text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Совершенствование нормативно-правового регулирования обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации

  • 1 октября 2012
  • 7201

Проблемы обеспечения качества медицинской помощи являются в настоящее время одними из ключевых в здравоохранении. Авторами разработан и направ­лен на рассмотрение в комитет по охране здоровья Государственной Думы РФ проект федерального закона "Об обеспечении качества медицинской помощи в Российской Федерации". Предлагаем читателям ознакомиться с законопроек­том, высказать свое мнение относительно необходимости принятия подоб­ного закона и свои пожелания.

Целесообразность принятия федерального закона "Об обеспечении ка­чества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации" продиктована, на наш взгляд, следующими причинами.

Во-первых, несмотря на то что задача предоставления населению РФ качественной медицинской помощи является определяющей в отечествен­ном здравоохранении и качество медицинской помощи (далее - КМП) должно постоянно повышаться, ни один из действующих медико-социальных законов в России не декларирует качество как основную харак­теристику медицинской помощи.

В России на законодательном уровне не закреплено, что такое КМП, что включает в себя его обеспечение, что влияет или может влиять на качество, не определены субъекты обеспечения КМП, а соответственно и полномо­чия в этой сфере. В итоге не сформирован системный подход к вопросам нормативно-правового регулирования в данной области, не определены четкие постановочные задачи для органов управления здравоохранением и медицинских организаций, так что планирование работы в области обе­спечения качества либо отсутствует, либо носит случайный характер.

Во-вторых, в настоящее время в здравоохранении РФ сформирована сложная и достаточно сильная система контроля КМП. В этой связи следует отметить удачный и весьма своевременный закон, принятый Законодательным собранием Санкт-Петербурга, - от 22.12.2008 № 750-142 "О контроле качества медицинской помощи в Санкт-Петербурге", ряд положений кото­рого нашли свое отражение и в предлагаемом законопроекте.

Между тем у значительной части медицинского сообщества страны сформировалось мнение, что обеспечение качества - это и есть, прежде всего, контроль. Контроль является необходимым, но далеко не единствен­ным и не самым главным компонентом системы обеспечения качества. Раз­вивая только систему контроля, мы, так или иначе, будем делать акцент на выявлении, а не на предупреждении недостатков, что противоречит об­щепринятой в мире теории качества.

Известно, что задача обеспечения КМП многокомпонентна. В этой свя­зи необходимо не только законодательно закрепить данную многокомпонентность, но и показать обеспечение КМП в России как систему, тогда бу­дут ясны и механизмы его управления.

В-третьих, в обществе сложилось устойчивое мнение, что КМП зависит, прежде всего, от тех, кто ее оказывает, т. е. от медицинских работников. Од­нако это далеко не так, что особенно заметно на фоне объективно нараста­ющих требований технологического перевооружения отрасли. В результате ответственность органов власти, во многом влияющих на обеспечение КМП, неоправданно занижена. Необходимо на законодательном уровне опреде­лить полномочия в области обеспечения качества между уровнями власти.

В-четвертых, крайне важно формирование правовых механизмов, обе­спечивающих повышение КМП в частной системе здравоохранения. В на­стоящее время в частном здравоохранении данные механизмы, за исключе­нием упомянутых выше контрольных и надзорных со стороны государства, практически отсутствуют.

И, наконец, вопросы улучшения качества в здравоохранении требуют законодательного закрепления в связи с поставленной задачей инноваци­онного развития отрасли. Необходимо формирование соответствующих правовых условий, способствующих повышению КМП на всех этапах ее ока­зания.

Законопроект предлагает следующее:

• рассматривать обеспечение КМП как конкретную систему, включаю­щую в себя вполне определенные компоненты;

• определить субъекты обеспечения КМП. Должно быть ясно, кого кон­кретно касается данный закон и его положения;

• определить полномочия в области обеспечения качества между уров­нями власти;

• определить принципы формирования критериев КМП на определен­ной территории, в определенной медицинской организации, у опреде­ленного врача, определенному больному;

• четко определить, что включает в себя качество ресурсов в здравоох­ранении и от кого оно зависит, при этом максимально ясно должна быть показана ответственность органов власти за данный компонент систе­мы обеспечения качества;

• законодательно закрепить механизм страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Как известно, данный ин­струмент в отечественном здравоохранении, в отличие от большинства развитых стран, сегодня не имеет развития;

• законодательно закрепить, что все требования по обеспечению КМП, а не только в части его контроля, обязательны и для частной системы здравоохранения;

• законодательно закрепить обязательное участие частных медицинских организаций в саморегулируемых организациях как внутренний меха­низм обеспечения КМП в частном секторе;

• законодательно уполномочить государственный орган по надзору и контролю в сфере здравоохранения вести реестр саморегулируемых медицинских организаций и контролировать их деятельность;

• определить полномочия по финансовому обеспечению КМП.

В представленном законопроекте не раскрываются положения, доста­точно подробно изложенные в других законодательных актах. Например, права пациента детально отражены в Основах законодательства Россий­ской Федерации об охране здоровья граждан, законопроект предлагает конкретизировать и закрепить дополнительные механизмы реализации и обеспечения данных прав.

Авторы понимают все издержки предлагаемого законопроекта с юри­дической точки зрения. Однако мы убеждены, что идеология медицинских законов должна формироваться, прежде всего, специалистами в сфере здравоохранения, а когда указанная идеология сформирована, необходи­мо качественное юридическое обеспечение.

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением в меди­цинских организациях Российской Федерации деятельности по обеспечению качества медицин­ской помощи, оказываемой гражданам, устанавливает задачи и принципы обеспечения качества медицинской помощи, определяет полномочия субъектов обеспечения качества медицинской по­мощи.

2. Целями настоящего Закона являются:

- обеспечение в Российской Федерации права граждан на охрану здоровья путем улучшения качества медицинской помощи на основе постоянного совершенствования ресурсной и техно­логической оснащенности здравоохранения, эффективного управления оказанием медицин­ской помощи, предупреждения и устранения причин несоблюдения медицинских технологий, неэффективного использования кадровых, материально-технических, финансовых и инфор­мационных ресурсов здравоохранения и медицинского страхования;

- наиболее полное удовлетворение потребностей населения Российской Федерации в качествен­ной медицинской помощи;

- совершенствование правовых гарантий обеспечения качества медицинской помощи в Россий­ской Федерации;

- осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи уста­новленным требованиям, правилам, порядкам, регламентам, стандартам медицинской помо­щи, нормативным правовым актам, устанавливающим критерии качества, содержание и объ­ем медицинской помощи.

3. Обеспечение качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с Конститу­цией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан, иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нор­мативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнитель­ных органов государственной власти, нормативными правовыми актами муниципальных обра­зований.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

  • качество медицинской помощи - система критериев, позволяющих определить качество ока­зания медицинской помощи на определенной территории, в определенной медицинской орга­низации, у определенного врача, отдельному больному;
  • контроль качества медицинской помощи - деятельность по проверке, оценке и анализу соот­ветствия качества оказываемой медицинской помощи установленным требованиям, прави­лам, регламентам, порядкам, стандартам медицинской помощи и нормативным правовым ак­там, устанавливающим критерии качества, содержание и объем медицинской помощи;
  • критерии качества медицинской помощи - требования и показатели, позволяющие опреде­лить качество медицинской помощи на определенной территории, в определенной медицин­ской организации, у определенного врача, отдельному больному;
  • медицинские организации - организации независимо от форм собственности, осуществляю­щие медицинскую деятельность в соответствии с действующим законодательством;
  • медицинская помощь - комплекс профилактических, диагностических, лечебных, реабилита­ционных, протезно-ортопедических, зубопротезных и связанных с ними организационных мероприятий, проводимых медицинскими работниками пациентам с целью сохранения, прод­ления и повышения качества их жизни, сохранения и улучшения состояния их здоровья;
  • медицинские технологии - совокупность методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, с помощью которых данные методы осуществляются;
  • обеспечение качества медицинской помощи - деятельность, направленная на выполнение тре­бований к качеству медицинской помощи на определенной территории, в определенной меди­цинской организации, у определенного врача, отдельному больному;
  • оценка качества медицинской помощи - методика оценки качества выполнения медицинской помощи на основании утвержденных критериев;
  • потребность в медицинской помощи - потребность в профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных, протезно-ортопедических, зубопротезных и связанных с ними организационных мероприятиях, проводимых медицинскими работниками пациентам с це­лью сохранения, продления и повышения качества их жизни, сохранения и улучшения состоя­ния их здоровья;
  • система обеспечения качества медицинской помощи - система мер, реализация которых на­правлена на выполнение требований к качеству медицинской помощи на определенной терри­тории, в определенной медицинской организации, у определенного врача, отдельному больному;
  • специалист по контролю качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения - врач, имеющий специальную под­готовку в области контроля качества медицинской помощи.

Статья 3. Система обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации

Система обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации включает меры:

  • по обеспечению прав пациента;
  • обеспечению прав медицинских работников;
  • обеспечению качества ресурсов здравоохранения Российской Федерации;
  • обеспечению качества медицинских, организационных, финансово-экономических и иных технологий, используемых в медицинских организациях Российской Федерации;
  • предупреждению, профилактике заболеваний, развитию здоровьесберегающих технологий;
  • планированию деятельности по обеспечению качества медицинской помощи и определению ее критериев на определенной территории, в определенной медицинской организации, у опре­деленного врача, отдельному больному;
  • мотивации работников здравоохранения;
  • контролю качества медицинской помощи;
  • саморегулированию и самоконтролю;
  • обеспечению надлежащих условий оказания медицинской помощи.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи относятся:

  • принятие законов в области обеспечения качества медицинской помощи в Российской Феде­рации;
  • осуществление контроля за исполнением настоящего Закона и других законов в области обе­спечения качества медицинской помощи;
  • осуществление государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ка­чества медицинской помощи;
  • разработка и принятие требований, регламентов, порядков, правил, а также иных норматив­ных правовых актов, регулирующих деятельность по обеспечению качества медицинской по­мощи в Российской Федерации и осуществление контроля за их выполнением;
  • финансовое обеспечение мер по обеспечению качества специализированной, в т. ч. высоко­технологичной (дорогостоящей), медицинской помощи;
  • анализ деятельности в сфере обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации;
  • разработка и реализация программ и проектов с целью повышения качества медицинской по­мощи в Российской Федерации;
  • разработка и реализация мер, направленных на усиление мотивации медицинских работни­ков федеральных медицинских учреждений к повышению качества оказываемой ими меди­цинской помощи;
  • иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи относятся:

  • принятие законов в области обеспечения качества медицинской помощи в субъекте федера­ции;
  • осуществление контроля за исполнением настоящего закона и других законов в области обе­спечения качества в субъекте федерации;
  • осуществление государственной политики в сфере обеспечения качества медицинской помо­щи в субъекте федерации;
  • разработка и принятие требований, регламентов, порядков, правил, а также иных норматив­ных правовых актов, регулирующих деятельность по обеспечению качества медицинской по­мощи в субъекте федерации и осуществление контроля за их выполнением;
  • финансовое обеспечение мер по обеспечению качества специализированной медицинской по­мощи, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения субъекта федерации;
  • анализ деятельности в сфере обеспечения качества медицинской помощи в субъекте федера­ции, разработка и реализация мер по его совершенствованию;
  • разработка и реализация программ и проектов с целью повышения качества медицинской по­мощи в субъекте федерации;
  • разработка и реализация мер, направленных на усиление мотивации медицинских работни­ков государственных учреждений здравоохранения медицинских учреждений субъекта феде­рации к повышению качества оказываемой ими медицинской помощи;
  • иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законода­тельством субъекта федерации.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения качества медицинской помощи

К полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения качества медицин­ской помощи относятся:

  • принятие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по обеспечению каче­ства первичной медико-санитарной помощи в муниципальных медицинских учреждениях, и осуществление контроля за их выполнением;
  • финансовое обеспечение мер по обеспечению качества первичной медико-санитарной помощи;
  • анализ деятельности в сфере обеспечения качества медицинской помощи в муниципальных медицинских учреждениях, разработка и реализация мер по его совершенствованию;
  • разработка и реализация программ и проектов с целью повышения качества медицинской по­мощи в муниципальном здравоохранении;
  • разработка и реализация мер, направленных на усиление мотивации медицинских работни­ков муниципальных медицинских учреждений к повышению качества оказываемой ими ме­дицинской помощи;
  • иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законода­тельством субъекта федерации, нормативными правовыми актами органа местного само­управления.

Статья 7. Принципы осуществления государственной политики в сфере обеспечения каче­ства медицинской помощи

1. Государственная политика в сфере обеспечения качества медицинской помощи осуществля­ется в соответствии со следующими принципами:

  • главенствование интересов пациента и его законных представителей при оказании медицин­ской помощи;
  • удовлетворенность пациента и его законных представителей качеством медицинской помощи;
  • обязательность обеспечения качества медицинской помощи при ее оказании в соответствии с требованиями настоящего закона, иными федеральными законами, а также принятыми в со­ответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными право­выми актами муниципальных образований;
  • доступность и своевременность качественной медицинской помощи для населения;
  • непрерывность процесса повышения качества медицинской помощи;
  • инновационный характер развития медицинской помощи;
  • системность, комплексность и взаимосвязь всех компонентов обеспечения качества медицин­ской помощи;
  • максимально возможная безопасность для пациента при получении медицинской помощи.

2. Реализация государственной политики Российской Федерации в области обеспечения каче­ства медицинской помощи направлена:

  • на наиболее полное удовлетворение потребностей населения в качественной и доступной ме­дицинской помощи;
  • повышение ресурсной и технологической оснащенности медицинских организаций;
  • эффективное использование кадровых и материально-технических ресурсов здравоохране­ния и медицинского страхования;
  • повышение качества подготовки медицинских кадров;
  • уменьшение частоты случаев оказания медицинской помощи с нарушениями установленных требований, негативно влияющими на состояние здоровья пациента;
  • разработку и реализацию медицинских, организационных, финансово-экономических и дру­гих мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего качества медицинской помощи.

Статья 8. Субъекты обеспечения качества медицинской помощи в здравоохранении Рос­сийской Федерации

Субъектами обеспечения качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Фе­дерации являются:

  • органы государственной и муниципальной власти в пределах установленных действующим законодательством полномочий;
  • государственные внебюджетные фонды в пределах установленных действующим законода­тельством полномочий;
  • уполномоченные в соответствии с действующим законодательством органы надзора и контро­ля в сфере здравоохранения;
  • медицинские организации;
  • саморегулируемые организации в сфере здравоохранения;
  • образовательные медицинские организации;
  • медицинские работники;
  • профессиональные медицинские ассоциации;
  • страховые медицинские организации;
  • пациенты;
  • общественные организации пациентов.

Статья 9. Критерии качества медицинской помощи

1. Критерии качества медицинской помощи на определенной территории включают:

  • показатели здоровья населения, проживающего на соответствующей территории, и его удо­влетворенности качеством оказываемой медицинской помощи;
  • показатели деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь на­селению соответствующей территории;
  • требования, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Законом и при­нятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов федерации, органов местного самоуправления в области качества медицинской по­мощи.

Критерии качества медицинской помощи на определенной территории в соответствии с дей­ствующим законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними норма­тивными правовыми актами устанавливают государственные (муниципальные) органы исполни­тельной власти.

2. Критерии качества медицинской помощи в определенной медицинской организации вклю­чают:

  • показатели здоровья населения, получающего медицинскую помощь в данной медицинской организации, и его удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи в дан­ной медицинской организации;
  • показатели деятельности медицинской организации по оказанию медицинской помощи;
  • требования, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Законом и при­нятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в области качества меди­цинской помощи.

Критерии качества медицинской помощи для подведомственных медицинских организаций в соответствии с действующим законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами устанавливают государственные (муниципальные) орга­ны исполнительной власти, руководители самих медицинских организаций. Медицинские органи­зации частной системы здравоохранения, осуществляющие медицинскую деятельность в установ­ленном законом порядке, самостоятельно устанавливают критерии качества медицинской помощи. Для медицинских организаций - членов саморегулируемых организаций критерии качества меди­цинской помощи устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.

3. Критерии качества медицинской помощи у определенного врача включают:

  • показатели здоровья пациентов, получающих медицинскую помощь у данного врача, и их удо­влетворенности качеством оказываемой медицинской помощи у данного врача;
  • показатели деятельности врача по оказанию медицинской помощи;
  • требования, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Законом и при­нятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в области качества меди­цинской помощи.

Критерии качества медицинской помощи для определенного врача в соответствии с действую­щим законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами устанавливают руководители медицинских организаций. Для врачей - членов саморегулируемых организаций критерии качества медицинской помощи устанавливаются в со­ответствии с действующим законодательством.

4. Критерии качества медицинской помощи отдельному больному включают:

  • показатели здоровья данного пациента, полученные в ходе (результате) оказания медицин­ской помощи, и его удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи;
  • требования, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Законом и при­нятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в области качества меди­цинской помощи.

Критерии качества медицинской помощи отдельному больному устанавливаются в соответ­ствии с действующим законодательством.

При определении критериев качества медицинской помощи отдельному больному обязатель­но учитываются его индивидуальные особенности и условия течения заболевания.

Статья 10. Право пациентов на получение качественной и доступной медицинской помощи

  1. Обеспечение прав пациентов, предусмотренных действующим законодательством, является главным компонентом системы обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации.
  2. Право пациентов на получение качественной и доступной медицинской помощи обеспечи­вается органами власти Российской Федерации, органами власти субъекта федерации, органами местного самоуправления, медицинскими организациями и иными уполномоченными органами и организациями в соответствии с действующим законодательством.

Статья 11. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников

  1. Органы власти Российской Федерации, органы власти субъекта федерации, органы местно­го самоуправления осуществляют страхование профессиональной ответственности медицинских работников. Порядок и размер страхования профессиональной ответственности медицинских ра­ботников самостоятельно определяется соответствующими органами власти в пределах установ­ленных законодательством полномочий.
  2. Медицинские организации частной системы здравоохранения самостоятельно определяют порядок и размеры страхования профессиональной ответственности медицинских работников.
  3. Саморегулируемые организации в сфере здравоохранения устанавливают порядок и раз­меры страхования профессиональной ответственности медицинских работников - членов само­регулируемых организаций в соответствии с действующим законодательством.

Статья 12. Обеспечение качества ресурсов здравоохранения

  1. Ресурсы здравоохранения включают кадровые, финансовые, материально-технические и информационные ресурсы. Обеспечение качества ресурсов здравоохранения включает обеспече­ние качества кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов.
  2. Качество кадровых ресурсов здравоохранения обеспечивается их достаточностью, уровнем их подготовки и организацией эффективного использования для наиболее полного удовлетворе­ния потребностей населения в медицинской помощи. Надлежащий уровень квалификации меди­цинских кадров обеспечивается непрерывной системой их подготовки, включающей подготовку в медицинском образовательном учреждении, последипломное образование в медицинских образо­вательных организациях, повышение квалификации непосредственно на рабочем месте в процес­се повседневной деятельности.
  3. Качество финансовых ресурсов здравоохранения определяется их достаточностью, своевре­менностью поступления и эффективным использованием для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественной медицинской помощи. Качество финансовых ресурсов здравоохранения обеспечивается государственными (муниципальными) органами власти, госу­дарственными внебюджетными фондами, страховыми медицинскими организациями, медицин­скими организациями в соответствии с действующим законодательством, а также с принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
  4. Качество материально-технических ресурсов здравоохранения определяется их достаточ­ностью, состоянием, своевременностью поступления (приобретения, обновления, ввода в эксплу­атацию) в соответствии с действующим законодательством, а также с принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
  5. Качество информационных ресурсов здравоохранения определяется их адекватностью, со­ответствием целям и задачам системы здравоохранения и оказания конкретного вида медицин­ской помощи в оптимальных условиях в соответствии с действующим законодательством.

Статья 13. Обеспечение качества медицинских, организационных, финансово-экономи­ческих и иных технологий, используемых в здравоохранении Российской Федерации

  1. Качество медицинских технологий обеспечивается наличием разрешения на их примене­ние, полученного в установленном законодательством порядке, и соблюдением требований их вы­полнения.
  2. Качество организационных, финансово-экономических и иных технологий, используемых в здравоохранении Российской Федерации, обеспечивается в соответствии с требованиями дей­ствующего законодательства.

Статья 14. Планирование деятельности по обеспечению качества медицинской помощи и определению его критериев

  1. Государственные (муниципальные) органы исполнительной власти планируют деятель­ность по обеспечению качества медицинской помощи и определению его критериев на подведом­ственной территории в соответствии с действующим законодательством.
  2. Медицинские организации планируют деятельность по обеспечению качества медицинской помощи и определению его критериев для медицинской организации, структурных подразделений медицинской организации, каждого медицинского работника данной медицинской организации в соответствии с действующим законодательством.
  3. Планирование деятельности по обеспечению качества медицинской помощи и определению его критериев осуществляется на каждый календарный год и включает: разработку целей в обла­сти качества и планов по качеству. Степень достижения плановых показателей по качеству являет­ся одним из главных критериев эффективности функционирования медицинских организаций.

Статья 15. Мотивация медицинских работников

  1. Мотивация медицинских работников является обязательным элементом системы обеспече­ния качества медицинской помощи и включает: меры материального стимулирования, социаль­ной поддержки, морального поощрения, а также иные меры, предусмотренные действующим за­конодательством.
  2. Меры по мотивации медицинских работников, направленные на качественное выполнение своих обязанностей, разрабатываются и включаются в планы работы по обеспечению качества медицинской помощи в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
  3. Для эффективной реализации мер по мотивации медицинских работников, направленных на качественное выполнение своих обязанностей, в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения для каждого работника разрабатываются кри­терии качества работы в соответствии с действующим законодательством и требованиями настоя­щего Закона.

Статья 16. Контроль качества медицинской помощи

1. Деятельность в области контроля качества проводится исключительно в целях получения необходимой исходной информации для улучшения качества оказания медицинской помощи.

2. Деятельность в области контроля качества медицинской помощи проводится с соблюдени­ем положений законодательства о врачебной и служебной тайне.

3. Объектами контроля качества медицинской помощи являются:

  • процесс оказания медицинской помощи;
  • документы и иные информационные ресурсы, содержащие информацию о процессе оказания медицинской помощи и состоянии здоровья пациента в период оказания медицинской помо­щи, которые необходимы для решения задач контроля качества медицинской помощи.

4. Уполномоченные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения определяют ор­ганизацию, порядок проведения и методы контроля качества медицинской помощи для подведом­ственных медицинских организаций в соответствии с требованиями действующего законодатель­ства. Результаты контроля качества медицинской помощи в обязательном порядке учитываются при разработке мероприятий по улучшению качества и планов по качеству.

5. Контроль качества медицинской помощи осуществляется специалистами, имеющими спе­циальную подготовку в области контроля качества медицинской помощи.

6. Внутренний контроль качества медицинской помощи:

  • внутренним является контроль качества медицинской помощи, осуществляемый в медицин­ской организации сотрудниками этой же организации, имеющими специальную подготовку в области контроля качества медицинской помощи;
  • организация, порядок проведения и методы внутреннего контроля качества медицинской по­мощи определяются руководителем медицинской организации в соответствии с требования­ми действующего законодательства в области контроля качества медицинской помощи;

7. При проведении контроля качества медицинской помощи отдельному больному специали­стом в области контроля качества медицинской помощи обязательно учитываются его индивиду­альные особенности и условия течения заболевания.

Статья 17. Саморегулирование и самоконтроль в сфере здравоохранения

  1. Под саморегулированием в сфере здравоохранения понимается самостоятельная и инициа­тивная деятельность, которая осуществляется субъектами медицинской деятельности (медицин­скими организациями, отдельными категориями работников здравоохранения) и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а так­же контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил в соответствии с дей­ствующими законодательством.
  2. Для медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и их работников членство в саморегулируемых организациях является добровольным.
  3. Для медицинских организаций частной системы здравоохранения или медицинских работ­ников, занимающихся частной медицинской практикой в установленном законом порядке, член­ство в саморегулируемых организациях является обязательным.
  4. Ведение реестра саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения и осуществление контроля за их деятельностью осуществляет уполномоченный орган федеральной исполнитель­ной власти по надзору в сфере здравоохранения.
  5. Под самоконтролем в сфере здравоохранения понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая каждым медицинским работником в целях обеспечения качества медицинской помощи.

Статья 18. Условия оказания медицинской помощи

  1. К условиям оказания медицинской помощи относятся условия, соответствующие санитар­ным нормам и правилам, требованиям лечебно-охранительного и противоэпидемического режи­ма, требованиям пожарной, радиационной, лекарственной, экологической и иной безопасности, а также иным требованиям, определяющим условия оказания медицинской помощи.
  2. Обеспечение надлежащих условий оказания медицинской помощи осуществляется органами государственной (муниципальной) власти, медицинскими организациями, работниками медицинских организаций, иными органами и организациями в соответствии с действующим законодательством.

Статья 19. Общественные организации пациентов

  1. Общественные организации пациентов создаются с целью совершенствования работы по обеспечению качества медицинской помощи в порядке, предусмотренном действующим законода­тельством.
  2. Права общественных организаций пациентов по вопросам обеспечения качества медицин­ской помощи:
  • изучение и анализ удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи в установ­ленном законодательством порядке;
  • информирование медицинских организаций, саморегулируемых организаций в сфере здраво­охранения, уполномоченных органов по контролю и надзору в сфере здравоохранения, орга­нов государственной (муниципальной) власти по вопросам обеспечения качества медицин­ской помощи в установленном законодательством порядке;
  • разработка и внесение предложений по совершенствованию системы обеспечения качества медицинской помощи в установленном законодательством порядке;
  • получение информации по вопросам обеспечения качества медицинской помощи от других субъектов обеспечения качества медицинской помощи в установленном законодательством порядке;
  • проведение независимой экспертизы и привлечение независимых экспертов по вопросам обе­спечения качества медицинской помощи в установленном законодательством порядке;
  • иное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами по вопросам обеспечения каче­ства медицинской помощи в установленном законодательством порядке.

Статья 20. Финансовое обеспечение качества медицинской помощи

  1. Финансирование расходов по обеспечению качества медицинской помощи, связанных с осуществлением деятельности органов государственной (муниципальной) власти и организаций здравоохранения, подведомственных исполнительным органам государственной власти Россий­ской Федерации, исполнительным органам государственной власти субъектов федерации, орга­нам местного самоуправления осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, меди­цинского страхования, а также иных не запрещенных действующим законодательством источников.
  2. Финансирование расходов, связанных с осуществлением деятельности по обеспечению ка­чества медицинской помощи организаций, не указанных в части первой настоящей статьи, осу­ществляется в соответствии с действующим законодательством.

Статья 21. Вступление в силу настоящего федерального закона

Настоящий Закон вступает в силу с.. .

ОФИЦИАЛЬНО

Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 № 136-О-П подтвердил сделанный им в ряде своих постановлений и определений вывод о том, что установленное п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее - Закон № 122-ФЗ) правовое регулирование не предполагает лишения медицинских работников федеральных специализированных медицинских учреждений, рабо­тающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 г. на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, т. е. не лишает права на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников Правительству РФ надлежит незамедлительно установить меры их социальной поддержки. До установления таких мер на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех медицинских работников, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 1 января 2005 г. - даты всту­пления в силу Закона № 122-ФЗ (этим законом решение вопросов социальной поддержки меди­цинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения; для медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, к которым относится заявитель - врач детского санатория, расположенного в сельской местности, меры социальной поддержки должны устанавливаться Правительством РФ).

Скрининг - массовые обследования населения с целью выявления заболеваний на ранних стадиях и предотвращения их нежелательных исходов - широко рас­пространен как у нас в стране, так и за рубежом. Вместе с тем обоснован­ность его проведения далеко не всегда очевидна, а эффективностьприменяе-мых диагностических тестов - не всегда доказана.

Д.В. Пивень,
д-р мед. наук, проректор по научной и лечебной работе, зав. кафедрой,

И.С. Кицул,
д-р мед. наук, проф., проф. кафедры

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государ­ственного института усовершенствования враче

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.