Программное финансирование ЛПУ Департамента здравоохранения г. Москвы

2595
Программное финансирование ЛПУ Департамента здравоохранения г. Москвы

Наталья Васильевна, в апреле 2011 г. правительством Москвы была принята программа модернизации здравоохранения, а в октябре 2011 г. – программа «Столичное здравоохранение». Для чего потребовалось принимать две программы?

Прежде всего, необходимо понимать, что программа модернизации здравоохранения и государственная программа «Столичное здравоохранение на 2012–2016 гг.» – разные по своим целям (хотя, безусловно, главные приоритеты одинаковы).

Программа модернизации – это национальный, общегосударственный проект развития отрасли, рассчитанный на 2011–2012 гг.

Он имеет три основных направления, единые для всех участвующих в нем регионов: укрепление материально-технической базы учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранении, внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности медицинской помощи (в том числе предоставляемой врачами-специалистами в амбулаторных условиях).

Общий, из всех источников, бюджет программы модернизации здравоохранения в г. Москве составляет 103 101 млн руб., из которых 39 838 млн руб. – бюджет города.

Государственная программа «Столичное здравоохранение на 2012–2016 гг.» – ведомственная программа развития отрасли на среднесрочную перспективу с общим объемом финансирования 1 347 407 млн руб.

То есть основное отличие в том, что программа «Столичное здравоохранение» рассчитана на более длительный период и больший объем финансирования?

Не совсем так. По сути, «Столичное здравоохранение» – программный бюджет отрасли на среднесрочный период.

Программно-целевой бюджет позволяет уйти от ставшего уже привычным формирования потребностей отрасли без увязки с достижением запланированных результатов, без анализа эффективности расходов по каждому направлению деятельности, без оценки динамики показателей эффективности работы.

При формировании государственной программы «Столичное здравоохранение на 2012–2016 гг.» Департаментом здравоохранения г. Москвы вначале были определены стратегия и приоритеты развития отрасли на среднесрочную перспективу и только потом заявлено ресурсное обеспечение для выполнения поставленных задач.

Государственная программа состоит из восьми самостоятельных подпрограмм, для каждой из них определены цель, задачи, целевые показатели, их прогнозные значения и перечень мероприятий, за счет которых предполагается достичь намеченных результатов. При этом мероприятия региональной программы модернизации в 2012 г. являются составной частью программы «Столичное здравоохранение».

При формировании ресурсного обеспечения программы «Столичное здравоохранение» была применена сквозная семизначная кодировка расходов: первые два символа – код программы в бюджете города, третий код подпрограммы, четвертый и пятый – код мероприятия, шестой и седьмой – направления расходов. Раздел и подраздел указывались в соответствии с бюджетной классификацией, действовавшей в 2011 г., а виды расходов – согласно приказу Минфина России от 21.12.2011 № 180н.

В результате программа стала максимально прозрачной и контролируемой.

Можно предположить, что детальная проработка программы должна была облегчить работу по подготовке бюджета московского здравоохранения. Или проблемы все-таки были?

На начало июля 2012 г. в системе Департамента здравоохранения функционировали 773 учреждения, из которых 157 – казенные и 616 – бюджетные; в системе ОМС работали 523 ЛПУ.

Казенные учреждения работают по смете. Бюджетные учреждения, работающие в ОМС, финансируются за счет средств ОМС и за счет целевых субсидий на выполнение работ по обеспечению условий для оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС. Бюджетные учреждения, не работающие в ОМС, – за счет бюджетных субсидий на выполнение государственного задания и бюджетных субсидий на иные цели.

Понятно, что разнотипность учреждений, различные источники и формы их финансирования создали определенные трудности при программно-целевом планировании бюджета отрасли.

Вполне возможно, что принятый нами вариант представления данных может быть скорректирован и доработан. Но стоит принять во внимание,

что это был первый программный бюджет субъекта Российской Федерации, и он формировался в 2011 г., без исчерпывающей нормативной правовой и методологической базы.

Один из самых болезненных вопросов – нормирование затрат и определение цены услуги. Как решался этот вопрос?

Сначала мы проанализировали данные, которые предоставили подведомственные лечебно-профилактические учреждения. Выяснилось, что если, например, одно профильное ЛПУ указывало на возможность оказания 50 услуг, то другое, однотипное, – всего 10. Причем услуги были выбраны разные.

Поэтому было принято решение о типизации и укрупнении услуг. При составлении перечня укрупненных услуг для каждого ЛПУ в первую очередь учитывались показатели штатной и фактический численности медицинского персонала, задействованного при оказании услуг, и объем оказываемых услуг.

В результате проведенной работы общее количество профильных медицинских услуг, достигавшее в первоначальных перечнях некоторых учреждений до 50 наименований, было сокращено до 7.

Потом было необходимо определить минимальный эффективный норматив затрат на оказание услуг и коэффициенты для разных типов и категорий учреждений с учетом их оснащенности и кадровой обеспеченности.

При расчетах нормативных затрат за основу были приняты фактические показатели учреждений за 2010 г. и планируемые на 2011 г. – на первом этапе мы использовали метод прямого счета.

Для расчета нормативов финансового обеспечения единицы услуги был применен метод обратного счета, исходя из прогнозных объемов бюджетного финансирования отрасли. При обратном счете норматив затрат определяется путем деления суммы расходов ЛПУ за прошлый или текущий год на количество услуг в этом периоде. В сумму расходов не включаются разовые, например, связанные с реализацией других целевых программ. При формировании показателей объемов услуг за основу были взяты плановые и фактические показатели деятельности ЛПУ за предыдущий год и прогнозные показатели на текущий год.

В итоге был издан приказ Департамента, которым закреплялся перечень ведомственных государственных услуг, нормативы финансового обеспечения единицы услуги, расчетно-нормативные расходы на содержание единицы площади имущества учреждений и корректирующие коэффициенты по расходам на содержание единицы имущества для каждого ЛПУ.

Как будет поставлен контроль деятельности ЛПУ?

Суть правоотношений, возникающих при предоставлении государственных услуг, определена Законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

Ключевым управленческим инструментом учредителя – в нашем случае Департамента здравоохранения – является государственное задание. Его объем – переменная величина, которая зависит не от исторически сложившейся сметы, а от результатов деятельности учреждения – количества и качества оказываемых услуг.

Для повышения эффективности использования ресурсов была создана Единая информационно-аналитическая система, которая позволила увязать казначейское исполнение бюджета с объемными и финансовыми показателями деятельности. В системе есть информация по каждому ЛПУ, сгруппированная по трем блокам: правовому, организационному и финансовому.

В единой базе данных были сформированы государственное задание, планы финансово-хозяйственной деятельности учреждений, соглашения на открытие финансирования, весь перечень бухгалтерских и отчетных форм, необходимых для финансирования подведомственных учреждений.

Возможность получения оперативной информации о результатах деятельности ЛПУ позволяет эффективно управлять использованием ресурсов отрасли. Например, если бюджетные средства израсходованы в большем объеме, чем запланировано, а цель достигнута в меньшей степени, чем это было определено, то можно довольно быстро выявить причины такой ситуации и принять соответствующие меры.

Программное финансирование ЛПУ Департамента здравоохранения г. Москвы

Читайте в ближайших номерах журнала «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×