Здравоохранение

Порядок создания и функционирования в ЛПУ школ пациента для больных основными неинфекционными заболеваниями

  • 1 января 2011
  • 2566

Насколько эффективно создание при поликлиниках школ пациента?

Главная медсестра, г. Кемерово

Больше статей в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах» Активировать доступ

На современном этапе развития основной целью здравоохранения России является повышение качества медицинской помощи. Одним из способов достижения этого является внедрение в практику современных технологий организации медицинской помощи, основанных на международных стандартах ИСО серии 9000:2000. Стандарты ИСО 9000:2000 ориентированы на концепцию TQM (Total Quality Management - всеобщее управление качеством) как наиболее прогрессивную и эффективную в управлении качеством. В число основных принципов стандартов ИСО 9000:2000 входит непрерывное совершенствование и ориентация на потребителя - вся деятельность ЛПУ должна осуществляться в т. ч. с учетом потребностей и ожиданий пациента. В этих условиях особую актуальность приобретает создание и функционирование в ЛПУ школ пациента для больных основными неинфекционными заболеваниями, такими как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, рассеянный склероз, онкологические заболевания, психические заболевания и т. д.

Цель создаваемых школ пациента - повышение мотивации больного к соблюдению врачебных рекомендаций, их правильному выполнению, формирование партнерских отношений в лечении, реабилитации и профилактике, плодотворное сотрудничество врача и пациента.

Для организации школ пациента в медицинских учреждениях необходимо:

  • наличие персонала, обученного в соответствии с требованиями по выполнению сложных и комплексных медицинских услуг;
  • включение школ пациента в перечень лицензируемых медицинских услуг учреждения, дающее право на образовательную деятельность по обучению пациентов (в системе лицензирования видов медицинской деятельности введены технологии и услуги по профилактической медицине, куда могут быть отнесены и школы пациентов);
  • обеспечение условий для эффективного функционирования школы пациента (помещение, методические и обучающие материалы и пр.).

Организация школ пациента требует введения ряда приоритетов:

  • обучение врачебного и сестринского персонала основным вопросам качества медицинской помощи, принципам организации школы пациента, этике общения;
  • мотивация медицинского персонала на повышение качества медицинской помощи;
  • усиление профилактической направленности в деятельности органов и учреждений здравоохранения с акцентом на реализацию программ по вторичной и первичной профилактике основных неинфекционных заболеваний (школы здоровья для пациентов и в перспективе для лиц с факторами риска развития основных неинфекционных заболеваний);
  • участие населения в общемедицинских программах;
  • информированность и грамотность населения в проблемах личного и группового здоровья;
  • мотивация населения на укрепление собственного здоровья;
  • ответственность населения за здоровье. Адекватность отклика системы здравоохранения на ведущие показатели здоровья населения региона.

Создание школы пациента возлагает на ЛПУ дополнительные обязанности: обучение пациента, разработка дневника пациента и процедуры поддержания и/или улучшения состояния. Для их выполнения потребуется увеличить время общения с каждым конкретным пациентом. Между тем сделать это достаточно сложно, учитывая тот факт, что сегодня в муниципальных ЛПУ нормы времени, отведенного на прием пациента, неприемлемо малы.

В частных медицинских учреждениях врач работает в более комфортных условиях и, как правило, не ограничен жестко во времени. Тем не менее более 90% населения получают медицинскую помощь в муниципальных ЛПУ - как по причине высоких цен на медицинские услуги в коммерческом секторе, так и в связи с тем, что не всегда высокая стоимость медицинской услуги гарантирует высокий профессионализм и добросовестность медицинского персонала.

Ситуация в российской медицине складывается таким образом, что рассчитывать на организацию школ пациента в частных медицинских учреждениях нецелесообразно. Значение имеет и то обстоятельство, что школа пациента в конечном итоге уменьшит частоту обращений пациента к врачу, т. к. пациент научится управлять своим состоянием. А это не в интересах большинства работающих на коммерческой основе частных медицинских учреждений. Больше надежд в настоящее время можно возложить на муниципальный сектор здравоохранения и на страховые компании в системе ОМС, т. к. повышение качества медицинской помощи (включая школы пациента) приведет к сокращению затрат и позволит освободившиеся средства использовать на развитие здравоохранения.

К сожалению, в настоящее время не разработано нормативных документов в области школ пациентов. Несмотря на это ряд руководителей ЛПУ, осознав важность данного направления в лечебно-диагностической работе, организуют школы пациента в ЛПУ по собственной инициативе. Их пример беспрецедентен, потому что школы функционируют при условии полного отсутствия поддержки со стороны вышестоящих организаций. Такие школы "держатся" на внутренней убежденности руководства в их необходимости, моральных качествах, сочувствии к пациенту (и его родственникам) администрации ЛПУ.

В качестве примера можно привести школы, открытые в Городской поликлинике № 180 Северо-западного административного округа г. Москвы. В данном лечебном учреждении функционируют школы пациента по следующим заболеваниям: сахарный диабет, артериальная гипертензия, бронхиальная астма, имеется кабинет профилактики инсульта. Также в г. Дубне уже много лет успешно функционируют школы для больных сахарным диабетом. Структура школы пациента охватывает сферы интересов всех заинтересованных сторон: пациента, его семьи, врача, общества, государства.

Таким образом, концепция школы здоровья, направленная на формирование активной позиции пациента (и/или его родственников) с целью поддержания и улучшения своего здоровья, является актуальной, перспективной с точки зрения повышения качества медицинской помощи в целом. Внедрение школ в ЛПУ повышает социальную ответственность пациента за свое здоровье, улучшает культуру общения пациента с врачом, способствует в конечном итоге уменьшению летальных исходов, рецидивов заболевания, инвалидизации, приводит к улучшению состояния пациентов, в нередких случаях полной реабилитации, увеличивает продолжительность жизни.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.