Единые рекомендации по установлению на фе­деральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год

1236

Подскажите, на какой нормативный документ нам следует ссылаться при определении суммы выплат компенсационного характера работникам и формировании фонда оплаты труда ЛПУ муниципального подчинения?

Главный бухгалтер ЛПУ, Кемеровская обл.

Это Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работни­ков организаций, финансируемых из соответствующих бюдже­тов, на 2010 год.

Ниже мы публикуем этот документ полностью.

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год

I. Общие положения

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответству­ющих бюджетов, на 2010 год (далее - Рекомендации), разработаны Российской трех­сторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых под­ходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений бюджетной сферы и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

3. Рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по органи­зации оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в 2010 году.

II. Принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных си­стем оплаты труда

4. Системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе следующих единых принципов:

а) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и обще­признанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации.

Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными зако­нами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативны­ми правовыми актами субъектов Российской Федерации и решениями органов местно­го самоуправления;

б) установление в учреждениях бюджетной сферы систем оплаты труда, включая фикси­рованные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда, а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, выплат сти­мулирующего характера, коллективными договорами, соглашениями и локальными нор­мативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативны­ми правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права;

в) обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалифика­ции, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

г) обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности при установле­нии размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не свя­занных с деловыми качествами работников;

д) обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работни­ков учреждений бюджетной сферы и других гарантий по оплате труда, предусмотрен­ных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации, содержащими нормы трудового права.

III. Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными за­конами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

5. Обязательными для применения на территории Российской Федерации являются сле­дующие нормы и условия оплаты труда, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации:

а) минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, мини­мальная заработная плата, установленная региональным соглашением о минимальной заработной плате в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) включение в трудовой договор условий оплаты труда, в том числе размеров тариф­ных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда по занимаемой работником должности, в зависимости от квалификации работников и сложности выполняемых работ, а также выплат стимулирующего и ком­пенсационного характера;

в) размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством Россий­ской Федерации, а также размеры процентных надбавок к заработной плате этих работ­ников и порядок их выплаты, устанавливаемые в порядке, определяемом Правитель­ством Российской Федерации.

До принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации к заработной плате работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в райо­нах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями, применяются районные коэффициенты (коэффи­циенты), установленные Правительством Российской Федерации или органами госу­дарственной власти бывшего Союза ССР;

г) размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, которые не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными пра­вовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права;

д) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, состо­ящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соот­ветствующие им тарифные разряды, требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а также примеры работ.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководите­лей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и слу­жащих.

Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарифика­ции работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный под­бор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональ­ное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.

IV. Установление систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников учреждений бюджетной сферы устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, согла­шениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными закона­ми и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федера­ции, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Феде­рации;

в) в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локаль­ными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми акта­ми органов местного самоуправления.

V. Порядок установления и изменения систем оплаты труда работников учрежде­ний бюджетной сферы

7. Установление и изменение систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы осуществляются с учетом:

а) достигнутого уровня оплаты труда;

б) государственных гарантий по оплате труда;

в) размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, рабо­тах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже раз­меров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовы­ми актами, содержащими нормы трудового права;

г) размеров выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выход­ные и нерабочие праздничные дни и за выполнение работ в других условиях, отклоняю­щихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодатель­ством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового пра­ва;

д) мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);

е) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения;

ж) порядка аттестации работников учреждений бюджетной сферы, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нор­мы времени, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Пересмотр норм труда допускается лишь по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обе­спечивающих рост производительности труда, установления целевых показателей эф­фективности труда.

Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Об изменении систем оплаты труда, введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

VI. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений

8. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее -учреждения) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными норма­тивными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, и Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а так­же гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федераль­ных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и при­равненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государствен­ных учреждений" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 29.09.2008 № 725 "О внесении изменения в Положение об установ­лении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений").

9. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреж­дениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Рос­сийской Федерации;

е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономиче­ской деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) рекомендаций;

з) мнения представительного органа работников.

10. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливают­ся с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от требований к профес­сиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

11. Выплаты компенсационного характера устанавливаются в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Работодателям рекомендуется принимать меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопас­ных условий и охраны труда.

Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установ­ленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации, содержащими нормы трудового права.

Виды выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливают­ся коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основе формализованных критериев определения достижимых результатов работы, из­меряемых качественными и количественными показателями.

12. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалте­ров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего ха­рактера.

Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и устанавливается в размере, не превышающем 5-кратного размера средней заработной платы работников, включенных в перечни должностей и профессий работников учреж­дений, относящихся к основному персоналу по видам экономической деятельности, утверждаемые соответствующими федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согла­сованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Феде­рации.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Исчисление размера средней заработной платы для определения размера должностно­го оклада руководителя учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом Ми­нистерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учрежде­ний, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

Федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерально­го бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководи­телям этих учреждений выплаты стимулирующего характера.

Руководителям учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, вправе централизовать до 5% лимитов бюджетных обязательств, преду­смотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений. Использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых федеральным государственным органом - главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, по ре­шению указанного органа.

Целевые показатели эффективности работы учреждений должны содержать формали­зованные критерии определения достижимых результатов работы, измеряемых каче­ственными и количественными показателями.

Неиспользованные средства премиального фонда руководителя учреждения могут быть перераспределены и направлены на выплаты стимулирующего характера работ­никам данного учреждения, а также на премирование руководителей и (или) на стиму­лирующие выплаты работникам других подведомственных учреждений.

13. Единое штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) этого учреждения. Для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг, учреждение вправе осуществлять привлечение помимо работни­ков, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступаю­щих от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, - так­же за счет средств государственных внебюджетных фондов).

14. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исхо­дя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюд­жетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федераль­ного бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характе­ра.

Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по реше­нию федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, - также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом.

15. Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных стимулирую­щих выплат) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работни­ков и выполнения ими работ той же квалификации.

VII. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений

16. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Россий­ской Федерации и муниципальных учреждений (далее - учреждения) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соот­ветствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными норма­тивными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом Рекомендаций.

17. При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и орга­нам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержа­щими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования си­стем оплаты труда, изложенный в разделе VI Рекомендаций для федеральных бюджет­ных учреждений, обратив особое внимание:

а) на определение фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников на основе профессиональных квалифи­кационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых Мини­стерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

б) определение фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанно­стей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педаго­гической работы за ставку заработной платы) по занимаемой работником должности с учетом требований к квалификации и сложности выполняемых работ, выплат компенса­ционного и стимулирующего характера;

в) применение видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в соот­ветствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемыми Министерством здравоохране­ния и социального развития Российской Федерации;

г) установление размеров выплат компенсационного характера не ниже размеров, уста­новленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права;

д) установление размеров и определение условий осуществления выплат стимулирую­щего характера коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативны­ми актами;

е) установление размеров должностных окладов руководителей учреждений в кратном отношении к средней заработной плате работников основного персонала, а их замести­телей и главных бухгалтеров - в размере на 10-30% ниже должностных окладов руко­водителей этих учреждений;

ж) применение механизма централизации лимитов бюджетных обязательств, предусмо­тренных на оплату труда работников соответствующих учреждений, для использования их на поощрение руководителей и возможность перераспределения и направления не­использованных средств премиального фонда руководителя учреждения на выплаты стимулирующего характера работникам данного учреждения, а также на премирование руководителей и (или) на стимулирующие выплаты работникам других подведомствен­ных учреждений;

з) использование в качестве ориентиров при установлении систем оплаты труда при­мерных положений, утвержденных федеральными органами исполнительной власти для подведомственных федеральных государственных учреждений;

и) утверждение штатного расписания руководителем учреждения самостоятельно;

к) установление заработной платы работников учреждений (без учета премий и иных сти­мулирующих выплат) при введении, изменении новых систем оплаты труда не ниже зара­ботной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работни­кам до введения, изменения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. 18. При разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учрежде­ний органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам мест­ного самоуправления не допускать:

а) регулирования нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления следующих во­просов, не относящихся к их компетенции:

  • формирования и утверждения профессиональных квалификационных групп, квали­фикационных уровней профессиональных квалификационных групп и критериев от­несения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалифи­кационным группам;
  • перенесения профессий рабочих и должностей служащих в другие профессиональ­ные квалификационные группы и квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп, утвержденные Министерством здравоохранения и соци­ального развития Российской Федерации;
  • изменения порядка регулирования продолжительности рабочего времени (норм ча­сов педагогической работы за ставку заработной платы), в том числе замены поня­тия "ставка заработной платы" на понятие "должностной оклад";
  • применения наименований должностей работников, по которым отсутствуют утверж­денные в установленном порядке квалификационные характеристики;
  • утверждения квалификационных характеристик по должностям служащих и профес­сиям рабочих;
  • отступления от Единого реестра ученых степеней и ученых званий, утвержденно­го постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 № 74 "Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней", а также установленных сроков вступления в силу решений об их присуждении;

б) установления повышающих коэффициентов за наличие среднего или высшего про­фессионального образования при формировании размеров должностных окладов (ста­вок заработной платы) по должностям служащих, квалификационные характеристики которых не содержат требований о наличии среднего или высшего профессионального образования;

в) различий в размерах повышающих коэффициентов, иных выплат за один и тот же показатель квалификации (квалификационная категория, уровень образования, стаж работы) по должностям работников, входящих в один и тот же квалификационный уро­вень профессиональных квалификационных групп.

19. При введении и применении систем оплаты труда работников учреждений обращать внимание:

а) на закрепление в трудовых договорах с работниками (в дополнительных соглашениях к трудовому договору) их конкретной трудовой функции (работа по должности в соот­ветствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалифика­ции), условий оплаты труда, а также норм труда;

б) формирование единого платного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения, и источников формирования фонда оплаты труда;

в) применение демократических процедур при оценке эффективности заботы различ­ных категорий работников для принятия решения об установлении им выплат стимули­рующего характера (создание соответствующей комиссии с участием представительно­го органа работников).

VIII. Формирование фондов оплаты труда в бюджетных учреждениях

20. Фонд оплаты труда в бюджетных учреждениях формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, с учетом обеспе­чения мотивации работников к повышению эффективности труда при введении и реа­лизации новых систем оплаты труда, исходя из возможностей соответствующих бюдже­тов, а также повышения уровня реальной заработной платы работников с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль