Заключение договора об оказании платных медицинских услуг: определение условий

2535

Минуло пять лет со дня заседания президиума Госсовета, посвященного теме повышения доступности качественной медицинской помощи, но ситуация изменилась явно в не лучшую сторону. На федеральном уровне принимается закон о бюджетных учреждениях в отечественном здравоохранении. Интересна мотивация закона – для улучшения качества медицинской помощи. Поскольку денег на качественное улучшение оказываемой медицинской помощи нет, предлагается лучше хозяйствовать в учреждении здравоохранения. Но парадокс в том, что денег нет и не будет, а хозяйствовать нужно. Поэтому единственным источником служат денежные средства граждан.

Учитывая сказанное, следует обратить внимание на некоторые положения приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 06.02.2009№ 108 “Об упорядочении организации оказания платных медицинских услуг в акушерских стационарах Департамента здравоохранения г. Москвы”.

В пункте 3.2 приказа говорится:“С целью профилактики нарушения прав пациентов, а также недопущения в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях фактов оказания сотрудниками медицинской помощи вне рабочего времени обеспечить строгий контроль соблюдения графиков работы медицинского персонала, не допускать несанкционированные выезды врачей на роды в ночное и нерабочее время, получение денег с пациенток, в том числе в приемных отделениях за госпитализацию и предоставление отдельных палат”.

Пунктом 4 Положения (1) об оказании в акушерских стационарах медицинских услуг за плату женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде (приложение 1 к указанному приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 06.02.2009№ 108) устанавливается: “Оказание платных медицинских услуг должно осуществляться без снижения объема и качества основной (бесплатной для пациентов) лечебно-диагностической помощи. При наличии тяжелой экстрагенитальной патологии, тяжелых осложнений течения беременности и развития плода медицинская помощь не может быть оказана на платной основе”. Возникает вопрос о возможности получения бесплатной медицинской помощи при экстрагенитальной патологии средней тяжести, при осложнениях беременности средней тяжести. Медицинская статистика и данные литературы свидетельствуют, что нетяжелые осложнения беременности зачастую переходят в тяжелые.

Но самым интересным является п. 10 Положения об оказании в акушерских стационарах медицинских услуг за плату женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, устанавливающий исчерпывающий перечень поводов для взимания денежных средств:
“Сверх программы государственных гарантий беременным, роженицам и родильницам могут быть предоставлены следующие платные медицинские услуги:
• пребывание в палатах повышенной комфортности;
•индивидуальное ведение родов врачом и акушеркой;
• наблюдение и дополнительное динамическое обследование беременной при выбранном родильном доме с 36 недель беременности индивидуальным врачом;
•круглосуточная консультативная помощь пациентке индивидуальным врачом;
•дополнительные занятия по психопрофилактической подготовке беременной к родам и уходу за ребенком”.

Вопрос № 1: в чем заключается медицинская составляющая услуги “пребывание в палатах повышенной комфортности”?

Если существуют медицинские показания – любая роженица и родильница должны находиться в такой палате бесплатно. В этом случае медицинская услуга не может быть дополнительной, как указано в ст. 20Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Иначе получается, что одних беременных пациенток по медицинским показаниям туда госпитализируют, а других – нет. Если медицинские показания отсутствуют, то это немедицинская услуга.

Вопрос № 2: что представляет собой услуга “индивидуальное ведение родов врачом и акушеркой”?

В качестве предложения платной услуги пациенту – потребителю медицинской помощи с целью реализации требования Закона “О защите прав потребителей” услуга “индивидуальное ведение родов врачом и акушеркой” должна иметь определение, описание, калькуляцию, критерии безопасности, качества и исхода.

В соответствии со ст. 20 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан “Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги (выделено мной – Авт.) и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет своих личных средств…”. Председатель Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25.07.2002 № КАС02-373 указал, что при нарушении этой нормы закона каждый гражданин, подозревающий, что ему оказаны “недополнительные медицинские услуги”,вправе обратиться в суд по месту своего жительства или нахождения государственного (муниципального) учреждения здравоохранения для восстановления нарушенного права на получение бесплатной медицинской помощи.

Из этого следует, что услуга “индивидуальное ведение родов врачом и акушеркой” может быть для беременной пациентки платной только в том случае, если она является дополнительной медицинской услугой, т. е. в договоре должны быть указаны потребительские свойства и характеристики медицинской услуги именно как дополнительной. В отсутствие таковых пациентка вправе расторгнуть договор в связи с предоставлением неполной и недостоверной информации о дополнительной медицинской услуге.

Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Минздравсоцразвития России 12.07.2004и предназначенной для применения в системе здравоохранения Российской Федерации с целью обеспечения единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации, включая протоколы ведения больных, методики выполнения сложных и комплексных медицинских услуг, лицензионные требования и условия, табель оснащения медицинских учреждений, не предусмотрена медицинская работа или услуга под наименованием “индивидуальное ведение родов врачом и акушеркой”.

В данном документе указаны следующие наименования услуг и работ, касающихся родов:
• ведение патологических родов врачом;
•ведение физиологических родов;
•назначение лекарственной терапии при патологических родах;
• физические пособия в родах.

Если следовать п. 3.2 приказа о недопущении фактов оказания сотрудниками медицинской помощи вне рабочего времени, то становится ясно, что индивидуальное ведение родов врачом и акушеркой осуществляется в рабочее время, т. е. штатными сотрудниками, которые обязаны в свое рабочее время выполнять функциональные обязанности в полном объеме в отношении всех без исключения пациенток. Значит, оказывая услугу “индивидуальное ведение родов” платной пациентке, врач и акушерка не могут одновременно оказывать в полном объеме необходимую и надлежащего качества медицинскую помощь другим бесплатным пациенткам. Эти пациентки получат “неиндивидуальное ведение родов”, по всей видимости – коллективное. Данная норма напоминает известный юмористический рассказ “Кто шил костюм?”.

В качестве аргумента возможности заключения договора на оказание услуги “индивидуальное ведение родов врачом и акушеркой” приводится следующее обоснование: “Если договор заключен в 20–30 недель беременности, при отсутствии данных о патологическом течении беременности, а на более поздних сроках возникают проблемы, то задача врача, с которым заключен договор на индивидуальное ведение беременности и родов, не допустить развитие тяжелых осложнений, вовремя госпитализировать, поставить вопрос о родоразрешении. И если это не сделано или сделано с опозданием, то ставится под сомнение качество оказания медицинской помощи данным врачом. Объяснение этому факту одно: индивидуальная ответственность врача перед пациенткой, коллегами, администрацией за конечный результат”.

Данный аргумент не может быть принят, поскольку из него следует, что только доктор, заключивший договор на индивидуальное ведение беременности и родов, должен не допустить развитие тяжелых осложнений, вовремя госпитализировать, поставить вопрос о родоразрешении. А что же обязан делать врач, не заключивший договор: допускать развитие осложнений, нарушать правила госпитализации, родоразрешения?

Суждение об ответственности перед пациенткой, коллегами, администрацией находится вне правовой сферы, регулируемой ГК РФ и ТК РФ.

Постановка вопроса об индивидуальном ведении родов подразумевает, что качество родов, которые выполняются всем остальным пациенткам в тоже самое время в соответствии с п. 4 Положения (Оказание платных медицинских услуг должно осуществляться без снижения объема и качества основной (бесплатной для пациентов) лечебно-диагностической помощи), все же ниже, т. к. они не являются индивидуальными.

Если под “индивидуальностью” понимать увеличение времени контакта между врачом и платной пациенткой –“врач постоянно находится рядом в течение всего периода родов”, то нужно отметить, что эта услуга также оказывается без медицинской необходимости. Иначе, если бы существовали медицинские показания (начавшееся кровотечение, падение артериального давления, нарушения сократительной функции матки, родовой деятельности и др.), врач обязан был бы быть рядом с пациенткой вне зависимости от наличия оплаты. Следовательно, врачи акушерка, которые будут обеспечивать индивидуальные роды платной пациентке, в свое рабочее время не смогут оказать медицинскую помощь неплатным пациенткам – и даже не вправе, связанные договором об индивидуальных родах, подойти к другим роженицам.

Необходимость выделения специальной группы врачей для оказания платной медицинской помощи в родильном отделении сомнительна, поскольку вызовет трудовой конфликт между медицинскими работниками, допущенными и не допущенными к “платному пирогу”, что должно быть предметом рассмотрения трудовой инспекцией субъекта РФ.

Услуги типа “наблюдение и дополнительное динамическое обследование беременной при выбранном родильном доме с 36 недель беременности индивидуальным врачом”,“круглосуточная консультативная помощь пациентке индивидуальным врачом” также сомнительны с точки зрения медицинских показаний. Если дополнительное динамическое наблюдение не показано, то его и не следует выполнять, поскольку любое медицинское вмешательство связано с риском. Подвергать ненужному необоснованному с точки зрения отсутствия показаний риску беременную женщину, по меньшей мере, неэтично. Кроме того, это фактически навязывание ненужных услуг, что запрещается законом “О защите прав потребителей”.

Круглосуточная консультативная помощь пациентке индивидуальным врачом не может быть обеспечена очно, т. к. противоречит п. 3.2 приказа о выполнении услуг исключительно в рабочее время. Этот пункт фактически запрещает вызов индивидуального врача к пациентке домой, поскольку он либо занят на работе и должен “бросить” других пациенток, либо находится вне своего рабочего времени. Вызов индивидуального врача в родильное отделение вне рабочего времени запрещается, да и носит полукриминальный характер: кому нужна помощь врача, который устал после предыдущего дежурства и как следует не отдохнул. Такой врач потенциально опасен.

Таким образом, любая пациентка, которая не в состоянии оплатить“индивидуальное ведение родов врачом и акушеркой” должна понимать, что родильный дом, где оказываются платные услуги при родовспоможении, ей противопоказан: все усилия штатного персонала в соответствии с приказом будут направлены на оказание помощи исключительно платным роженицами родильницам.

Что касается позиции Минздравсоцразвития России по этому вопросу, то приказом № 377 от 09.06.2009 “О неотложных мерах по обеспечению гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи” предписывалось следующее.“
1. Установить, что если в личном или письменном обращении граждан в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации содержится информация о нарушениях гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, в том числе:
• о незаконном взимании врачами и средним медицинским персоналом медицинских организаций денежных средств за оказание медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотренной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – программа);
•незаконном взимании денежных средств в кассу медицинских организаций за оказание за плату медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотренной программой;
• взимании денежных средств за предоставление платных медицинских услуг, не предусмотренных программой, на осуществление которых у медицинской организации не имеется специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением;
•незаконном взимании денежных средств за выдачу справок, направлений на лечение, рецептов на отпуск лекарственных средств и др.
Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения, Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения, Департамент высокотехнологичной медицинской помощи, Департамент развития медицинского страхования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в рамках своей компетенции в 3-дневный срок со дня поступления соответствующей информации готовит проект поручения заместителя Минздравсоцразвития России Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития проверить поступившую от граждан информацию о нарушениях гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

2. Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в недельный срок проверять информацию, указанную в п. 1 настоящего приказа, информировать о результатах проверки Министерство, при необходимости в рамках возложенных на Службу полномочий принимать меры по устранению выявленных нарушений гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и предотвращению их совершения, а также при наличии в действиях проверяемых лиц признаков правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, либо преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, незамедлительно информировать об этом соответствующие правоохранительные органы”. Но через пять месяцев приказом Минздравсоцразвития России от02.12.2009 № 937 приказ от 29.06.2009№ 377 “О неотложных мерах по обеспечению гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи” был признан утратившим силу.

Всего полгода понадобилось Минздравсоцразвития России, чтобы искоренить коррупцию:
• незаконное взимание врачами и средним медицинским персоналом медицинских организаций денежных средств за оказание медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотренной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее –программа);
• незаконное взимание денежных средств в кассу медицинских организаций за оказание за плату медицинской помощи (предоставление услуг),предусмотренной программой;
•взимание денежных средств за предоставление платных медицинских услуг, не предусмотренных программой, на осуществление которых у медицинской организации не имеется специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением;
•незаконное взимание денежных средств за выдачу справок, направлений на лечение, рецептов на отпуск лекарственных средств и др.Источник информации

1 Приложение 1 к приказу руководителя Департамента здравоохранения города Москвы от 06.02.2009 № 108.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль