Татарстан: лекарство сразу после выписки рецепта

1388

Республику Татарстан (РТ) называют в числе лучших регионов России по реализации программ государственного лекарствен­ного обеспечения. В чем истоки такой высокой оценки? На этот и другие вопросы "НА" отвечает министр здравоохранения республики Айрат Закиевич Фаррахов.

Айрат Закиевич, как сегодня выглядит фармацевтический рынок Татарстана?

На протяжении последних лет мы стабильно занимаем около 3% от объема всего российского фармрынка. В 2008 г. республиканский сектор со­ставил 11,86 млрд руб. (на 23% больше показателей предыдущего года), а в первом полугодии 2009 г. - около 7 млрд руб.

В 2008 г. около 42% лекарств в ре­спублике приобретались за счет бюд­жетных средств - с учетом реализации программы обеспечения необходи­мыми лекарственными средствами (ОНЛС).

С 2005 по 2007 г. в общих расходах на здравоохранение доля медикамен­тов оставалась стабильной: 2005 г.-18,7%, 2006 г.- 18,8%, 2007 г.- 19%.

В 2008 г. за счет программных вло­жений в капитальное строительство, оснащение учреждений здравоохране­ния произошло снижение данного по­казателя в общих расходах на здраво­охранение на 1,7% по сравнению с предыдущим годом. Но в абсолютных цифрах объемы финансирования ле­карственного обеспечения из средств бюджета и фондов обязательного ме­дицинского страхования (ОМС) воз­росли на 17% (без учета программы ОНЛС), или на 3,35 млрд руб.

То есть населению Татарстана грех жаловаться на лекарствен­ное обеспечение?

Думаю, да. Среднедушевое потре­бление лекарственных средств в респу­блике составило 3153 руб. (на 23% больше, чем годом ранее). Соотноше­ние между минимальным и макси­мальным уровнем потребления ЛС по районам составляет 1 : 5, тогда как в прошлом году было 1 : 6. Выше респу­бликанского среднедушевого потре­бления этот показатель только в Каза­ни - 3952 рубля.

Ожидаем, что по итогам 2009 г. среднедушевое потребление составит в Татарстане 3500 рублей.

Как Вы охарактеризуете опто­вый, розничный и производ­ственный сектора фармацевти­ческого рынка республики?

За последние два года у нас практи­чески не меняется число оптовых компаний. В 2007 г., например, их было 58, а в следующем стало 57. Что свиде­тельствует о стабилизации развития оптового сектора в республике. Веду­щая пятерка оптовиков по итогам 2008 г. выглядит следующим образом: первым идет ГУП "Таттехмедфарм", далее ЗАО "ЦВ Протек", ООО "Био-тэк - Казань", ЗАО "Сиа Интер-нейшнл - Казань" и ООО «НПК "Ка­трен"». В объеме продаж по респу­блике их доля составила 50%.

По данным Федеральной антимо­нопольной службы, Татарстан входит в число субъектов РФ с высокой плот­ностью аптечных учреждений. В ре­спублике 85% аптек расположено в городах и 15% в сельской местности. Сходная картина по всей России в це­лом. Нагрузка на одну аптеку состав­ляла у нас 3100 человек в 2008 г., в то время как годом ранее была 3200, а в 2006 г. - 3300 человек. Как видите, про­исходит ежегодное снижение нагрузки на одно аптечное предприятие, связан­ное с развитием розничного сектора. Хотя в то же время в ряде районов нагрузка на одну аптеку превышает среднереспубликанский показатель в два раза.

По данным на 1 января 2009 г., ле­карственное обеспечение в республике осуществляли 1255 аптечных учрежде­ний (из них государственных 226), что составляет 1,8% розничного сегмента российского фармрынка. По сравне­нию с 2007 г. стало на 25 учреждений больше, причем в основном открыва­ются именно аптеки. Доля мелкороз­ничной сети в общем количестве ап­течных учреждений снизилась с 56% в 2006 г. до 47% в 2007 г. По-прежнему отмечается и снижение доли аптечных учреждений госсобственности - с 24% в 2006 г. до 21% в 2008 г.

В ТОП-5 ведущих юридических лиц, имеющих наибольшее число структурных подразделений, входят: сеть аптек "Будь здоров" (46 аптек и аптечных пунктов), ООО "Астра" (45), ООО "Моя аптека" (35), ООО "Ривье­ра" (33), ООО "Алоэ-Фарм" (23).

Наконец, производственный сек­тор. Он в республике представлен мощностями ОАО "Татхимфармпрепа-раты". На заводе в 2008 г. введено новое производство таблетированных лек-форм на 1,5 миллиарда таблеток, оно полностью соответствует требованиям GMP. Предприятие участвует в обе­спечении лекарственными препара­тами льготных категорий граждан: в федеральный перечень включены 39 наименований препаратов, выпу­скаемых в Казани, а в республикан­ский - 46.

Какие проблемы в лекарствен­ной сфере волнуют министра?

Отмечу, например, вот эту. В миро­вой практике законодательно регули­руются требования к обязательному соблюдению минимального расстоя­ния между аптечными учреждениями или норматива количества аптек на единицу населения - у нас такого нет. А надо бы! Ведь в итоге это приводит к скученности частных аптечных пред­приятий, когда на одной улице и даже в одном доме их может быть и два, и три. А на селе их недостаточно.

Плюс к тому открытие "нос к носу" коммерческой и государственной ап­тек (особенно актуально в сельской местности) приводит к оттоку кадров из последней, к убыточности государ­ственной аптеки. Но ведь она выпол­няет социальные функции - отпуск наркотикосодержащих препаратов, льготных лекарств и т. д.

Давно требует законодательного разрешения и проблема с должностью заведующего аптекой в сельской мест­ности. Как мы считаем, им мог бы стать специалист со средним фарма­цевтическим образованием. Мы пред­лагаем дополнить готовящийся закон об обращении ЛС соответствующим пунктом на эту тему тоже.

Какова ситуация с лекарствен­ным обеспечением льготных категорий граждан?

В рамках федеральных целевых программ с учетом ОНЛС, семи финансово-затратных нозологий и приоритетного национального про­екта "Здоровье" республика в 2008 г. получила ЛС на общую сумму более 2 млрд руб. Это на 20% больше, чем годом ранее. В 2009 г. (по состоянию на август) мы получили лекарств на 1,78 млрд руб. Потребление лекарств (с учетом лекарств региональных льготников) по сравнению с 2004 г. увеличилось в 3,4 раза. Вот каков в нашей республике эффект программы дополнительного лекарственного обе­спечения (ДЛО), смененной затем программой ОНЛС!

С льготными рецептами у нас ра­ботают 162 специализированных ап­течных учреждения. Право выписки таких рецептов имеют 269 лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), 5120 врачей и 779 фельдшеров. В ЛПУ организованы центры электронной выписки льготных рецептов с форми­рованием штрихкодов. Всего органи­зовано 708 таких пунктов, что позво­ляет минимизировать очереди паци­ентов и ускорить процесс выписки льготных рецептов.

Насколько далеко продвинулся Татарстан в использовании других электронных технологий?

Мы хорошо понимаем, что система здравоохранения остро нуждается в применении современных управлен­ческих решений. Минздравом респу­блики совместно с Центром информа­ционных технологий разработан и с 2009 г. внедрен в практику программ­ный продукт по обмену информацией о товарных остатках и выписанных льготных рецептах в режиме online между аптечными и медицинскими учреждениями.

Это продукт позволил, во-первых, эффективно управлять товарными запасами в аптеках, равномерно рас­пределять лекарства между городами и районами республики. Во-вторых, незамедлительно получать лекарства пациентам сразу после выписки льгот­ного рецепта; в-третьих, проводить при выписке льготного рецепта сино­нимическую замену лекарств с учетом ассортимента, имеющегося в аптеках.

Наконец, используя информацию о перспективах поступления лекарств и располагая информацией в режиме online о выписке рецепта пациенту, "бронировать" лекарства в аптеке для конкретного больного.

Аукционные торги по закупкам лекарств декларировались в качестве средства для сниже­ния цен на препараты. Насколько они оправдали себя в Татарстане?

Судите сами: экономия от прове­денных аукционов в 2008 г. составила 20,72 млн руб., за 2009 г.- 23 млн. На сбереженные средства закупаются жизненно необходимые лекарства для онкологических больных, больных сахарным диабетом.

В закупках лекарств для федераль­ных льготников приоритет отдается отечественным дженерикам, которые более доступны по цене по сравнению с импортными аналогами. К тому же с переходом нашей фармпромышлен-ности на импортозамещение их стало больше, они регистрируются чуть ли не каждый день. А чтобы стала более доступной и информация о них, мы предлагаем создать некий федераль­ный ресурс о таких новинках, доступ­ный для регионов. Он помог бы эф­фективному управлению и организа­ции подготовки лекарственных торгов.

Минздравом РТ взят курс на пла­номерную работу с поставщиками, про­изводителями лекарственных средств по снижению цен, и есть определенные результаты. Так, на аукционе по за­купкам на второе полугодие ряда наименований препаратов, по кото­рым были выставлены цены отече­ственных препаратов, победили по­ставщики... импортных препаратов. Причем по ценам значительно ниже среднерыночных. Так, вазокардин обошелся дешевле на 162%, эглонил -на 537%, гептрал - 156%, сумамед - на 290%...

В целом же соотношение отече­ственных и импортных лекарств в ко­личественном выражении составляет 48,23% и 51,77%. Рост закупки препа­ратов российского производства во втором полугодии 2009 г. по сравне­нию с первым составил 6,6%.

На сегодняшний день у нас боль­шие товарные запасы лекарств.

Главные причины в том, что, во-первых, часть пациентов отказалась получать льготные лекарства, как они считают, слишком "дешевые"; во-вторых, мы приняли обдуманное стратегическое решение получать товары не ежемесячно, а все сразу. В условиях финансового кризиса дале­ко не все поставщики смогут вовремя выполнить свои обязательства по по­ставкам.

Как раз здесь имеется много нере­шенных, на наш взгляд, проблем. На­пример, имеются вопросы по закупкам лекарств для больных сахарным диа­бетом, принимающих таблетирован-ные формы препаратов, больных психическими заболеваниями (осо­бенно эпилепсией), сердечно-сосудис­тыми заболеваниями, которые тоже принимают лекарственные средства конкретных торговых наименований. На наш взгляд, для указанных катего­рий больных следовало бы разрешить закупки по торговым наименованиям.

Следующая тема: обсуждаемый сегодня на федеральном уровне во­прос закупок лекарств на открытых конкурсах, а не аукционах, не решит, по-моему, проблему, а только усугубит положение. Потому что невозможно формализовать требования, нельзя при отсутствии нормативных доку­ментов или каких-то иных доказатель­ных источников информации устанав­ливать критерии оценки по биодо­ступности, биоэквивалентности и другим идентификационным призна­кам ЛС конкретных торговых марок.

Другой вопрос - как назначать на­чальную цену торгов? В Татарстане для ориентации по ценовым предложени­ям на лекарства почти 10 лет действует прайс-навигатор. Это своего рода электронный прайс-лист фармацевти­ческого рынка республики с указанием минимальной и средней цены. В нем около 24 тысяч наименований лекар­ственных средств, изделий медицин­ского назначения. Навигатор дважды в месяц направляется в учреждения здравоохранения в качестве рекомен­даций при формировании начальных цен торгов на медикаменты. Уникаль­ность его в том, что наименования лекарств, представленные в прайсах организаций оптовой торговли и вве­денные по-разному (например, рас­твор анальгина 50% и анальгин рас­твор 50% и т. п.), автоматически струк­турируются по названиям и формам выпуска. А это значительно облегчает процедуру поиска за счет решения проблемы единого стандарта обмена данных.

Почему бы такой же ресурс не создать в масштабах всей страны?! Чтобы на официальном сайте были представлены отпускные цены круп­нейших российских дистрибьюторов, чтобы можно было на основании та­ких данных формировать начальные цены при размещении заказа на за­купку ЛС для государственных и му­ниципальных нужд. Тем более что Росздравнадзор в настоящее время ведет мониторинг цен и ассортимента.

Для санкционирования закупок продукции до 100 тысяч рублей в ре­спублике начала работать система ЭТИС - электронная товарно-инфор­мационная система, составной частью которой является ресурс "межрегио­нальная выставка-продажа". Алгоритм функционирования ЭТИС включает в себя информационную составляющую о продукции с обязательным указани­ем ее производителя, она доступна всем потенциальным покупателям. На сегодняшний день в банке системы размещена информация о 102 постав­щиках изделий медназначения и опто­вых поставщиках лекарств 6690 наи­менований.

Какие изменения ожидают региональных льготников?

В 2009 г. Министерство здравоох­ранения Татарстана поставило перед собой задачу изменить для них систе­му лекарственного обеспечения. Во­прос очень непростой, особенно в условиях кризиса. В своей работе мы сделали ставку на системные подходы, внедрение единых технологических решений, централизацию ресурсов и эффективное управление ими. Это позволило оптимизировать финансо­вые средства, выделенные на беспере­бойное обеспечение региональных льготников, а высвободившиеся день­ги направить на закупку необходимых лекарств.

В целом же контуры новой систе­мы, основу которой составляет орга­низация работы по федеральной про­грамме ОНЛС, выглядят следующим образом.

Нами определены лимиты финан­сирования по муниципальным обра­зованиям, которые в свою очередь формируют заявку на лекарственные препараты в рамках выделенных средств. Закупки производятся по утвержденным заявкам. Общая на­ценка (как оптовая, так и розничная), снижена с 30 до 20%. Для контроля за ценами при закупках производится ежеквартальное согласование цен ре­спубликанским Минздравом. Резуль­тат организации работы оценивается по федеральным критериям, введен­ным по программе ОНЛС.

И еще одно, на первый взгляд, не слишком важное замечание. В 2009 г. на республиканском конкурсе "Врач года", призванном поднять престиж профессии людей в белых халатах, появилась номинация "Лучшая аптека года". Потому что фармация и медици­на едины в достижении главной цели -сохранении здоровья наших граждан.

Р. Марданов

Читайте в ближайших номерах журнала «Новая аптека»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×