Внедрение инновационной технологии предварительной электронной записи на консультативные приемы в поликлинике

2595

Приоритетной задачей работы консультативно-диагностической поликлиники в составе многопрофильной больницы является оказание специализированной амбулаторно-поликлинической помощи жителям области в рамках реализации Программы государ­ственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской по­мощи. Организация работы консультативно-диагностической поликли­ники должна строиться в рамках концепции развития российского здравоохранения, а также с учетом сложившейся экономической си­туации.

Причины, повлиявшие на изменение подхода к организации предварительной записи

Следует отметить, что в последние годы увеличился поток пациентов, направляемых центральными районными и городскими больницами на консультативный прием в поликлинику Свердловской областной клини­ческой больницы № 1.

Это связано с рядом причин. Во-первых, расширился спектр услуг, предоставляемых консультативно-диагностической поликлиникой. Кро­ме основных врачей-специалистов приемы ведут консультанты по не­которым "узким" специальностям: гинеколог-эндокринолог, кардиолог по приему больных с нарушением ритма, невролог - специалист по рас­сеянному склерозу, клещевым инфекциям и др. Благодаря использова­нию современной аппаратуры расширились диагностические возмож­ности при проведении УЗИ, функциональной диагностики, КТ, МРТ, лабораторных тестов. Во-вторых, за последние годы наметилась неуте­шительная тенденция к ограничению предоставления консультативной помощи "узкими" специалистами на территории области.

В результате ситуация с предоставлением консультативных услуг была осложнена рядом проблем: наблюдался практически ежедневный дефицит талонов на прием к врачам так называемых рейтинговых спе­циальностей (кардиологу, неврологу, гепатологу, гематологу, ревмато­логу); пациентам приходилось проводить в поликлинике много времени (с момента получения талона в регистратуре до приема у консультанта).

Кроме того, возникали трудности в планировании и координации рабо­ты специалиста-консультанта и диагностических служб. Нагрузку спе­циалистов было трудно прогнозировать и контролировать, что приво­дило к иррациональной организации рабочего времени медицинского персонала и могло стать причиной конфликтов и неудовлетворенности оказанными медицинскими услугами.

Преодолению этих проблем на начальном этапе помогло внедрение в практику журнала записи на прием в плановом порядке пациентов, обратившихся в регистратуру областной поликлиники и не получивших консультацию специалиста в день обращения. Ведение журнала позво­ляло регулировать дополнительные нагрузки врача-консультанта и га­рантировало предоставление отдельных медицинских услуг пациентам в фиксированные сроки. Но, к сожалению, это не освобождало пациен­та от необходимости приезжать в консультативно-диагностическую поликлинику единственно для того, чтобы записаться на консультацию врача.

Сложившаяся ситуация требовала изменения принципиальных под­ходов к организации предварительной записи, которая должна быть направлена на решение следующих задач:

· обеспечение пациента консультативной услугой в день запланиро­ванного визита в поликлинику;

· сокращение времени пребывания пациента в консультативной по­ликлинике с предоставлением спектра необходимых услуг;

· создание условий для планирования работы консультантов и диа­гностических служб.

Реализация на практике принципов этапности оказания медицинской помощи и преемственности в лечении предполагает проведение необ­ходимого обследования и лечения больного с максимальным использо­ванием ресурсов муниципального лечебного учреждения. Специалисты лечебного учреждения более высокого уровня привлекаются только в случае необходимости.

Этапы внедрения новой технологии

Последовательное внедрение проекта дистанционной электронной записи было разделено на несколько этапов.

На первом этапе были изучены материально-технические возмож­ности и оценена диагностическая база районных и городских лечебных учреждений. Анализ полученных данных об оснащенности ЛПУ позволил специалистам областной больницы разработать перечень необходимых обследований на этапе подготовки к направлению больного на консуль­тативные приемы с учетом возможностей конкретного лечебного учреж­дения.

Задачей следующего этапа явилась непосредственная реализация технологии направления пациента на консультативный прием. Рабочие места в регистратуре консультативной поликлиники были обеспечены электронным расписанием работы консультантов и диагностических служб на заданный период времени и оснащены программой, которая позволяла работать с почтой, поступающей из муниципальных лечебных учреждений. Кроме того, требовалось оснащение рабочих мест опера­торов лечебных учреждений области персональными компьютерами и почтовой программой для отправки запросов в регистратуру областной больницы.

С августа 2007 г. по ноябрь 2008 г. технология предварительной электронной записи на консультативные приемы была последовательно внедрена в лечебные учреждения на всей территории области. В тече­ние первого квартала 2009 г. в рамках технологии на консультативные приемы были записаны 60% всех пациентов, направленных в областную поликлинику. Фактически неотложные ситуации, требующие принятия экстренного решения, возникают лишь у 12-15% пациентов, а в 80-85% случаев прием консультанта может осуществляться в плановом поряд­ке. Следовательно, этот показатель предварительно записанных паци­ентов (85%) и является "целевым".

Таким образом, процесс предварительной электронной записи на консультативный прием выглядит следующим образом.

1. Лечащий врач муниципального лечебного учреждения (ЦРБ, ЦГБ) осуществляет отбор пациентов, нуждающихся в консультации специали­ста или проведении обследования на базе областной больницы.

2. Информация о пациенте (диагноз, объем обследований на базе муниципального лечебного учреждения, виды обследований и консуль­тации специалистов, в которых больной нуждается) передается опера­тору (медицинскому диспетчеру или регистратору муниципального ле­чебного учреждения), который отправляет ее в виде электронного письма в диспетчерский отдел консультативно-диагностической поли­клиники областной больницы.

3. Диспетчер консультативной поликлиники областной больницы, по­лучив запрос, записывает пациента на прием к специалистам и при необходимости - в диагностические кабинеты. В результате формиру­ется "маршрутный лист" пациента с указанием кабинетов консультантов и времени приема. "Маршрутный лист" возвращается по электронной почте в лечебное учреждение, приславшее запрос. Обработка инфор­мации в диспетчерском отделе консультативной поликлиники и подго­товка ответа осуществляются в течение рабочего дня.

4. Медицинский диспетчер или регистратор муниципального лечеб­ного учреждения, получив "маршрутный лист", передает его пациенту.

Пациент является в указанное время сразу в кабинет специалиста, минуя регистратуру консультативной поликлиники.

Преимущества реализации проекта

Уже сегодня несомненными преимуществами реализации проекта следует считать гарантированное предоставление медицинской услуги пациентам, чьи визиты на консультативные приемы планируются с учетом клинической ситуации, потребности в проведении определенного вида обследования. Высокоспециализированная медицинская помощь стано­вится более доступной для жителей области. Так, по итогам работы в 2008 г., доля проконсультированных сельских жителей в структуре кон­сультативных приемов увеличилась с 27,1% в 2007 г. до 38,8% в 2008 г.

Подготовка пациента в рамках предложенного перечня необходимых обследований перед направлением на консультативные приемы позво­лила уменьшить количество больных, направляемых на специализиро­ванные приемы при отсутствии показаний, когда клиническая ситуация не требует дополнительных методов обследования и консультаций "узких" специалистов.

По данным статистических отчетов, за 2008 г. почти вдвое сократи­лось число больных, явившихся на консультативные приемы без пред­варительного обследования лечащим врачом: в 2006 г. их количество составило 12,1% направленных, а в 2008 г. - 7,2%.

Время пребывания пациента в консультативно-диагностической по­ликлинике сокращено за счет исключения этапа пребывания в регистра­туре и ожидания очереди у кабинета специалиста. Благодаря анализу направленных запросов можно оценить потребность в консультациях специалистов, объемах диагностических услуг и рационально сплани­ровать работу соответствующих служб.

Новые задачи, обусловленные работой в рамках инновационной технологии

Реализация проекта выявила и ряд трудностей, требующих анализа и совершенствования технологических моментов.

Серьезной проблемой становится неявка части пациентов (около 8%), записанных на приемы и исследования, либо несоблюдение заплани­рованного графика движения по службам поликлиники.

Кроме того, при имеющейся высокой потребности в консультациях отдельных специалистов и проведении определенных видов обследова­ния сохраняется неудовлетворенность пациентов сроками ожидания за­планированного визита в консультативно-диагностическую поликлинику.

Количество пациентов, направляемых из одного лечебного учрежде­ния (ЦГБ, ЦРБ) в течение 1-2 дней, достигает 80-120 чел., что не всег­да вызвано объективной потребностью. Из-за большого потока запросов сроки ожидания консультаций и дорогостоящих видов обследований.

увеличиваются до 10-14 дней, а у ряда специалистов (кардиолога, со­судистого хирурга, гематолога, гастроэнтеролога) - до 2-4 недель.

Еще одна нерешенная проблема - недостаточное обследование больных перед направлением на консультативные приемы. Результаты опроса городских и районных ЛПУ свидетельствуют о возможности вы­полнения предложенного перечня обследований в полном объеме и в срок (по многим методам - до 2 недель). В то же время на приемах кардиологов ежедневно у 30-35 больных (15-20%) из 200 отсутствуют данные электрокардиографии. В половине случаев пациенты, находя­щиеся в группе динамического наблюдения у гематолога, направляют­ся без проведения скрининговых анализов по месту постоянного на­блюдения (развернутый клинический анализ крови, функциональное исследование печени, УЗИ органов брюшной полости, ЭКГ).

Иногда отправляются некорректные запросы (несоответствие фор­мулировки диагноза клинической картине или неправильные данные о пациенте - ошибки в номере страхового полиса, дате рождения и др.).

В ряде случаев предварительная электронная запись пациентов не­возможна по "техническим причинам", такие запросы дублируются по факсу либо по телефону.

К настоящему времени организационный этап внедрения технологии предварительной электронной записи на консультативные приемы в поликлинику ГУЗ СОКБ № 1 можно считать завершенным.

Следующим этапом является решение задач, направленных на преодоление перечисленных проблем, обусловленных работой в рамках новой технологии:

1. Оптимизация отбора пациентов на консультативные приемы в об­ластные учреждения.

2. Совершенствование технической составляющей технологии пред­варительной электронной записи.

3. Модернизация технологии обмена медицинской информацией, со­держащей конфиденциальные данные.

Решение поставленных задач возможно при участии руководителей здравоохранения всех уровней, лечащих врачей муниципальных больниц и сотрудников областной клинической больницы.

Дистанционную электронную запись следует рассматривать как за­кономерный этап развития менеджмента высокоспециализированных медицинских услуг, несомненно, повышающий качество услуг и направ­ленный на удовлетворение обоснованной потребности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль