text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Организация оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе в ГКУЗ КО “Кемеровский областной хоспис”

  • 7 сентября 2012
  • 2810
Организация оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе в ГКУЗ КО “Кемеровский областной хоспис”

«…Функции выездной службы хосписа Чтобы эффективно и экономично использовать имеющиеся ресурсы здравоохранения, необходимо увеличить доступность и повысить качество медицинских услуг, организовать в хосписах выездные службы, тесно сотрудничающие с онкологическими диспансерами, участковой и социальной службами.

Так, основным методом работы ГКУЗ КО “Кемеровский областной хоспис” является обеспечение этапности и преемственности при оказании помощи инкурабельным больным. Выездная служба этого лечебного учреждения представлена одной выездной бригадой в составе врача и медицинской сестры (фельдшера), прошедших обучение по оказанию паллиативной помощи. Постоянная работа этих сотрудников в бригаде выездной службы очень удобна как медицинскому персоналу, так и пациентам и их родственникам. Это помогает в общении между ними (способствует доверию, созданию располагающей атмосферы), лечении и наблюдении, ведь больные находятся под медицинским наблюдением пожизненно.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Функции выездной службы:

  • первичное посещение, оценка состояния больного;
  • адекватное обезболивание и купирование других физических симптомов;
  • организация стационара на дому;
  • динамическое наблюдение;
  • осуществление взаимосвязи с участковой службой;
  • обучение родственников уходу за больным;
  • психологическая поддержка больного и ухаживающих за ним родственников;
  • госпитализация в стационар;
  • выработка отношения к смерти как к нормальному этапу жизненного пути человека;
  • оказание помощи в удовлетворении духовных потребностей больного и его близких;
  • решение социальных и юридических вопросов;
  • решение вопросов медицинской биоэтики.

Организация работы выездной службы Благодаря долгой и упорной работе областного хосписа, его информационной деятельности врачи других государственных лечебных учреждений (диспансеров, поликлиник) стали своевременно информировать инкурабельных пациентов о его работе и выписывать направления на госпитализацию. Однако пациенты не всегда готовы к лечению в условиях стационара и не все нуждаются в нем. Таких больных наблюдает выездная служба. Обычно больные или их родственники сами обращаются по телефону в хоспис. Врач либо медицинская сестра (фельдшер) выездной службы регистрируют звонок в специальном журнале и договариваются о времени посещения пациента.

Во время личной встречи с больным врач изучает медицинскую документацию (заключение, направление, результаты анализов, проводимую прежде терапию и т. п.), знакомится с пациентом и его родственниками, оценивает быт, психологическую и социальную обстановку. На основе полученных данных онкологический больной берется на курацию. С этого момента выездная служба наблюдает за пациентом пожизненно.

В случае ухудшения состояния, социально-психологического климата, развития тягостных симптомов и синдромов, а также при наличии добровольного согласия пациента госпитализируют в хоспис. Функции врача и медицинской сестры (фельдшера) в составе выездной бригады подробно описаны в Положении о выездной службе ГКУЗ КО “Кемеровский областной хоспис”.

Работу выездной службы контролирует заместитель главного врача по медицинской части (заведующий отделением). Ежедневно во время пятиминутки бригада отчитывается о работе, проделанной за прошедший день, и о работе, запланированной на текущий день.

Цель организации стационара на дому для пациентов хосписа – оказание медицинской помощи тем больным, состояние которых не позволяет посещать ЛПУ, а также нуждающимся в стационарном лечении, но не госпитализированным по каким-либо причинам (в силу желания пациента умереть дома, оставаться в кругу семьи), при условии, что состояние больного и домашние условия (социальные, моральные, материальные) позволяют организовать уход за ним на дому. Медикаменты в этом случае приобретаются за счет больных. Тем, кто имеет право на льготное обеспечение, медикаменты выписываются в соответствии с их льготами.

Предметами ухода – креслом-каталкой, креслом-туалетом, ходунками, противопролежневым матрацем и прочими – больных обеспечивает хоспис. По окончании курации пациента предметы ухода возвращаются обратно.

При ухудшении течения заболевания больной с его согласия и согласия родственников незамедлительно переводится в стационар круглосуточного пребывания (хоспис). В случае отказа от перевода в хоспис обслуживание на дому осуществляется до смерти пациента и после нее, если родственникам умершего требуется психологическая помощь в связи с тяжелой утратой. Для успешного оказания догоспитальной паллиативной помощи существенное значение имеет эффективность взаимодействия между участковым врачом, медсестрами общей практики с одной стороны и врачом и медицинской сестрой (фельдшером) хосписа с другой.

Бригада выезжает не только по вызовам, принятым от больного или его родственников, но и по вызову участковых врачей поликлиник, врачей общей врачебной практики (ОВП), онкодиспансера, областной больницы (гематологического, нефрологического, нейрохирургического отделений), гепатоцентра МБУЗ “Городская клиническая больница № 3 им. М.А. Подгорбунского” г. Кемерово. Бригады скорой помощи осуществляют транспортировку инкурабельных пациентов, поступающих в хоспис в плановом порядке, а также при необходимости оказывают экстренную медицинскую помощь в пределах своих должностных обязанностей.

На каждого больного, наблюдаемого выездной службой на дому, заводится амбулаторная карта инкурабельного больного, разработанная методическим отделом хосписа совместно с выездной службой. В ней отражаются паспортные данные, сведения о заболевании и предыдущем лечении, социальный и психологический статус больного, дата госпитализации, вид помощи, осмотр и назначение врача.

Совместно с пациентом и его родственниками составляется план ведения больного. Наибольшая нагрузка приходится на понедельник и пятницу в связи с отсутствием амбулаторной медицинской помощи в выходные дни. Количество посещений в год составляет около 1200, в основном это повторные посещения, т. к. каждый пациент тщательно наблюдается и посещается не реже одного раза в месяц, а при необходимости и чаще. Кратность посещений определяется состоянием больного. Среднее время, затрачиваемое на один вызов, составляет 45 мин без учета времени на дорогу.

Бригада выездной службы ездит на специализированной машине скорой медицинской помощи, в которой имеются носилки для транспортировки больного. В распоряжении хосписа автомобиль предоставляет ГКУЗ КО “Управление транспорта”.

Информирование населения…

Лекарственная терапия

Одним из основных проявлений тяжелого заболевания является хроническая боль, которая регистрируется примерно у 90% больных в стадии генерализации онкологического процесса и в терминальных стадиях других хронических недугов. Лекарственная терапия является основным способом купирования хронической боли различного типа и различной интенсивности. В традиционном варианте, рекомендованном комитетом экспертов ВОЗ в 1986 г., для купирования хронического болевого синдрома (ХБС) нарастающей интенсивности применяют ненаркотические и наркотические анальгетики по трехступенчатой системе. На сегодняшний день (август 2012 г.) на учете выездной службы хосписа находится 89 пациентов, шестеро из них – в стационаре хосписа. От ХБС тяжелой степени страдает 21 пациент, получающий наркотические анальгетики в неинвазивной форме (МСТ-континус и ТТС-дюрогезик). У 18 пациентов наблюдается ХБС средней степени тяжести, который купируется слабыми опиатами и ненаркотическими анальгетиками. Своевременная и качественная помощь на догоспитальном этапе позволяет уменьшить количество госпитализаций в хоспис и другие ЛПУ, существенно улучшает качество жизни пациентов.

Психологическая и социальная помощь

К сожалению, очень часто пациенты остаются один на один со своей болезнью, что значительно затрудняет их медицинскую и социальную адаптацию. В связи с этим медицинские работники хосписа оказывают им психологическую поддержку. Родственники пациента обучаются правилам общения и ухода за больными и также получают психологическую поддержку.

Для удовлетворения духовных потребностей пациентов в Кемеровском областном хосписе имеется больничная церковь Св. Елизаветы. Служители церкви выезжают на дом к пациенту для оказания духовной поддержки (проведения проповеди, молитвы, причастия, крещения, отпевания).

Социальная помощь, оказываемая хосписом, включает совокупность социальных услуг (организацию помощи социального работника, содействие в получении медицинской, правовой и социально-психологической помощи, посещении поликлиник, доставку продуктов питания и лекарственных средств, уборку квартиры, организацию досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются как на дому, так и в стационаре.

Перспективы работы выездных бригад

Причиной госпитализации в хоспис более чем 30% пациентов являются социальные или социально-медицинские показания. Возможности выездной службы могли бы быть существенно расширены при наличии большего количества бригад. В настоящее время в областном хосписе имеется только одна выездная бригада. По рекомендациям ВОЗ количество таких бригад определяется из расчета: одна бригада на 300 тыс. населения. Следовательно, в Кемеровской области, население которой составляет 2,8 млн человек, должно быть девять бригад, однако пока имеется только две – в областном хосписе и в отделении хосписа при ГБУЗ КО “Городская клиническая больница № 4”. В скором будущем должны быть решены вопросы нормативно-правовой базы хосписов (штатного расписания, стандартов оснащения отделений, формы оказания паллиативной помощи). Количество выездных бригад будет соответствовать потребности, что позволит оказывать своевременную и более качественную медико-социальную помощь населению на догоспитальном этапе. Кроме того, это поспособствует уменьшению количества вызовов участковых врачей и бригад скорой помощи и позволит выгоднее и рациональнее использовать медико-социальные ресурсы.

Приложения:

ПОЛОЖЕНИЕ о выездной службе ГКУЗ КО “Кемеровский областной хоспис” …

АМБУЛАТОРНАЯ КАРТА инкурабельного больного…».

Статья приведена с сокращениями, полная версия статьи в журнале "Главная медицинская сестра" №9 2012»

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.