Реформа медицинского страхования в России

4742

В действующем законодательстве Российской Федерации заложен механизм финансового подкрепления гарантий предоставления каждому бесплатной медицинской помощи. Одной из форм защиты интересов населения в сфере здравоохранения является медицинское страхование.

На этапе перехода крыночной экономике Закон Российской Федерации от 28.06.1991№ 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”(1) служил своеобразным буфером, смягчающим последствия негативных процессов. Однако в настоящее время закон не соответствует современным требованиям к созданию действенных механизмов обеспечения прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи по ряду оснований.

Так, в Российской Федерации не созданы условия, при которых центральным элементом системы обязательного медицинского страхования является застрахованный гражданин. Законодательное закрепление права выбора страховой медицинской организации одновременно за гражданином и за страхователем привело к фактическому устранению граждан от участия в выборе. Отсутствие требований оплаты медицинских услуг по полному тарифу не дает возможности обеспечить право граждан на свободный выбор медицинской организации вне зависимости от формы собственности. Более того, не установлены требования к размеру страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, чем объясняется разный уровень финансового обеспечения оказания медицинской помощи и, как следствие, качества и объема медицинской помощи, предоставляемой в субъектах Российской Федерации.

До настоящего времени законодательно не определен правовой статус ни Федерального фонда обязательного медицинского страхования и его территориальных фондов, ни страховых медицинских организаций как субъектов системы обязательного медицинского страхования, отсутствуют нормы, определяющие права страховых медицинских организаций по контролю объемов, сроков и качества медицинской помощи. Несовершенной остается структура управления системой страхования, отсутствуют положения о единой базе данных застрахованных лиц, что затрудняет предоставление медицинской помощи за пределами субъекта Российской Федерации, в котором застрахован гражданин.

В ближайшие годы исполнение публичных обязательств государства по оказанию бесплатной медицинской помощи будет обеспечиваться, главным образом, благодаря значительному повышению государственных расходов на здравоохранение. До 2020 г. предусмотрено увеличение доли государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте до 5,5%2. Вместе с тем показатель смертности в России остается самым высоким среди европейских стран, поскольку численность населения начиная с 1995 г.постоянно сокращалась (с 148 млн до142 млн в 2008 г.) (3).

В этих условиях 9 июля 2010 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла в первом чтении внесенный Правительством законопроект “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, который в ходе широкого публичного обсуждения вызвал немало критических замечаний. Так, одной из претензий РСПП является то, что законопроект закрепляет отход от страховой медицины; комитет Госдумы по финансовому рынку предложил исключить страховые медицинские организации из системы как незаинтересованных посредников и др. Среди замечаний высказывалось и такое: концепция создания обязательного медицинского страхования не является ни страховой, ни бюджетной в полной мере, и объединить данные элементы невозможно.

В этой связи следует упомянуть Федеральный закон от 16.10.2010№ 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” и статью 33 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”», рассмотренный в июне 2010 г. в первом чтении и положивший начало реформе медицинского страхования. Согласно внесенным в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (4) изменениям, увеличились тарифы страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в доход бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, с 2,1 до 3,1%. В результате в фонд модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации поступило460 млрд руб.

В соответствии с отчетом Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина о деятельности Правительства РФ, представленного в апреле 2010 г. в Государственной Думе РФ, полученными средствами предполагается распорядиться следующим образом: 300 млрд руб. направить на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;24 млрд руб. – на внедрение современных информационных систем в здравоохранении, обеспечивающих переход на единый полис обязательного медицинского страхования;136 млрд руб. – на повышение уровня обеспеченности стандартов предоставления медицинских услуг по таким статьям затрат, как заработная плата медицинского персонала, лекарства, питание больных, расходные материалы и диагностическое оборудование.

Таким образом, в Российской Федерации закрепляются принципы обязательного медицинского страхования как составной части обязательного социального страхования: всеобщий характер обязательного медицинского страхования, государственная гарантия защиты застрахованных лиц от социальных рисков, автономность финансовой системы обязательного медицинского страхования.

Движущими силами реформирования чаще всего являются экономические факторы, и в данном случае проблема – на какие средства будет осуществляться реформа медицинского страхования – актуальна не только в России. Возможны разные способы ее законодательного разрешения. В США, например, согласно внесенному в Палату представителей в ноябре 2009 г. законопроекту “Об охране здоровья” две трети стоимости проведения реформы медицинского страхования планируется финансировать за счет переориентации и перемещения государственных вложений в здравоохранение, а треть – за счет дополнительного налогообложения лиц с высокими доходами. Подсчитано, что реформа медицинского страхования в США обойдется в 900 млрд долл. за десять лет, при этом она не вызовет увеличения дефицита федерального бюджета.

В соответствии с рассмотренным в июле 2010 г. в первом чтении проектом федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” застрахованные лица будут иметь страховой медицинский полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории Российской Федерации. Кроме того, закрепляется право застрахованного лица на выбор или замену страховой медицинской организации, при этом страховые медицинские организации не вправе отказать ему в таком выборе. Право на оказание медицинской помощи в любой медицинской организации, работающей в системе обязательного медицинского страхования, получит каждый гражданин России. Таким образом, предусматривается введение в заявительном порядке в систему обязательного медицинского страхования медицинских организаций любых организационно-правовых форм, имеющих имущество любой формы собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Примечательно, что медицинским организациям не будет требоваться решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об участии в системе обязательного медицинского страхования.

В США предлагаемый законопроектом план, напротив, вводит конкурентную систему страхования малоимущих при поддержке государства, не отменяя частного страхования. Оппоненты справедливо заявляют, что нововведение вытеснит с рынка частные страховые фирмы, и это будет первым шагом к социализации американской системы здравоохранения.

В целях повышения качества оказания медицинской помощи застрахованным российским гражданам законопроект обеспечивает создание конкурентной среды благодаря включению в систему обязательного медицинского страхования частных медицинских организаций. В нынешних условиях закон ограничивает участие частных медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования. Законопроект предусматривает возможность перехода на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования, поскольку устанавливается оплата медицинской помощи по тарифу, включающему все статьи расходов, кроме капитальных вложений и расходов на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. Тарифы являются едиными для всех страховых медицинских организаций, оплачивающих медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в одной медицинской организации. Одновременно разработчики российского законопроекта предлагают установить, что единым страховщиком в системе обязательного медицинского страхования будет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Вопрос о необходимости придания территориальному фонду статуса полноценного субъекта системы обязательного медицинского страхования, предоставления ему юридически обоснованной возможности выступать в качестве страховщика давно обсуждается в научных кругах (5). Однако лишь сейчас предполагается законодательно определить правовой статус всех субъектов обязательного медицинского страхования, а также механизм их взаимодействия. Примечательно, что страхователями для работающих граждан являются плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование, предусмотренные ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”, а страхователями для неработающих граждан – органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В нынешних условиях территориальная программа ОМС в субъектах РФ в 2011–2012 гг. может предусматривать оказание медицинской помощи при наличии отдельных заболеваний и состояний здоровья, не включенных в базовую программу ОМС, без соблюдения условия выполнения нормативов финансового обеспечения, установленных базовой программой ОМС. При этом дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также связанные с ними объемы утверждаются в территориальной программе ОМС раздельно от входящих в состав базовой программы. Из этого следует, что главной целью реформы медицинского страхования в Российской Федерации наряду с модернизацией системы здравоохранения и контролем над стремительно растущими расходами в данной сфере является предупреждение заболеваний, обеспечение доступного и всеохватывающего страхования, повышение качества медицинских услуг; профилактический контроль, намерение инвестировать в профилактику здоровья.

В период осуществления преобразований неизбежны не только обоснованная критика отдельных элементов реформы медицинского страхования, но и противодействие реформе. Законы служат фундаментом, обеспечивающим проведение любых реформ. На этапе их разработки важен правовой анализ, позволяющий не только выявлять характерные черты отраслевого законодательного регулирования, их отличие от действующих норм, но и оценивать их адекватность быстро меняющимся условиям развития медицинского страхования в мире.Источники информации

1 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920.
2 Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
3 См.: Герасименко Н.Ф. Сверхсмертность населения – главная демографическая проблема России в контексте европейских тенденций здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. № 3. С. 10.
4 Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3738.
5 Машкова С.Ю. К вопросу о правовом статусе территориального фонда обязательного медицинского страхования//Медицинское право и этика. 2003. № 2. Пирогов М.В. Финансирование лечебных и профилактических мероприятий засчет территориального фонда обязательного медицинского страхования // ГлавВрач. 2006. № 4.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль