text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Информационные системы как инструмент оптимизации процесса лекарственного обеспечения стационара

  • 4 октября 2012
  • 3106
Информационные системы как инструмент оптимизации процесса лекарственного обеспечения стационара

Опыт ГБУЗ “Областная клиническая больница № 3” г. Челябинска

«Проблемы лекарственного обеспечения стационара

Внимание! Уже доступны новые образцы! Не забудьте скачать!: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения “Областная клиническая больница № 3” (далее – больница) – крупнейшее лечебное учреждение г. Челябинска. В структуру больницы входят поликлиника с двумя филиалами и дневным стационаром на 65 коек, женская консультация, многопрофильный стационар на 39 отделений и 1190 коек…, круглосуточный травматологический пункт, круглосуточный офтальмологический центр. На базе больницы функционируют 10 кафедр ГБОУ ВПО “Челябинская государственная медицинская академия”, Челябинский институт лазерной хирургии…

В соответствии с прежней системой организации лекарственного обеспечения стационара аптека закупала препараты на основании заявок, поступавших от заведующих отделениями, те, в свою очередь, формировали перечень медикаментов, руководствуясь структурой заболеваний в своих отделениях и рекомендациями, действующими на территории РФ. Это давало картину реального потребления лекарственных средств по наименованию и количеству. Сотрудники аптеки регулярно анализировали расход препаратов, поддерживая необходимый баланс по номенклатуре. Старшие медицинские сестры отделения оформляли требование в аптеку, получали запрашиваемый ассортимент и затем выдавали медицинским сестрам процедурных и постовым.

Данная система организации лекарственного обеспечения казалась весьма эффективной, однако врачебная комиссия больницы, проведя внутренний контроль качества лечебного процесса, выявила ряд проблем. Было отмечено, что иногда складывалась ситуация дефицита медикаментов или изделий медицинского назначения, в результате чего пациенты вынуждены были приобретать часть лекарств за счет собственных средств, что безусловно является недопустимым...

Поэтому, для того чтобы лекарственная помощь пациентам оказывалась в полном объеме, а процесс движения медикаментов был максимально понятным, решено было по-новому подойти к решению вопроса о закупке медикаментов, контролю над их расходованием, а также к обеспечению доступа врачей к информации о лекарственных препаратах, имеющихся в больничной аптеке.

Организационные мероприятия по оптимизации лекарственного обеспечения стационара

Главным врачом больницы была определена основная цель будущих преобразований – научить врачей подходить к лечебному процессу не только профессионально и грамотно, в соответствии с новыми стандартами и рекомендациями, но и финансово обдуманно.

Для научного обоснования решения вопросов, связанных с распределением денежных потоков на статью “Медикаменты”, потребовалось внедрение определенных медицинских и информационных технологий, организационных мероприятий по учету движения препаратов с вовлечением в процесс всего медицинского персонала…

В 2001 г. в больнице был создан формулярный комитет, куда вошли главный врач, заместитель главного врача по лечебной работе, все заведующие отделениями, клинический фармаколог, заведующая аптекой, сотрудники кафедр. В функции формулярного комитета входило создание локальных протоколов лечения на основании имеющихся рекомендаций (стандартов), составление перечня необходимых лекарственных препаратов для обеспечения этого процесса, внедрение протоколов в реальную практику и обеспечение контроля их выполнения.

Были проведены фармакоэкономические расчеты стоимости лечения ряда заболеваний (язвенная болезнь, панкреатит, бронхиальная астма, пневмония, инсульт, инфаркт миокарда, травмы черепа, проведение анестезиологического пособия при различных видах операций и т. д.) в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Оказалось, что выполнение имеющихся стандартов не подкреплено в полном объеме денежными средствами, что было доведено до сведения администрации города и Фонда обязательного медицинского страхования. Поскольку антибактериальные средства являются наиболее востребованной и затратной группой препаратов в условиях высокой оперативной активности стационара, в больнице был введен мониторинг микробной флоры, ее чувствительности к антибактериальным препаратам. Клинический фармаколог на основании данных бактериологической лаборатории составила карты на каждое отделение по резистентности микроорганизмов, что определило дальнейший выбор закупаемых антибиотиков.

На сегодняшний день ежегодно обновляемый формуляр лекарственных средств больницы содержит не только перечень препаратов, но и данные об их стоимости, а также результаты экономических расчетов, информирующие врача о предельно допустимых затратах на данную статью финансирования.

Закупка лекарственных препаратов в больнице осуществляется следующим образом. На основании перечней лекарственных препаратов, включенных в утвержденные стандарты медицинской помощи (рекомендации), заведующими отделениями вместе с клиническим фармакологом выбираются необходимые лекарственные препараты и рассчитывается годовая потребность отделения в данных препаратах (разовая и курсовая доза на одного человека умножается на предполагаемое количество пациентов в год при максимальном обороте койки). Далее по каждому отделению составляется таблица потребности в лекарственных средствах с учетом международных непатентованных наименований и количества упаковок. Перед тем как направить заявку в аптеку, документ проходит согласование у заместителя главного врача по лечебной части. Аптека обобщает данные о потребностях больницы в лекарственных препаратах и ежеквартально, используя систему электронных аукционов, заявляет необходимый ассортимент медикаментов.

Такая система планового закупа позволила сократить до минимума перебои с обеспечением лекарственными препаратами. Внепланово и экстренно приобретаются лекарственные средства только для пациентов с индивидуальными особенностями течения заболевания или редкой патологией.

Все расчеты проводятся с использованием локальных компьютерных программ…

Внедрение автоматизированных информационных систем в практику работы стационара

… в 2002 г. была создана единая информационная система: проведена компьютеризация рабочих мест, созданы локальные сети во всех лечебно-диагностических отделениях, персонал обучен работе с программными продуктами, проведено наполнение базы данных необходимой информацией.

Второй компонент – программное обеспечение для реализации поставленных задач. При участии медицинского персонала больницы, сотрудников аптеки и непосредственном руководстве заместителя главного врача по лечебной работе были разработаны и внедрены компьютерные программы “Аптека”, “Склад”, “Клинический фармаколог”, “Старшая медицинская сестра”…

Аптечная программа фиксирует поступление, расход, остатки, сроки годности, неснижаемый запас медикаментов, среднее потребление препаратов каждым отделением, а при отпуске заявленных старшей медицинской сестрой лекарственных препаратов оценивает динамику движения и остатки указанных наименований препаратов в отделении, что помогает контролировать разрешенный запас, обеспечивая бесперебойную работу стационара. На сервере аптеки ежедневно размещается информация о медикаментах, имеющихся в стационаре, и врачи оперативно могут выбрать из этого списка нужный препарат либо его аналог. В проблемных ситуациях клинический фармаколог помогает врачу подобрать адекватную замену и проанализировать причину нехватки препаратов.

Старшая медицинская сестра, используя свою программу, составляет заявку в аптеку в электронном виде, ведет учет прихода и расхода лекарственных препаратов, следит за остатками, что позволило ликвидировать большое количество журналов и других форм регистрации движения медикаментов.

Заместитель главного врача по лечебной части и клинический фармаколог больницы ежемесячно получают информацию из аптеки о расходе медикаментов и потраченных на них финансовых средствах. Клинический фармаколог, используя свою программу, ежегодно проводит фармакоэкономический анализ (АВС и VEN) в целом по больнице и по отделениям в разрезе фармакологических групп, торговых наименований, анализирует изменения в динамике, определяя про блемы в потреблении и расходе лекарственных средств…

Контроль – это необходимая систематическая, конструктивная деятельность руководителей любого лечебного учреждения, помогающая эффективно использовать ресурсы для управления качеством оказания медицинской помощи. Раз в квартал врачебной комиссией формулярного комитета проводится оценка эффективности разработанных мер на основании общепринятых индикаторов качества. В соответствии с внутренним приказом по ЛПУ о лекарственном обеспечении постоянно работает комиссия по контролю качества оказания медицинской помощи. Проводится текущий контроль работы, при выявлении недостатков в плане лекарственного обеспечения разрабатываются мероприятия по их устранению. Выборочно проверяются обоснованность назначения дорогостоящих препаратов, соответствие схем лечения стандартам или протоколам.

Результаты преобразований

В результате внедрения в больнице автоматизированных систем управления значимой экономии денежных средств по статье “Медикаменты” не произошло. Однако удалось перераспределить потоки финансовых средств за счет сокращения затрат на второстепенные лекарственные препараты (категория N) с 24,0% в 2003 г. до 0,7% в 2011 г. В результате затраты на препараты группы V (жизненно важные), потребовавшие в 2003 г. 54,0% средств бюджета, в 2011 г. составили 96,0%. Значительно расширился ассортимент дорогостоящих, но необходимых высокоэффективных препаратов.

Удалось практически исключить приобретение пациентами лекарств за счет собственных средств, сократилось количество жалоб по поводу ненадлежащего качества лечебной помощи…».

Статья приведена с сокращениями, полная версия статьи в журнале "Заместитель главного врача" №10 2012»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.