• Главная страница
  • » Статьи
  • » Установление условий оплаты труда в бюджетных учреждениях здравоохранения: на что ориентироваться?

Установление условий оплаты труда в бюджетных учреждениях здравоохранения: на что ориентироваться?

7271

Реформа оплаты труда в медицинских организациях началась два года назад. Ее основу составляют документы, предопределившие переход на новые условия оплаты труда во всех организациях бюджетной сферы: ст. 144 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006№ 90-ФЗ) и постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений”. В соответствии с указанным Постановлением Министерству здравоохранения и социального развития РФ было поручено утвердить Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений. Такие Рекомендации были утверждены приказом от 14.08.2008 № 425н.Рекомендации министерств и ведомств ››

В целях создания нормативной базы для введения новых условий оплаты труда Минздравсоцразвития России, другими министерствами и ведомствами было принято в общей сложности более 200 документов. Среди них – приказы Минздравсоцразвития России, определившие критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессионально-квалификационным группам (ПКГ), утвердившие ПКГ по направлениям экономической деятельности, перечни стимулирующих выплат и выплат компенсационного характера, а также приказы министерств и ведомств, предусматривающие условия оплаты труда (положения об оплате труда) для подведомственных им учреждений.

Рекомендуемые условия оплаты труда работников здравоохранения содержатся в приказах не только Минздравсоцразвития, но и значительного количества федеральных агентств и служб, т. к. медицинские и санаторно-курортные учреждения имеют разную ведомственную подчиненность.

После сотрудников федеральных бюджетных организаций на новые системы оплаты труда стали переводиться работники региональных и муниципальных организаций здравоохранения. Естественно, каждая из них исходила из рекомендаций своего вышестоящего органа. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила (решениями от10.12.2008 и 04.12.2009) Единые рекомендации на 2009 и 2010 г. по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Рекомендации предлагают органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда следовать порядку формирования систем оплаты, предусмотренному для федеральных бюджетных организаций. В качестве ориентиров рекомендуется использовать примерные положения, утвержденные федеральными органами исполнительной власти для подведомственных федеральных государственных учреждений. В связи с этим обратимся к нормативным актам федеральных министерств и ведомств, чтобы разобраться, насколько приемлемы их рекомендации, какие из них желательно использовать, а какие требуют критической оценки с учетом специфики деятельности ЛПУ.

Существует Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 № 627, приказом этого же министерства от23.07.2010 № 541н утвержден раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Справочник определяет требования, предъявляемые к знаниям и квалификации того или иного специалиста, и перечень должностных обязанностей каждого медицинского работника. Упомянутый раздел ЕКС очень важен при установлении размеров заработной платы работникам здравоохранения, поскольку во многих нормативных актах рекомендуется обращаться к ЕКС и ЕТКС при подготовке новых систем оплаты труда. В раздел включено 25 квалификационных характеристик врачей-специалистов, которых не было ранее (например, врач акушер-гинеколог, врач-анестезиолог, врач–специалист Роспотребнадзора и т. д.). В министерстве продолжается работа по включению в Справочник еще более 50 характеристик должностей узко-профильных специалистов, которые должны иметь более углубленную подготовку по специальностям “кардиология”, “физиология”, “хирургия” и др.

Обратимся к документам федеральных министерств и ведомств, в подчинении которых есть бюджетные учреждения здравоохранения. Проанализируем десять из них для выявления общих и специфических критериев оплаты труда медицинских работников, занятых в лечебно-профилактических учреждениях разного ведомственного подчинения:
1) приказ Минздравсоцразвития России от 28.08.2008 № 463н “О введении новой системы оплаты трудаработников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации”;
2) приказ Минздравсоцразвития России от 28.08.2008 № 464н “О введении новой системы оплаты труда работников санаторно-курортных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации”;
3) приказ Министерства финансов РФ от 01.09.2008 № 86н (с Примерным положением об оплате труда федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина РФ, по виду экономической деятельности“Здравоохранение”);
4) приказ ФМБА России от03.09.2008 № 305 “О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных ФМБА России”;
5) приказ Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 21.11.2008 № 514“О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта”;
6) приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.08.2008 № 285 “О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений Роспотребнадзора”;
7) приказ Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от27.10.2008 № 93 “Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников санаторно-курортных учреждений, подведомственных Росавтодору”;
8) приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 17.11.2008 № 375 “Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения Федерального агентства по управлению государственным имуществом”;
9) приказы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 28.08.2008 № 270 “Об утверждении размеров должностных окладов (тарифных ставок) работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ” и от 30.10.2008. № 364“Об утверждении Положения об оплате труда медицинских и фармацевтических работников медицинских учреждений ФСКН России и медицинских подразделений территориальных органов, образовательных учреждений ФСКН России”;
10) приказ Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России от 13.04.2009 № 105 «О введении новых систем оплаты труда работников федерального государственного бюджетного учреждения “Санаторий ФССП России “Зеленая долина”».Оплата труда в учреждениях различного ведомственного подчинения ››

Общие положения для всех государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, переводимых на новые условия оплаты труда, в первую очередь вытекают из требований ст. 144 ТК РФ и принятых в их развитие нормативных правовых актов. Для работников таких учреждений (независимо от их ведомственной подчиненности) действуют следующие правила:
1. Единый порядок установления систем оплаты труда на основе коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных правовых актов.
2. Использование четырех профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526. В первую группу входит медицинский и фармацевтический персонал первого уровня (санитарка, сестра-хозяйка, фасовщица, младшая медицинская сестра), во вторую – средний медицинский и фармацевтический персонал, в третью – врачи и провизоры, в четвертую – руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. По существу, использовано максимальное количество ПКГ из утвержденных для работников учреждений различной экономической направленности. Внутри каждой ПКГ (кроме первой) должности распределяются по нескольким квалификационным уровням. Наибольшее количество квалификационных уровней (пять) в ПКГ “Средний медицинский и фармацевтический персонал”. Для врачей и провизоров предусмотрено четыре уровня, для руководителей структурных подразделений – два. Например, на первом квалификационном уровне во второй ПКГ – медицинский статистик, на пятом – старшая медсестра и старший фармацевт. Среди врачей первого уровня – врач-интерн и врач-стажер, четвертого – врачи-специалисты хирургического профиля, оперирующие в стационарных лечебно-профилактических учреждениях. Следует иметь в виду, что все медицинские организации также используют утвержденные Минздравсоцразвития России профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ от 29.05.2008№ 247н) и общеотраслевых профессий рабочих (приказ от 29.05.2008 № 248н).
 3. Структура заработной платы. Оплата труда работника формируется исходя из начальной суммы оклада (тарифной ставки), которая определена в организации применительно к должности соответствующего квалификационного уровня в каждой ПКГ из числа утвержденных Минздравсоцразвития России. Эта сумма увеличивается с учетом повышающих коэффициентов, которые упоминаются во всех рекомендуемых министерствами и ведомствами условиях оплаты труда (количество коэффициентов, их наименования совпадают не везде, о чем будет сказано ниже, но это не меняет существа дела). Дополнительно устанавливаются стимулирующие выплаты, а также выплаты компенсационного характера, которые полагаются работникам в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4. Перечень выплат стимулирующего характера, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818. В нем упомянуты выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы. В Разъяснении по поводу выплат, утвержденном упомянутым приказом, подчеркивается, что стимулирующие выплаты устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. 5. Перечень видов выплат компенсационного характера, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822. В Перечне названы: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами. Размеры таких выплат в большинстве случаев определены в ТК РФ. В примерных положениях об оплате труда отклонений от этих размеров не предусмотрено. Теперь обратимся к отличительным особенностям оплаты труда работников медицинских организаций различной ведомственной подчиненности, обусловленным рекомендациями федеральных министерств и ведомств. К ним относятся: большая разница в рекомендуемых окладах, различный подход к повышению окладов с учетом ряда факторов, выбор стимулирующих выплат. Оклады в учреждениях различной ведомственной подчиненности ›› При изучении ведомственных документов бросается в глаза не только большая разница в рекомендуемых окладах, но и тот факт, что в ряде случаев они ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) не только у медицинского персонала, но и у врачей (например, уже упомянутые приказы ФМБА, Минфина России). Разница в окладах по одной и той же должности, если учесть и различные повышающие коэффициенты, может составлять более чем три раза (максимальные оклады врачей и провизоров колеблются в пределах от 4250 руб. до12 300 руб.) (табл. 1).
Установление условий оплаты труда в бюджетных учреждениях здравоохранения: на что ориентироваться?

Принимая во внимание статьи 129 и 144 ТК РФ, начальные оклады, взятые в процессе реформы заработной платы в бюджетных организациях за основу формирования оплаты труда работников, довольно часто называют базовыми. Однако таковыми они не являются. Согласно ст. 144 ТК РФ базовые оклады и базовые ставки заработной платы может устанавливать Правительство РФ, но они до сих пор не утверждены. Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ была признана утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТКРФ, устанавливающая, что размеры базовых окладов и базовых ставок по профессиональным квалификационным группам не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. В настоящее время министерства и ведомства предлагают отталкиваться при определении заработной платы работников от весьма низких сумм: из табл. 1 видно, что только в одном ведомстве для медицинских работников низшей квалификации предложен оклад выше МРОТ.Повышающие коэффициенты к окладам ››

В процессе реформирования оплаты труда работников бюджетных организаций в официальных документах министерств и ведомств появилось такое понятие, как “повышающие коэффициенты к окладам”.

Большинство министерств и ведомств рекомендуют находящимся в их подчинении медицинским организациям пять таких коэффициентов:
1) повышающий оклад по занимаемой должности;
2) персональный коэффициент;
3) коэффициент к окладу за выслугу лет;
4) коэффициент по учреждению (структурному подразделению);
5) коэффициент за квалификационную категорию.

Есть и другие наборы коэффициентов (три или четыре), а Министерство финансов РФ упоминает лишь один коэффициент (персональный), предоставляя руководителям организаций право самим решать вопрос о его размере применительно к конкретному работнику. Рассмотрим подходы ведомств к отдельным повышающим оклады коэффициентам. Суть первого из упомянутых выше коэффициентов не очевидна из его названия, если не вспомнить, что в каждой профессиональной квалификационной группе медицинских работников (кроме первой ПКГ) должности распределены по квалификационным уровням. По этим уровням внутри ПКГ суммы окладов мало отличаются. Например, у врачей медицинских учреждений Росавиации разница в окладах по квалификационным уровням составляет100, 200 и 300 руб. Для того чтобы оклады специалистов разной квалификации различались более существенно, применяется повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности. Больших значений этот коэффициент не имеет, о чем свидетельствует табл. 2, составленная применительно к среднему медицинскому персоналу и врачам.

Установление условий оплаты труда в бюджетных учреждениях здравоохранения: на что ориентироваться?
Персональный повышающий коэффициент к окладу (ставке), как правило, устанавливается работнику с учетом сложности и важности выполняемых работ, степени самостоятельности, ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Так записано в примерных положениях об оплате труда работников бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов РФ и в ведении Росавиации. Министерствами и ведомствами называется предельный размер коэффициента (чаще всего3,0 и 4,0). В отношении каждого работника размер коэффициента определяет руководитель организации. Повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет чаще всего начинает применяться при наличии трехлетнего стажа работы; его размер увеличивается после пяти и десяти лет работы. Однако есть и другие варианты (табл. 3).

Установление условий оплаты труда в бюджетных учреждениях здравоохранения: на что ориентироваться?
Повышающий коэффициент к окладу по учреждению (структурному подразделению учреждения), как видно из анализируемых документов, носит территориальный характер,“привязан” к расположению организации в сельской местности, Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Упоминается он лишь в приказах некоторых ведомств – ФМБА, Росавтодора, Роспотребнадзора, Росавиации применительно к отдельным должностям (табл. 4).

Установление условий оплаты труда в бюджетных учреждениях здравоохранения: на что ориентироваться?
Повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию широко используется в медицинских учреждениях, где трудятся специалисты высшей, первой, второй категорий. Диапазон значений чаще всего в пределах от 0,05 до 0,15.Наиболее высокий коэффициент рекомендован для медицинских работников учреждений, подведомственных Росавиации: 0,10 (для специалистов второй категории), 0,20 (для специалистов первой категории) и 0,30 (для специалистов высшей категории).

По-разному решается вопрос об увеличении заработной платы лицам, имеющим ученые степени и ученые звания. Роспотребнадзор, например, предлагает применять в этих случаях повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию (0,10; 0,12; 0,15) для увеличения оклада тем, кто имеет ученую степень и звание “Заслуженный врач” (конкретный размер определяет руководитель учреждения). ФМБА рекомендует применять коэффициенты 0,2 при наличии ученой степени доктора наук, ученого звания профессора, звания “Народный врач” и 0,1 при наличии ученой степени кандидата наук, ученого звания доцента, звания “Заслуженный врач”.

Для медицинских и фармацевтических работников учреждений, находящихся в ведении Росавиации, в подобных случаях предусмотрены не коэффициенты к окладу, а доплаты в следующих твердых размерах:
• лицам, занимающим врачебные и провизорские должности, в том числе руководителей, имеющим ученые степени кандидата и доктора медицинских (фармацевтических, биологических, химических) наук – соответственно 3000 и 7000 руб.;
•лицам, имеющим почетное звание“Заслуженный врач”, – 3000 руб.

Как видим, в учреждениях данного ведомства доплаты за ученую степень равны доплатам, установленным законодательством для кандидатов и докторов наук, работающих в высших учебных заведениях. В Примерном положении об оплате труда работников учреждений здравоохранения Росавиации названы два весьма специфических повышающих коэффициента к окладу – “за обеспечение безопасности полетов” (0,25) и “региональный” (0,5). Ведомство рекомендует устанавливать их для руководителей структурных подразделений, специалистов, служащих учреждений здравоохранения, а также всех медицинских и фармацевтических работников, предоставляющих социальные услуги.Выбор выплат стимулирующего характера ››

Первые три пункта Перечня видов выплат стимулирующего характера, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 (далее – Перечень), определяют цель таких выплат: они должны стимулировать работника к интенсивному труду, достижению высоких результатов в процессе трудовой деятельности, качественному выполнению работ, продолжительной работе в организации или в отрасли в целом.

В пункте 4 Перечня конкретные цели выплат не установлены – речь идет просто о премиях по итогам работы. Таким образом, премиальные вознаграждения могут быть весьма разнообразными по своему целевому назначению, периодичности выплаты и обеспечению права работника на премию. При этом премии, как и выплаты, предусмотренные пунктами 1–3 Перечня, могут служить для работников стимулами (повышение интенсивности труда, качества работы, стремление достичь высоких результатов, выполнение особо важных и ответственных работ). Стимулирующий характер носят и повышающие коэффициенты к окладам, о которых речь шла выше. Если применяются и коэффициенты, и надбавки, и премии, то следует внимательно подходить к выбору производственных показателей, влияющих на увеличение заработной платы посредством различных видов выплат, чтобы не было их дублирования.

На протяжении десятилетий выплатами стимулирующего характера служили премии, входящие в премиальную систему оплаты труда. Неслучайно многие ведомства рекомендовали своим организациям устанавливать лишь премиальные выплаты, используя разнообразные показатели премирования (Росавтодор, Росавиация, Роспотребнадзор, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом). В то же время ФМБА предлагает учреждениям здравоохранения устанавливать и надбавки четырех видов, и премии. Правда, рекомендуемые повышающие коэффициенты к окладу (по занимаемой должности, учреждению (структурному подразделению), за квалификационную категорию) не отражают показателей работы, составляющих основу надбавок и премий.

К числу наиболее используемых относятся надбавки:
• за качество выполняемых работ (ФМБА, ФСПП, Минздравсоцразвития России);
• стаж непрерывной работы (ФМБА, Минфина России, ФКСН России). Министерство финансов РФ, на наш взгляд, правильно подошло к решению вопросов установления надбавок и премий. Руководителям организаций здравоохранения, находящихся в подчинении Минфина, предоставлено право самостоятельно выбирать выплаты стимулирующего характера. При этом следует руководствоваться Перечнем, уставными задачами учреждения и такими показателями оценки эффективности его работы, как отсутствие жалоб пациентов; внедрение современных методик лечения; соблюдение стандартов ведения больных с различными нозологиями; отсутствие расхождений диагнозов между поликлиникой и стационаром; постоянное повышение квалификации медицинского персонала в соответствии с международными стандартами; постоянный контроль над соблюдением санитарно-эпидемиологического режима и санитарных правил, трудовой дисциплины; пропаганда здорового образа жизни среди прикрепленного контингента (проведение лекций, бесед, выпуск санитарных бюллетеней); повышение доступности медицинской помощи; участие и проведение мероприятий согласно национальному проекту “Здоровье”. К рекомендациям, которые дают министерства и ведомства по поводу премирования, руководителям учреждений следует относиться осторожно. К сожалению, в настоящее время забыты основы премиальной системы оплаты труда.

В премиальных положениях должны устанавливаться показатели и условия премирования. Показатели премирования – это производственные факторы, за достижение которых работник поощряется, поскольку они характеризуют не только его работу, но и деятельность всего медицинского учреждения, его структурных подразделений. Условия премирования – это характеристики производственного процесса, которые не могут быть ухудшены при выполнении показателей премирования. Иными словами, при достижении и перевыполнении количественных показателей не должно быть снижено качество работы; при высококачественном выполнении работ не могут быть проигнорированы количественные показатели (нормы труда). Например, Росавиация рекомендует вводить такой показатель премирования, характеризующий интенсивность и напряженность труда, как количество лабораторно-функциональных исследований, физиотерапевтических мероприятий, оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Но можно ли премировать за большое количество подобных мероприятий, если они выполнены некачественно? Премиальные положения составляются по категориям работников. В положении необходимо указать, за что премируется соответствующая группа лиц (показатели премирования), какие параметры трудовой деятельности не могут быть нарушены (условия премирования), как определяются размеры премиальных выплат, какова систематичность поощрения. Если речь идет о премиальной системе оплаты труда (а не о единовременном поощрении в соответствии со ст. 191 ТК РФ), премиальные положения не должны позволять руководителю организации субъективно подходить к решению вопросов премирования исходя из пристрастий или антипатий. В положении следует четко оговорить, что при невыполнении условий премирования работник не имеет права на получение премии. Наличие премиального положения в организации упрощает процесс рассмотрения трудовых споров по поводу выплаты премий. В ходе разрешения трудового конфликта бывает достаточно сложно проверить соответствие принятого в организации положения действующему законодательству и действий работодателя –премиальному положению и нормам трудового законодательства.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль