Актуальные проблемы формирования школ здоровья

6694

Здоровье нации является высшей общественной ценностью, осно­вой национального богатства и безопасности России. Однако россияне не склонны заботиться о своем здоровье, думать о нем как о собственном ресурсе и капитале. Этот фактор во многом являет­ся ключевым для динамики смертности и заболеваемости.

По данным Всемирной организации здравоохранения, лидирующими факторами риска смертности и заболеваемости в Российской Федера­ции являются высокое артериальное давление, высокий уровень холе­стерина, курение и алкоголь.

Состояние здоровья населения России вызвало необходимость усо­вершенствования профилактической службы. В совершенстве медици­на должна стремиться стать предупредительной, как видел ее еще ве­ликий врач и педагог Н.И. Пирогов. Современное экономическое раз­витие страны требует осуществления новых подходов в профилактиче­ской медицине, не меняя ее принципов.

Программа по формированию здорового образа жизни

В Российской Федерации с 2009 г. стартовала Программа по форми­рованию здорового образа жизни. Однако еще в 1986 г. в приказе Минздрава СССР № 770 "О порядке проведения всеобщей диспансери­зации населения" был определен порядок диспансерного наблюдения

лиц, имеющих факторы риска заболеваний сердечно-сосудистой систе­мы, органов дыхания и др. В Приложениях указанного документа четко изложены этапы формирования здорового образа жизни у людей с уже имеющимися факторами риска.

К настоящему времени наиболее изучены подходы к профилактике артериальной гипертонии. Основой для профилактики сердечно­сосудистых заболеваний в нашей стране является федеральная целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Рос­сийской Федерации", утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.07.2001 № 540. Программа предусматривает объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления, лечебно-профилактических учреждений и научно-исследова­тельских организаций для комплексного решения проблем по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности населения от болезней сердечно-сосудистой системы.

В рамках федеральной целевой программы Минздравом России был издан приказ от 24.01.2003 № 4 "О мерах по совершенствованию орга­низации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации", которым утверждено Положение об органи­зации Школы здоровья для больных с артериальной гипертонией.

Школа здоровья является структурным подразделением амбулаторно-поликлинического, санаторно-курортного учреждения, кардиологиче­ского диспансера и центра медицинской профилактики. В Положении определены задачи, структура деятельности, рекомендуемое оснаще­ние.

Следующий шаг на пути к здоровому образу жизни - это борьба с такими факторами риска, как вредные привычки, более всего приво­дящие к заболеваниям и преждевременной смерти: курение и чрезмер­ное потребление алкоголя. Россия присоединилась к Международной рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в которой курение впервые было обозначено как глобальный вызов и угроза.

В приказе Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н "Об организации деятельности центров здоровья по формированию здоро­вого образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокра­щение потребления алкоголя и табака" были указаны отправные точки в работе Центров здоровья в целом.

Министр здравоохранения и социального развития Т.А. Голикова на Всероссийском совещании по вопросам организации работы Центров здоровья подчеркнула: "Важно понимать, что Центры здоровья будут рассчитаны на здорового человека, повышая уровень его знаний, ин­формированности и практических навыков по ведению здорового об­раза жизни". Она также добавила, что в рамках развития Центров здоровья работа специалистов будет направлена на развитие у населения приверженности к лечению заболеваний, соблюдению рекомендаций врача для повышения качества жизни, продления жизни, сохранения и восстановления трудоспособности и активного долголетия.

Школы здоровья

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Одним из приоритетных направлений деятельности Центров здоровья является организация школ здорового образа жизни (ШЗОЖ), в которых будет проводиться консультативно-оздоровительная и медико-педа­гогическая работа.

Работа в школе здоровья подразумевает достижение различных целей, основными из которых являются ознакомление граждан с наи­более часто встречающимися, социально значимыми заболеваниями, такими как гипертоническая болезнь, сахарный диабет, бронхиальная астма, ожирение, остеохондроз и пр. (по схеме: этиология, механизм развития, клинические проявления, диагностика, лечение, реабилита­ция, профилактика, прогноз), обучение способам первичной и вторич­ной профилактики заболеваний, формирование представления о здоровом образе жизни и ответственного отношения к собственному здоровью.

Так как школы здоровья будут вести образовательную работу, можно сформулировать следующие педагогические цели школы:

обучение кадров медицинских и немедицинских работников и ока­зание им методической помощи в проведении пропаганды здорово­го образа жизни, первичной и вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний среди населения; ■ обучение различных категорий населения ответственному отноше­нию к своему здоровью. Занятия в школе предполагают повышение грамотности населения в вопросах здорового образа жизни, улучшения показателей здоровья и качества жизни. Известно, что среди неблагоприятных факторов, влияющих на человека, 50% приходится на неправильный образ жизни. Именно на коррекцию этих факторов будут направлены занятия ШЗОЖ.

ПРИНЦИПЫ НАБОРА ГРУПП И ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ШЗОЖ

С целью снижения заболеваемости у трудоспособных граждан ре­продуктивного возраста приоритет по набору в группы будет отдан здоровым гражданам молодого возраста, гражданам, имеющим фак­торы риска возникновения различных заболеваний, больным с началь­ными стадиями хронических неинфекционных заболеваний. Однако возможно посещение школ другими категориями граждан: членами семьи, родственниками, знакомыми, кому небезразлично здоровье своих близких.

Обучение будет проводиться как со взрослым населением, так с под­ростками и молодежью. Возможно осуществление выездных занятий на предприятиях, в школах и других организациях.

В формировании потоков граждан в школы здорового образа жизни будут принимать участие врачи центров здоровья и отделений профи­лактики, врачи терапевтических специальностей районных поликлиник, руководители и медицинские работники различных организаций, пред­приятий и школ.

В школах здоровья планируется проводить часовые занятия 1-2 раза в неделю циклами по 10-12 занятий. Занятия будут проходить в малых группах с использованием таких методов обучения, как рассказ-беседа, лекция-обсуждение, дискуссия, обмен опытом, позволяющих вовлечь в активное взаимодействие всех слушателей. Главное - показать паци­енту, что он не остается один наедине со своими проблемами, что есть люди, готовые помочь ему обрести здоровье.

Кроме того, планируется применять скрининговое обследование пациентов, а также анкетирование до прохождения цикла занятий и по­сле него.

Мы надеемся сформировать у пациентов высокую мотивацию к ве­дению здорового образа жизни и добиться четкого соблюдения паци­ентом предписанных индивидуальных рекомендаций.

КАДРЫ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Преподавательскую функцию по формированию у населения ответ­ственности за свое здоровье возьмут на себя медицинские сестры с высшим образованием, прошедшие специальную подготовку. Это долж­но способствовать росту профессионального и организационно-правового статуса среднего медицинского персонала. Для упорядочи­вания данной работы необходимо вводить код медицинской услуги, отражая медико-преподавательскую деятельность в школе здоровья. Оформление отчетной документации будет являться важным критерием для адресного финансирования работы среднего медицинского персо­нала.

Для проведения профилактической работы в школах здорового об­раза жизни потребуются: методические рекомендации для медицинско­го персонала, компьютерное оснащение, наглядные пособия, методи­ческие и обучающие материалы для больных, тонометры, фонендоско­пы, анкеты для оценки образа жизни пациента, дневник самоконтроля, письменные принадлежности и журнал учета. За основу можно взять существующие методические материалы по профилактической работе с пациентами с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, брон­хиальной астмой и др.

Кроме того, необходимо разработать нормативную базу: Положение о школах здорового образа жизни, материально-техническое обеспече­ние, должностные инструкции.

Медицинскому персоналу, работающему в школах здоровья, потре­буется постоянно пополнять свои знания. На помощь могут прийти раз­личные печатные издания, практические исследования, медицинские библиотеки, интернет-ресурсы, посещение лекций, конгрессов, симпо­зиумов.

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для проведения оценки деятельности школ здоровья необходимо создать учетно-отчетную документацию. Также будут учитываться ре­зультаты анкетирования пациентов после прохождения цикла занятий и результаты скрининговых обследований, проведенных в Центре здо­ровья в определенные периоды времени. Существуют различные вари­анты анкет, например международная анкета The MOS SF 36 для оцен­ки качества жизни с ГБ, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, которую можно адаптировать для школы здоровья.

Среднему медицинскому персоналу будет поручено отслеживать количество обращений в Центр здоровья и пациентов, прошедших обу­чение в школе здорового образа жизни в течение календарного года.

В заключение необходимо отметить, что в нашей стране уже накоплен опыт работы школ для больных с артериальной гипертонией, сахарным диабетом и др. Идеологией таких школ является помощь пациентам с уже имеющимися патологиями. Но куда важнее предупредить возник­новение заболевания, выявив факторы риска. Поэтому в условиях роста числа хронических неинфекционных заболеваний среди населения репродуктивного, трудоспособного возраста создание школ для здоро­вых людей либо с незначительными рисками является очень важным шагом.

И.Г. Галь,
д-р мед. наук, главный врач;
Т.И. Винникова,
главная медицинская сестра.

Городская поликлиника № 107, г. Москва



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль