Региональный опыт проведения социологических исследований в ЛПУ

1546

В настоящее время во многих ЛПУ достаточно широко стали использоваться социологические методы изучения различных проблем организации и оказания медицинской помощи населению. Научно обоснованная и унифицированная информация, получаемая в ходе таких исследований, позволяет судить о социальном эффекте осуществляемых мероприятий и проводимых реформ, способствует разработке и внедрению в практику целенаправленных управленческих решений. Не могли бы вы на конкретном примере рассказать об опыте проведения социологических исследований в ЛПУ?

Заместитель главного врача, Ленинградская область

Ценность мониторингового способа получения информации заключается в том, что он позволяет отслеживать динамику изменений в системе. Особенно большое значение такая информация имеет в тех случаях, когда необходимо не просто учитывать те или иные показатели, свидетельствующие о происходящих процессах, но и целенаправленно воздействовать на их развитие, т. е. управлять ими, а также оценивать эффективность принимаемых управленческих решений.

Особое значение в современных условиях приобретает использование социологических методов в управлении деятельностью ЛПУ, являющегося основным звеном осуществления реформ в здравоохранении.

Внедрение программ проведения социологических исследований в конкретном ЛПУ целесообразно осуществлять в несколько последовательных этапов. На подготовительном этапе должны быть:

  • проведены совещания с руководителями подразделений (отделений), врачами, средним медицинским персоналом по разъяснению целей и задач предстоящей работы;
  • разработаны и утверждены необходимые для внедрения программы нормативные документы, в т. ч. Положение о формировании координационной группы для проведения социологических исследований, Порядок оплаты труда персонала, задействованного в проведении социологических исследований, и др.

На следующем этапе осуществляется апробация предложенной программы, после чего в нее вносятся необходимые коррективы и она утверждается приказом по ЛПУ.

Для организации методического и технического обеспечения проведения опросов при администрации ЛПУ целесообразно формировать координационную группу по изучению общественного мнения. В состав группы могут войти различные сотрудники ЛПУ (заместитель главного врача по организационным вопросам, сотрудники научного и организационного отделов, информационного отдела (центра) и др., обеспечивающие статистическую обработку и анализ собранного материала). Ответственность за координацию и проведение социологических опросов может быть возложена на заместителя главного врача.

Для сбора информации необходимо сформировать сеть анкетеров преимущественно из работников среднего звена, достаточно хорошо ориентированных в проблемах конкретного ЛПУ.

Периодичность проведения социологических опросов может меняться в зависимости от необходимости выработки управленческих решений или оценки их эффективности (но не реже 1 раза в год по каждому подразделению: поликлиника, стационар и др.).

С населением также должна проводиться регулярная работа по информированию с использованием наглядного метода (выпуск стенных газет, бюллетеней и др.) и разъяснительных бесед в ходе встреч администрации с пациентами.

Достаточно актуальным является использование социологических методов в тех случаях, когда получить необходимую информацию другим способом трудно. В частности, это касается вопросов участия пациентов в софинансировании медицинской помощи. Так, использование в качестве внебюджетного источника финансирования платных медицинских услуг требует обязательного изучения возможностей пациентов вкладывать личные средства для возмещения затрат, связанных с оказанием медицинской помощи.

Пример 1

Приведем пример проведения социологического исследования в Мурманском клиническом комплексе Российского Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. В ходе данного исследования изучалось мнение пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе или по договорам дополнительного медицинского страхования, об организации и качестве медицинского обслуживания, их отношение к расходованию личных средств.

В результате опроса были выявлены факторы, побуждающие пациентов обращаться за получением помощи на платной основе. Основными из них оказались: наличие современного оборудования (99,0 на 100 опрошенных), высокое качество оказания медицинской помощи (85,0), внимательное отношение медицинского персонала (80,0), высокий профессионализм медицинских работников (78,8), высокий сервис (66,3) и др. Показано, что в отделении, где лечатся "платные" пациенты, достаточно высоким является показатель удовлетворенности пациентов отношением врачей (97,6%) и медсестер (93,5%). Пациенты, чьи потребности не были удовлетворены полностью, в основном связывали это с недостатком информации по тем или иным вопросам.

Пример 2

В г. Твери с помощью социологического метода проводился сравнительный анализ доступности и качества оказанной офтальмологической помощи в организациях различных организационно-правовых форм собственности (в т. ч. в контексте таких объективных параметров и характеристик, как материально-техническая доступность, информационная доступность, финансовая доступность, организационные технологии реализации доступности и др.). Опрос проводился среди пациентов негосударственного офтальмологического центра г. Твери ООО "Взгляд" (далее - центр "Взгляд") и отделения микрохирургии глаза Тверской областной клинической больницы (далее - ОКБ).

По мнению респондентов центра "Взгляд", предварительно обращавшихся в различные государственные ЛПУ, основными негативными моментами медицинского обслуживания в них явились большие очереди к специалистам и отсутствие современного медицинского оборудования (на это указали 40,0% опрошенных). В меньшей степени высказывалась неудовлетворенность квалификацией и отношением медицинского персонала в государственных ЛПУ (по 10,0%).

Среди основных мотивов обращения населения за медицинской помощью в коммерческую медицинскую организацию были следующие: наличие высококвалифицированного медицинского персонала (74,1 на 100 опрошенных); уверенность пациентов в том, что лечение проводится с помощью современного медицинского оборудования (46,7) и будет достигнут желанный результат (36,4); доверие к конкретному врачу, работающему в данном медицинском учреждении (43,3).

Среди основных факторов, удерживающих респондентов отделения микрохирургии глаза ОКБ от обращения за медицинской помощью в коммерческие медицинские организации, указана высокая цена предлагаемых медицинских услуг (52,9 пациента на 100 опрошенных). Треть анкетируемых (30,4) принципиально отказываются от услуг частных медицинских организаций, в большей степени доверяя государственному сектору здравоохранения. Значительное число респондентов (70,6) вообще не рассматривали для себя варианты лечения в коммерческих медицинских организациях, причем у 44,1 на 100 опрошенных это связано с тем, что их вполне удовлетворяют условия оказания медицинской помощи в государственных ЛПУ; 20,6 на 100 опрошенных были ориентированы на конкретного лечащего врача ОКБ, а 5,9 на 100 опрошенных не обладали информацией об офтальмологических коммерческих организациях.

Помимо этого исследование, проведенное с использованием социологического метода, позволило определить ряд факторов различного характера, не влияющих на выбор пациентом медицинской организации той или иной формы собственности, а именно: возраст, социальный статус, материальное положение, удаленность медицинской организации от места жительства пациента и транспортная доступность.

С другой стороны, значимыми факторами, определившими выбор пациентами медицинской организации, являлись: желание лечиться у конкретного врача, желание следовать рекомендациям знакомых, большее доверие к государственному (или коммерческому) сектору здравоохранения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль