Ресурсное обеспечение ЛПУ: создание отдела за­купок и торгов; введение должности директора больницы

6004

В некоторых ЛПУ для решения задач по ресурсному обеспечению учреждения создаются отделы закупок и торгов и даже вводится новая должность директора больницы. Как создать такую организационную структуру? Расскажите на конкретном примере.

Главный врач, Омская обл.

Мы расскажем вам об опыте работы Московской городской клинической больницы № 1 им. Н.И. Пирогова, которая является крупным многопрофильным ЛПУ, включающим в себя 72 клини­ческих, параклинических и амбулаторных подразделения, заго­родный филиал и детский сад, расположенные по трем фактиче­ским адресам на территории общей площадью 32 га.

Еще в 2005 г. в структуре финансово-экономической службы больницы на базе отдела маркетинга был создан отдел закупок и торгов. До вступления в силу Закона № 94-ФЗ основной задачей, поставленной перед этим отделом, было оперативное обеспече­ние больницы такими материально-техническими ресурсами, как расходные материалы медицинского назначения, медицинские изделия, реагенты для лабораторной диагностики, моющие и дез­инфицирующие средства, мебель, хозяйственный инвентарь, печатно-полиграфическая продукция, мягкий инвентарь и т. п. Для этого постоянно проводились исследования и анализ функ­ционирующего рынка с осуществлением экономически обосно­ванного подбора поставщиков.

С появлением новых правил закупок, установленных Законом № 94-ФЗ, перед отделом была поставлена новая задача: осущест­влять ресурсное обеспечение больницы в соответствии с требо­ваниями нового законодательства о размещении заказов. Работа в новых условиях потребовала проведения специальной подго­товки сотрудников по вопросам организации размещения зака­зов, которая и была осуществлена в объеме 144 ч.

По мере развития законодательства функции отдела расширя­лись и дополнялись. В настоящий момент отделом осуществляют­ся все процессы обеспечения ресурсами, необходимыми для функционирования больницы, за исключением торгов, проводи­мых с привлечением специализированных организаций Департа­мента здравоохранения города Москвы.

На этапе подготовки к размещению заказов отделом состав­ляются планы-графики закупок, самостоятельно или совместно

с другими подразделениями проводятся исследование и анализ функционирующего рынка закупаемой продукции, формируются аналитические справки. Также размещению заказов предшеству­ет определение начальной (максимальной) цены контракта и вы­бор способа размещения заказа, сопровождающиеся подготовкой распорядительных документов, извещений о размещении заказа и (совместно с юридическим отделом) проектов государственных контрактов.

Этап размещения заказов включает в себя публикацию ин­формации о размещении заказов, прием котировочных заявок, подготовку материалов к заседаниям котировочной комиссии. На основе решений, принятых комиссией, сотрудниками отдела формируются и публикуются итоговые протоколы, участникам размещения заказа рассылаются уведомления о результатах.

На этапе заключенных контрактов осуществляется контроль за выполнением исполнителями договорных обязательств – срок исполнения, количеством и качеством поступающих материальных ресурсов. При необходимости заблаговременно начи­нается и проводится претензионная работа.

Таким образом, поскольку рамки финансово-экономической службы уже не позволяли решать все задачи по ресурсному обе­спечению больницы, отдел закупок как ключевая структура, ак­кумулирующая в себе сведения о ресурсах, требующихся больни­це в целом, стал обеспечивать планирование и размещение госу­дарственных заказов, осуществлять контроль своевременности и правильности заключения государственных контрактов и вы­полнения обязательств по ним. В процессы размещения заказов оказались вовлечены самые различные структурные подразделе­ния больницы, являющиеся потребителями (получателями) ре­сурсов.

Характерной чертой крупных многопрофильных ЛПУ являет­ся большой объем оперативно закупаемых ресурсов и соответ­ственно большое количество проводимых процедур размещения заказов и заключенных по их результатам контрактов. Основны­ми внутренними проблемами при этом являются: недостаточное количество и квалификация персонала, занимающегося закупоч­ной деятельностью, фрагментарное управление и контроль раз­мещения заказа со стороны администрации ЛПУ в связи со сла­бым знанием руководителями норм и требований действующего законодательства, отсутствие четкой координации подразделе­ний и установленных зон персональной ответственности долж­ностных лиц.

Для решения указанных проблем потребовалось прежде всего усилить общее руководство взаимодействием между подразделе­ниями, осуществляющими лечебный или производственный процесс, административными службами больницы и внешними организациями, претендующими на заключение или являющихся исполнителями государственных контрактов. Кроме того, специ­фика нового законодательства о размещении заказов и постоянно возникающие вопросы по его реализации требовали от руковод­ства больницы постоянного принятия управленческих решений, основанных на знании и практическом применении актуальных нормативно-правовых актов, прецедентов административной и судебной практики.

С целью решения этой проблемы в штатное расписание боль­ницы введена должность заместителя главного врача - директора больницы, что соответствует действующим нормативам. Типовое положение о директоре утверждено приказом Минздрава России от 11.11.1993 № 264 "Об утверждении Положения о директоре го­сударственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения". Данное Положение было дополнено с учетом изме­нений, произошедших в системе здравоохранения за прошедший период времени. Основу функциональных обязанностей дирек­тора городской клинической больницы № 1 им. Н.И. Пирогова со­ставляет организация деятельности по бесперебойному обеспе­чению больницы материально-техническими ресурсами в соот­ветствии с современными требованиями к размещению заказов, а с 2009 г. - организация работы с государственными контракта­ми и договорами.

Был издан ряд внутренних распорядительных документов, ре­гламентирующих порядок взаимодействия и согласований на всех этапах планирования, подготовки, приобретения и посту­пления материально-технических ресурсов.

Приказом главного врача больницы "О совершенствовании механизмов размещения государственного заказа для нужд ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова" в 2009 г. утверждено Положение о поряд­ке организации работы по взаимодействию структурных подраз­делений больницы при размещении государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных нужд больницы. В документе установлен порядок пла­новых и внеплановых закупок, определен порядок взаимодей­ствия структурных подразделений при размещении заказов, утверждены формы документов - сопроводительных записок на проведение процедур размещения заказов. Следующим стал при­каз "Об утверждении Инструкции о подготовке, согласовании, за­ключении, учете и контроле исполнения государственных кон­трактов и иных гражданско-правовых договоров для нужд ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова". Утвержденная данным приказом ин­струкция определяет алгоритмы действий и прохождение согла­сований при заключении, исполнении и изменении государственных контрактов. Далее был утвержден приказ, устанавливающий персональную ответственность должностных лиц при подготовке к размещению заказов, и контроль сроков и условий исполнения контрактов по различным направлениям деятельности боль­ницы. При разработке первых двух приказов за основу был взят распорядительный документ Минздравсоцразвития России, регла­ментирующий порядок взаимодействия собственных структур­ных подразделений, - приказ от 01.07.2009 № 381 "Об утверждении Положения о порядке организации работы по взаимодействию структурных подразделений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации при размещении государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и Инструкции о под­готовке, согласовании, заключении, учете и контроле исполнения государственных контрактов и иных гражданско-правовых до­говоров в Министерстве здравоохранения и социального разви­тия Российской Федерации".

Проведенная работа способствовала улучшению оперативного планирования и уменьшению доли закупок, осуществляемых в авральном режиме. Достигнута согласованность в действиях структурных подразделений на всех этапах размещения заказов и исполнения государственных контрактов, усилен внутренний контроль.

Своевременно принятые организационные и практические меры позволили существенно упорядочить работу крупной меди­цинской организации по осуществлению государственных заку­пок и ресурсному обеспечению деятельности.

Читайте в ближайших номерах журнала «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×