Организация оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе в ГКУЗ КО “Кемеровский областной хоспис”

2787
Организация оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе в ГКУЗ КО “Кемеровский областной хоспис”

«…Функции выездной службы хосписа Чтобы эффективно и экономично использовать имеющиеся ресурсы здравоохранения, необходимо увеличить доступность и повысить качество медицинских услуг, организовать в хосписах выездные службы, тесно сотрудничающие с онкологическими диспансерами, участковой и социальной службами.

Так, основным методом работы ГКУЗ КО “Кемеровский областной хоспис” является обеспечение этапности и преемственности при оказании помощи инкурабельным больным. Выездная служба этого лечебного учреждения представлена одной выездной бригадой в составе врача и медицинской сестры (фельдшера), прошедших обучение по оказанию паллиативной помощи. Постоянная работа этих сотрудников в бригаде выездной службы очень удобна как медицинскому персоналу, так и пациентам и их родственникам. Это помогает в общении между ними (способствует доверию, созданию располагающей атмосферы), лечении и наблюдении, ведь больные находятся под медицинским наблюдением пожизненно.

Функции выездной службы:

  • первичное посещение, оценка состояния больного;
  • адекватное обезболивание и купирование других физических симптомов;
  • организация стационара на дому;
  • динамическое наблюдение;
  • осуществление взаимосвязи с участковой службой;
  • обучение родственников уходу за больным;
  • психологическая поддержка больного и ухаживающих за ним родственников;
  • госпитализация в стационар;
  • выработка отношения к смерти как к нормальному этапу жизненного пути человека;
  • оказание помощи в удовлетворении духовных потребностей больного и его близких;
  • решение социальных и юридических вопросов;
  • решение вопросов медицинской биоэтики.

Организация работы выездной службы Благодаря долгой и упорной работе областного хосписа, его информационной деятельности врачи других государственных лечебных учреждений (диспансеров, поликлиник) стали своевременно информировать инкурабельных пациентов о его работе и выписывать направления на госпитализацию. Однако пациенты не всегда готовы к лечению в условиях стационара и не все нуждаются в нем. Таких больных наблюдает выездная служба. Обычно больные или их родственники сами обращаются по телефону в хоспис. Врач либо медицинская сестра (фельдшер) выездной службы регистрируют звонок в специальном журнале и договариваются о времени посещения пациента.

Во время личной встречи с больным врач изучает медицинскую документацию (заключение, направление, результаты анализов, проводимую прежде терапию и т. п.), знакомится с пациентом и его родственниками, оценивает быт, психологическую и социальную обстановку. На основе полученных данных онкологический больной берется на курацию. С этого момента выездная служба наблюдает за пациентом пожизненно.

В случае ухудшения состояния, социально-психологического климата, развития тягостных симптомов и синдромов, а также при наличии добровольного согласия пациента госпитализируют в хоспис. Функции врача и медицинской сестры (фельдшера) в составе выездной бригады подробно описаны в Положении о выездной службе ГКУЗ КО “Кемеровский областной хоспис”.

Работу выездной службы контролирует заместитель главного врача по медицинской части (заведующий отделением). Ежедневно во время пятиминутки бригада отчитывается о работе, проделанной за прошедший день, и о работе, запланированной на текущий день.

Цель организации стационара на дому для пациентов хосписа – оказание медицинской помощи тем больным, состояние которых не позволяет посещать ЛПУ, а также нуждающимся в стационарном лечении, но не госпитализированным по каким-либо причинам (в силу желания пациента умереть дома, оставаться в кругу семьи), при условии, что состояние больного и домашние условия (социальные, моральные, материальные) позволяют организовать уход за ним на дому. Медикаменты в этом случае приобретаются за счет больных. Тем, кто имеет право на льготное обеспечение, медикаменты выписываются в соответствии с их льготами.

Предметами ухода – креслом-каталкой, креслом-туалетом, ходунками, противопролежневым матрацем и прочими – больных обеспечивает хоспис. По окончании курации пациента предметы ухода возвращаются обратно.

При ухудшении течения заболевания больной с его согласия и согласия родственников незамедлительно переводится в стационар круглосуточного пребывания (хоспис). В случае отказа от перевода в хоспис обслуживание на дому осуществляется до смерти пациента и после нее, если родственникам умершего требуется психологическая помощь в связи с тяжелой утратой. Для успешного оказания догоспитальной паллиативной помощи существенное значение имеет эффективность взаимодействия между участковым врачом, медсестрами общей практики с одной стороны и врачом и медицинской сестрой (фельдшером) хосписа с другой.

Бригада выезжает не только по вызовам, принятым от больного или его родственников, но и по вызову участковых врачей поликлиник, врачей общей врачебной практики (ОВП), онкодиспансера, областной больницы (гематологического, нефрологического, нейрохирургического отделений), гепатоцентра МБУЗ “Городская клиническая больница № 3 им. М.А. Подгорбунского” г. Кемерово. Бригады скорой помощи осуществляют транспортировку инкурабельных пациентов, поступающих в хоспис в плановом порядке, а также при необходимости оказывают экстренную медицинскую помощь в пределах своих должностных обязанностей.

На каждого больного, наблюдаемого выездной службой на дому, заводится амбулаторная карта инкурабельного больного, разработанная методическим отделом хосписа совместно с выездной службой. В ней отражаются паспортные данные, сведения о заболевании и предыдущем лечении, социальный и психологический статус больного, дата госпитализации, вид помощи, осмотр и назначение врача.

Совместно с пациентом и его родственниками составляется план ведения больного. Наибольшая нагрузка приходится на понедельник и пятницу в связи с отсутствием амбулаторной медицинской помощи в выходные дни. Количество посещений в год составляет около 1200, в основном это повторные посещения, т. к. каждый пациент тщательно наблюдается и посещается не реже одного раза в месяц, а при необходимости и чаще. Кратность посещений определяется состоянием больного. Среднее время, затрачиваемое на один вызов, составляет 45 мин без учета времени на дорогу.

Бригада выездной службы ездит на специализированной машине скорой медицинской помощи, в которой имеются носилки для транспортировки больного. В распоряжении хосписа автомобиль предоставляет ГКУЗ КО “Управление транспорта”.

Информирование населения…

Лекарственная терапия

Одним из основных проявлений тяжелого заболевания является хроническая боль, которая регистрируется примерно у 90% больных в стадии генерализации онкологического процесса и в терминальных стадиях других хронических недугов. Лекарственная терапия является основным способом купирования хронической боли различного типа и различной интенсивности. В традиционном варианте, рекомендованном комитетом экспертов ВОЗ в 1986 г., для купирования хронического болевого синдрома (ХБС) нарастающей интенсивности применяют ненаркотические и наркотические анальгетики по трехступенчатой системе. На сегодняшний день (август 2012 г.) на учете выездной службы хосписа находится 89 пациентов, шестеро из них – в стационаре хосписа. От ХБС тяжелой степени страдает 21 пациент, получающий наркотические анальгетики в неинвазивной форме (МСТ-континус и ТТС-дюрогезик). У 18 пациентов наблюдается ХБС средней степени тяжести, который купируется слабыми опиатами и ненаркотическими анальгетиками. Своевременная и качественная помощь на догоспитальном этапе позволяет уменьшить количество госпитализаций в хоспис и другие ЛПУ, существенно улучшает качество жизни пациентов.

Психологическая и социальная помощь

К сожалению, очень часто пациенты остаются один на один со своей болезнью, что значительно затрудняет их медицинскую и социальную адаптацию. В связи с этим медицинские работники хосписа оказывают им психологическую поддержку. Родственники пациента обучаются правилам общения и ухода за больными и также получают психологическую поддержку.

Для удовлетворения духовных потребностей пациентов в Кемеровском областном хосписе имеется больничная церковь Св. Елизаветы. Служители церкви выезжают на дом к пациенту для оказания духовной поддержки (проведения проповеди, молитвы, причастия, крещения, отпевания).

Социальная помощь, оказываемая хосписом, включает совокупность социальных услуг (организацию помощи социального работника, содействие в получении медицинской, правовой и социально-психологической помощи, посещении поликлиник, доставку продуктов питания и лекарственных средств, уборку квартиры, организацию досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются как на дому, так и в стационаре.

Перспективы работы выездных бригад

Причиной госпитализации в хоспис более чем 30% пациентов являются социальные или социально-медицинские показания. Возможности выездной службы могли бы быть существенно расширены при наличии большего количества бригад. В настоящее время в областном хосписе имеется только одна выездная бригада. По рекомендациям ВОЗ количество таких бригад определяется из расчета: одна бригада на 300 тыс. населения. Следовательно, в Кемеровской области, население которой составляет 2,8 млн человек, должно быть девять бригад, однако пока имеется только две – в областном хосписе и в отделении хосписа при ГБУЗ КО “Городская клиническая больница № 4”. В скором будущем должны быть решены вопросы нормативно-правовой базы хосписов (штатного расписания, стандартов оснащения отделений, формы оказания паллиативной помощи). Количество выездных бригад будет соответствовать потребности, что позволит оказывать своевременную и более качественную медико-социальную помощь населению на догоспитальном этапе. Кроме того, это поспособствует уменьшению количества вызовов участковых врачей и бригад скорой помощи и позволит выгоднее и рациональнее использовать медико-социальные ресурсы.

Приложения:

ПОЛОЖЕНИЕ о выездной службе ГКУЗ КО “Кемеровский областной хоспис” …

АМБУЛАТОРНАЯ КАРТА инкурабельного больного…».

Статья приведена с сокращениями, полная версия статьи в журнале "Главная медицинская сестра" №9 2012»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль