Новые подходы к критериям выбора типов государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения

2529

Хочу поднять актуальный вопрос о выборе типов государственных (муниципальных) учреждений. До настоящего времени в здравоохранении доминировал один тип учреждений - бюджетный. В первую очередь это обуславливалось сложностью процедуры их создания, а также тем, что автономные учреждения в здравоохранении не могли создаваться путем изменения существующего типа государственного (муниципального) учреждения - бюджетного. Сейчас ситуация меняется. Какие же основные критерии должны учитываться учредителями при изменении типа учреждений здравоохранения в настоящее время?

Главный врач, Липецкая область

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ) стал важной вехой в реформировании бюджетной сферы. Тем не менее многие предстоящие изменения в деятельности государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения определяются не напрямую "буквой закона", а практической его реализацией в соответствии с решениями органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей.

В целях реализации Федерального закона № 83-ФЗ вышел целый ряд нормативных документов. В частности, критериям изменения типа государственных (муниципальных) учреждений посвящены Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1505-р (далее - Методические рекомендации).

Однако Методические рекомендации не затрагивают отраслевую специфику учреждений. На практике же учет отраслевой специфики крайне важен.

Рассмотрим некоторые возможные подходы к критериям выбора типов государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения.

Под социальной значимостью медицинской помощи понимается значимость для общества не только и не столько с гуманистической точки зрения, сколько с точки зрения приоритетов защиты общества в целом. Высокое значение данной характеристики присуще направлениям медицинской помощи, общественное предпочтение которых выше индивидуального, таким как лечение социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Отсутствие оказания медицинской помощи, в т. ч. и по причине незаинтересованности самих больных (например, асоциальных элементов) может привести к гораздо большим потерям для общества, чем затраты на оказание данной помощи. Если социальная значимость высокая, то имеет место безусловная необходимость оказания медицинской помощи из-за возникновения угрозы жизни и здоровью не только самих пациентов, но и окружающих.

Возможность уменьшения в ряде случаев объемов оказания медицинской помощи на бесплатной основе при среднем уровне социальной значимости касается прежде всего ситуаций уменьшения спроса на бесплатную медицинскую помощь в связи со снижением заболеваемости, увеличением потоков пациентов в частные клиники (что имеет место, например, в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов) и т. д.

Возможность перевода в ряде случаев на платную основу определенных направлений медицинской помощи, имеющих низкую социальную значимость (в сопоставлении с другими направлениями медицинской помощи), рассматривается прежде всего с точки зрения приоритетности, а не призывов к практической реализации этого положения.

Обеспеченность населения медицинской помощью конкретных направлений (доступность) - другой важный фактор, определяющий выбор типов учреждений здравоохранения. В зависимости от этого показателя определяется наличие или отсутствие необходимости стимулирования роста объемов медицинской помощи, что, в свою очередь, определяет способ финансового обеспечения и тем самым тип учреждения.

Удельный вес приносящей доходы деятельности (ПДД) важен прежде всего с двух позиций:

  • как оценка возможности самостоятельного выживания учреждения (и шансов изменить тип на автономное учреждение);
  • как опасность лишиться доходов от приносящей доходы деятельности в случае изъятия их (или их части) в соответствующий бюджет, что характерно для казенных учреждений. Риски, связанные с приносящей доходы деятельностью, обусловлены в первую очередь уровнем и удельным весом приносящей доходы деятельности.

Государство (муниципальное образование) заинтересовано в том, чтобы брать на себя субсидиарную ответственность только при минимальных рисках. При высоких рисках имеет смысл возложить ответственность по своим обязательствам на само учреждение (этому требованию соответствует тип автономного или бюджетного учреждения).

Наличие конкурентной среды также существенно влияет на выбор типа учреждения. Нужно осторожно относиться к варианту изменения типа бюджетного учреждения в целях создания автономного учреждения, если данное учреждение является монополистом.

Привязка финансирования к объемам помощи влияет в первую очередь на способ финансового обеспечения - по смете или через субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания.

При рассмотрении уровня кредиторской задолженности (при выполнении государственного (муниципального) задания) и риска ее возникновения важно учитывать не только текущее его состояние, но и возможности улучшения. Так, вряд ли стоит ожидать, что станция скорой медицинской помощи способна будет в случае необходимости находить дополнительные источники для погашения возникшей кредиторской задолженности. При угрозе возникновения кредиторской задолженности и отсутствии перспектив ее самостоятельного погашения целесообразно ориентироваться на тип казенного учреждения.

Поясним еще некоторые моменты. Бюджетное учреждение по своим характеристикам находится между автономным и казенным учреждением. Поэтому при средних значениях показателей, служащих критериями, приоритет в выборе должен отдаваться бюджетным учреждениям, если даже характеристики, присущие учреждениям в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ, те же, что и у автономных учреждений.

Названные выше критерии следует рассматривать лишь в совокупности - их не всегда можно выделить в чистом виде. Например, многие медицинские учреждения занимаются оказанием стоматологической помощи и имеют участковую службу. В таких или аналогичных ситуациях (в одном учреждении оказывается медицинская помощь различной социальной значимости) необходимо учитывать удельный вес медицинской помощи тех или иных направлений в общем объеме оказываемой медицинской помощи.

Решение целесообразно принимать с учетом того, какой тип выпадает по соответствующим критериям чаще всего. При этом возможно установление коэффициентов значимости соответствующего показателя экспертным путем.

Необходимо также принимать в расчет специализацию учреждения (узкоспециализированное или многопрофильное). Узкоспециализированные учреждения в зависимости от значений критериев могут быть любого типа. Многопрофильное учреждение чаще всего целесообразно оставить в статусе бюджетного как сочетающего в себе элементы всех типов - от автономного до казенного.

При этом следует учитывать и наличие возможных ограничителей. Например, бюро судебно-медицинской экспертизы может иметь достаточно высокие доходы от приносящей доходы деятельности при проведении экспертиз по гражданско-правовым делам, выполнения лабораторных диагностических исследований гражданам и организациям и т. д. Это дает ему основание претендовать на статус автономного учреждения. Однако необходимость выполнения законодательно установленных функций по независимой экспертизе может стать препятствием для перевода этих учреждений в автономные.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль