиональной переподготовки на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения или на выездных циклах, проводимых кафедрой.

V. Применение накопительной системы образовательных кредитов при общем и сертификационном усовершенствовании управленческих кадров
1. Сертификационное усовершенствование управленческих кадров (общее число образовательных кредитов – 144) предусматривает обязательную квоту очных образовательных кредитов не менее 72.
2. В составе 72 очных образовательных кредитов предусматривается не менее 36, полученных на кафедре общественного здоровья и здравоохранения в виде обзорных лекций по проблеме (на базе кафедры или путем организации выездных циклов).VI. Применение накопительной системы образовательных кредитов при тематическом усовершенствовании управленческих кадров
1. Тематическое усовершенствование управленческих кадров при общем числе не менее 72 образовательных кредитов предусматривает обязательную квоту очных образовательных кредитов не менее 36.
2. В составе 36 очных образовательных кредитов предусматривается не менее 18, полученных на кафедре общественного здоровья и здравоохранения в виде обзорно-проблемно-тематических лекций (на базе кафедры или путем выездных циклов).VII. Заключительный контроль качества первичной профессиональной переподготовки и сертификационного усовершенствования управленческих кадров
Такой контроль осуществляется путем трехэтапной комиссионной очной или заочно-очной экспертизы качества знаний.
Первый этап – анализ полноты, достаточности и соответствия требованиям пакета документов, подтверждающих сумму накопительных образовательных кредитов, и личного дела слушателей на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с заключением о допуске к компьютерному тестированию и экзаменационным испытаниям.
Второй этап – компьютерное тестирование (дистанционное с использованием ресурсов Internet, выездным или очным (на кафедре) способом).
Третий этап – экзаменационное испытание (комиссионное – очное на базе кафедры или выездным методом для первичной профессиональной переподготовки и сертификационного усовершенствования), собеседование (для тематических циклов повышения квалификации).VIII. Содержание пакета документов для заключительной экспертизы качества знаний
1. Заявление на имя ректора института (университета) для прохождения заключительной экспертизы качества знаний и подтверждения профессионального соответствия специальности “Организация здравоохранения и общественное здоровье” – первичной профессиональной переподготовки, сертификации (в произвольной форме).
2. Аналитический отчет о результатах работы за последние два года (1 экз.).
3. Личный листок по учету кадров с фотографией (1 экз.).
4. Ксерокопия паспорта (1 экз.).
5. Ксерокопия диплома о высшем образовании (1 экз.).
6. Ксерокопии дипломов об ученых степенях, научных и почетных званиях (1 экз.).
7. Ксерокопии дипломов и удостоверений о присвоенной квалификационной категории, сертификатов, удостоверений о прохождении последипломного образования, специализации, об усовершенствовании и повышении квалификации (по 1 экз. каждого).
8. Заверенная по месту последней работы ксерокопия трудовой книжки (1 экз.).
9. Дипломная (для первичной профессиональной переподготовки) или курсовая (для сертификационного усовершенствования) работа по согласованной с кафедрой или самостоятельно выбранной из предложенного кафедрой перечня теме, удовлетворяющая установленным требованиям кафедры общественного здоровья и здравоохранения (1 экз.).IX. Подтверждение профессионального соответствия и квалификации
1. При полном соответствии накопленной суммы кредитов по п. I; специальности “Организация здравоохранения и общественное здоровье” по п. II, III, IV, V, VI; пакета документов по п. VIII и успешного прохождения заключительной экспертизы знаний по п. VII слушателям (соискателям) выдаются:
а) дипломы специалиста с удостоверением о прохождении усовершенствования (первичной профессиональной переподготовки),
б) сертификаты специалиста с удостоверением о прохождении сертификационного усовершенствования и
в) удостоверения о краткосрочном повышении квалификации (тематическом усовершенствовании) по специальности “Организация здравоохранения и общественное здоровье” государственного образца.
2. По желанию и по предварительным заявкам всем категориям слушателей (соискателей, с оплатой стоимости изготовления) выдаются соответствующие настенные именные дубликаты итоговых документов: постеры-дипломы, постеры-сертификаты и постеры-удостоверения, выполненные на современном полиграфическом уровне с подписью ректора и печатью образовательного учреждения.X. Методическое обеспечение
1. Образовательное учреждение предоставляет слушателям (соискателям) возможность приобрести по безналичному, а по индивидуальным заявкам – за наличный кассовый платеж дополнительные учебно-методические материалы (методические рекомендации на бумажном и электронных носителях, презентации лекций на электронных носителях, электронную библиотеку и др.).
2. При проведении платных образовательных циклов по согласованию с заказчиками (органами управления здравоохранением и руководителями ЛПУ ) стоимость востребованных дополнительных учебно-вспомогательных и информационно-аналитических материалов на электронных и бумажных носителях может включаться (за неограниченное количество экземпляров, по предварительной заявке и по утвержденным отпускным ценам) в счета на оказание платных образовательных услуг.
3. Образовательное учреждение по заявкам организаций и специалистов направляет электронной почтой перечень тестов по экспертизе качества знаний по специальности “Организация здравоохранения и общественное здоровье” (для первичной профессиональной переподготовки – не менее 500, для общего и сертификационного усовершенствования – не менее 200, для тематического усовершенствования – 50–100).

 * * *
Примерно так, а возможно, иначе может выглядеть содержание “Положения о системе накопительных образовательных кредитов при первичной профессиональной переподготовке, общем сертификационном и тематическом усовершенствовании управленческих кадров в здравоохранении”. Не исключено, что это позволит улучшить качество подготовки специалистов – управленцев здравоохранения, повысить эффективность использования научно-педагогических кадров и сократить затраты на обучение.

Настоящая публикация – всего лишь представление автора, высказываемое исключительно в дискуссионном плане, поэтому мнение коллег для автора имеет весьма важное значение.
Автор с благодарностью примет все критические замечания, дополнения и уточнения – как тех, кто обучает, так и (особенно!) тех коллег, кто заинтересован в совершенствовании своих профессиональных знаний – руководителей лечебно-профилактических учреждений и специалистов из резерва управленческих кадров.
Замечания прошу направлять по адресу: 125371, Москва, Волоколамское шоссе, 91, Институт повышения квалификации ФМБА России, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения.
E-mail: komarovga@yandex.ru

* Андрогогика – научная дисциплина, предмет которой – теория и технология обучения взрослых.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×