text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Современный механизм организации лекарственного обеспечения стационарных лечебно-профилактических учреждений г. Москвы

  • 9 сентября 2010
  • 1767

Современной тенденцией российского здравоохранения являет­ся усиление механизмов регулирования и рационального ис­пользования лекарственных средств (ЛС) и затрат на лечение в госпитальных условиях. Актуальность проблемы обусловлена доминирующей долей медикаментозной терапии в структуре лечебных мероприятий.

Лекарственная терапия составляет 95% всех лечебных назначений, и на нее в системе здравоохранения расходуется в среднем 25% финансовых средств.

В связи с этим оптимизация систе­мы лекарственного обеспечения в условиях ограниченных финансовых средств является сегодня одной из основных задач, которые остро стоят как перед отдельными стационарными ЛПУ, так и перед органами управления здравоохранением административных округов и департаментом здравоохра­нения г. Москвы.

Обеспечение лекарственными пре­паратами стационарных ЛПУ осу­ществляется за счет средств федераль­ного и регионального бюджетов. За счет средств федерального бюджета в стационарные лечебно-профилакти­ческие учреждения поставляются ле­карственные препараты по приоритет­ному национальному проекту и в рам­ках Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социаль­но значимыми заболеваниями (2007­2011 годы)". Поставки осуществляются на основании заявок департамента здравоохранения, направленных в Минздравсоцразвития России. В 2009 г. получено средств для вакцинопрофилактики, лечения ВИЧ-инфекции, ви­русных гепатитов, туберкулеза, сахар­ного диабета на сумму 1,118 млрд руб. (в 2008 г. - 0,960 млрд руб.).

За счет средств регионального бюджета обеспечение стационарных ЛПУ в рамках городского заказа осу­ществляется по двум направлениям:

  • централизованные закупки специ­фических дорогостоящих ЛС и ИМН по заявкам лечебно-профилакти­ческих учреждений за счет средств департамента здравоохранения (около 80% всех ассигнований на ЛС), причем приоритет предостав­ляется ЛПУ городского подчине­ния, имеющим финансирование только из городского бюджета;
  • самостоятельные закупки ЛС и ИМН, проводимые за счет бюд­жетных средств ЛПУ, средств обя­зательного медицинского страхова­ния, денежных средств управлений здравоохранения административ­ных округов (для ЛПУ окружного подчинения) в размере 20% ассиг­нований, предусмотренных в сме­тах ЛПУ на приобретение медика­ментов, в т. ч. для решения вопро­сов, требующих индивидуального лечения.

Закупка медикаментов в рамках городского заказа представляет собой комплекс мероприятий, включающий:

  • планирование (определение по­требности в ЛС и формирование заявки);
  • организацию закупок (подготовка аукционной документации, кон­курсный отбор поставщиков, за­ключение государственных кон­трактов);
  • контроль за размещением государ­ственного заказа и поставками ЛС в рамках заключенных государ­ственных контрактов. Номенклатура специфических до­рогостоящих ЛС и ИМН для центра­лизованного обеспечения стационар­ных ЛПУ рассматривается комиссией и утверждается ежегодно соответ­ствующим приказом департамента.

Заявки формируются в соответ­ствии со стандартами лечения и в обязательном порядке согласуются с главными внештатными специалиста­ми соответствующего профиля.

В 2009 г. утверждена номенклатура для централизованных поставок специфических ЛС в стационары горо­да по профилям "онкология", "гемонкология", "эндокринология", "психиат­рия", "анестезиология", "фтизиатрия", "неврология и нейрореанимация", "ВИЧ-инфекция и СПИД"; "гемофи­лия", "нефрология", "трансплантоло­гия", "изделия медицинского назначе­ния для стомированных больных", "кардиология", "акушерство и неонатология", "иммунология", "для отделе­ний сосудистой хирургии", "дермато­венерология", "антибиотики резерва", "пульмонология", "трансплантация костного мозга", "рентгеноконтраст­ные препараты, "средства для паренте­рального питания". На 2010 г. в номен­клатуру включены "препараты для лечения заболеваний кишечника и тяжелых заболеваний кожи".

На 2009 г. по сравнению с 2008 г. в номенклатуру для централизованных поставок специфических ЛС дополни­тельно включено 38 международных непатентованных и 47 торговых наи­менований (исключено 41 и 68 соот­ветственно). На 2010 г. дополнительно включено 36 международных непатен­тованных и 77 торговых наименований (исключено 50 и 106 соответственно).

Необходимо отметить, что в рам­ках общегородской программы осу­ществляется централизованная за­купка медикаментов и расходных ма­териалов, необходимых при оказании диализной помощи пациентам с хро­нической почечной недостаточностью, а также ЛС, необходимых для экстра­корпорального оплодотворения.

Ежегодно за счет регионального финансирования закупаются вакцины и иммунобиологические препараты для проведения профилактических мероприятий по эпидпоказаниям и для контингентов, не вошедших в приоритетный национальный проект (национальный календарь профилак­тических прививок от гриппа, гепати­та А, дизентерии Зонне, бешенства, иммунизация против клещевого энце­фалита и др.).

Всего в 2009 г. за счет бюджетных средств Департаментом здравоохране­ния определено финансирование на закупку специфических ЛС для оказа­ния медицинской помощи в стацио­нарных ЛПУ на сумму 3,5 млрд руб. (плюс 20% в сравнении с фактической поставкой 2008 г.). В 2010 г. финанси­рование сохранено на уровне 2009 г.

Одновременно ЛПУ самостоятель­но закупают неспецифические ЛС по итогам сводных торгов, методом аук­ционов в электронном виде, котировок цен и по договорам до 100 тыс. руб.

Так, в 2009 г. по итогам сводных торгов стационарными ЛПУ города закуплены неспецифические ЛС на сумму 1,5 млрд руб., (плюс 15% в срав­нении с 2008 г.), а на 2010 г. запланиро­ваны поставки на сумму 2,1 млрд руб.

Увеличение расходов на закупку медикаментов происходит за счет:

  • замены старых дешевых ЛС но­выми, более современными и до­рогими;
  • увеличения частоты примене­ния ЛС;
  • появления новых ЛС для лечения заболеваний, для которых ранее не было эффективного лечения и профилактики;
  • роста цен на ЛС. Необходимо отметить, что центра­лизованное обеспечение стационар­ных ЛПУ специфическими и неспеци­фическими ЛС осуществляется депар­таментом здравоохранения с 1999 г. Система развивалась и совершенство­валась в соответствии с требованиями действующего законодательства.

С 1999 г. обеспечение ЛС осущест­влялось государственными аптечными складами (ГУП "Аптечный склад № 1" и ГУП "Фармакоптево") во исполнение распоряжения первого заместителя премьера правительства Москвы от 10.03.1999 № 169-РЗП "О порядке обе­спечения лечебно-профилактических учреждений лекарственными сред­ствами и изделиями медицинского назначения".

Закупки медикаментов в рамках городского государственного заказа проводились на конкурсной основе в рамках Федерального закона от 06.05.1999 № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", Закона г. Москвы от 15.05.2002 № 26 "О го­родском государственном заказе", а также постановлений правительства Москвы.

С 01.01.2006 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд" (в редакциях) изменен порядок осу­ществления закупочной деятельности учреждениями в рамках городского заказа. В связи с тем, что ЛС были от­несены к государственным заказам первого уровня вне зависимости от начальной цены государственного контракта, размещение заказов осу­ществляется департаментом города Москвы по конкурентной политике.

С целью повышения качества и результатов проводимых торгов депар­таментом здравоохранения совместно с Контрольным комитетом г. Москвы, департаментом г. Москвы по конку­рентной политике выработаны единые подходы и принципы подготовки аукционной документации.

В 2010 г. поставки дорогостоящих специфических ЛС осуществляются в ЛПУ города победителями аукциона:

  • ГУП "Столичные аптеки";
  • ЗАО "Фирма ЕВРОСЕРВИС";
  • ЗАО "Р-Фарм";
  • ООО "МЕДИПАЛ-ОНКО";
  • ООО "Медикал лизинг-консал­тинг";
  • ЗАО «Компания "Интермедсер-вис".

Поставщиками неспецифических ЛС по итогам сводных торгов в 2010 г. определены:

  • ГУП "Столичные аптеки";
  • ЗАО "ФК Интертрейд";
  • ЗАО "Роста";
  • ЗАО "Сиа Интернейшнл ЛТД";
  • ЗАО «Фирма "Евросервис";
  • ЗАО «Фирма "ЦВ Протек".

В настоящее время все поставщи­ки - победители аукционов исполняют взятые на себя обязательства в полном объеме.

В случае отсутствия ЛС на фарма­цевтическом рынке поставщиками может производиться замена торговых наименований (в рамках МНН) в установленном департаментом здраво­охранения порядке (от 05.05.2009 № 543-р "Об утверждении порядка осуществления замены торговых наи­менований лекарственных средств в рамках одного международного непа­тентованного названия, являющегося предметом открытого аукциона").

В рамках обеспечения доступности ЛС стационарным больным департа­мент здравоохранения осуществляет мониторинг системы лекарственного обеспечения стационарных ЛПУ, определенный распоряжением депар­тамента здравоохранения, который проводится по критериям:

  • наличие товарных запасов в ЛПУ (в днях);
  • наличие "острой дефектуры" (с указанием причин, предложен­ной замене, принимаемых мерах);
  • выполнение поставок в рамках государственных контрактов (по номенклатуре и в суммовом вы­ражении);
  • количество письменных обраще­ний граждан по вопросам лекар­ственного обеспечения в стацио­нарных ЛПУ.

Департаментом проводятся плано­вые проверки подведомственных ЛПУ в целях контроля за организацией са­мостоятельных закупок медикаментов ЛПУ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ, соблюдения фармацевтиче­ского порядка, рационального назна­чения ЛС и их использования на принципах доказательной медицины.

Информация по всем выявленным нарушениям и замечаниям анализиру­ется (с учетом объяснительных, пред­ставленных руководителями прове­ренных ЛПУ), обобщается и ежене­дельно предоставляется руководителю департамента здравоохранения для принятия мер в установленном по­рядке.

В сложившейся экономической ситуации в целях рационального ис­пользования бюджетных средств на оказание лекарственной помощи стационарным больным фармакоэкономические методы являются ин­струментом, обеспечивающим не только выбор наиболее эффективных ЛС, но и анализ результатов их при­менения.

В 2009 г. департаментом здравоох­ранения определен перечень, включа­ющий более 500 торговых наименова­ний ЛС, подлежащих предметно-количественному учету (из расчета цены 1 упаковки более 500 руб.), что способствовало увеличению объемов препаратов с доказанной терапевтиче­ской эффективностью.

С другой стороны, это потребова­ло новых методических подходов при составлении заявки-заказа с проведе­нием АВС- и VEN-анализа.

В целях повышения качества обе­спечения ЛС больных при оказании стационарной медицинской помощи департаментом здравоохранения в ЛПУ в 2010 г. направлены рекоменда­ции по формированию заявки для осуществления закупки в рамках го­родского заказа и выбора ЛС для включения в заявку на основе единых подходов и принципов доказательной медицины.

В настоящее время департаментом проводится работа по модернизации системы учета движения ЛС в стацио­нарных лечебно-профилактических учреждениях. Для этого департамент здравоохранения реализует пилотный проект по внедрению системы непре­рывного мониторинга движения ЛС в аптеках стационарных ЛПУ на основе современных информационных и ре­сурсосберегающих технологий. Это позволит повысить качество состав­ляемой заказ-заявки, повысить уро­вень управления движением товарны­ми запасами (остатками) в системе государственных учреждений здраво­охранения, а главное - усилить кон­троль за использованием финансовых и лекарственных средств на основе оперативных объективных данных, предоставляемых ЛПУ Москвы.

Проводимые департаментом здра­воохранения организационно-экономические мероприятия позволили сохранить систему лекарственного обеспечения стационарных ЛПУ и осуществить ее дальнейшее развитие с учетом требований действующего законодательства.

Таким образом, современный ме­ханизм организации лекарственного обеспечения позволяет обеспечить оказание качественной и доступной лекарственной помощи пациентам в госпитальных условиях.

С.О. Иванов,начальникуправления фармации Департамента здравоохранения г. Москвы;С.В. Шилкина,начальник отдела контроля за лекарственным обеспечением стационарных ЛПУ управления фармации;Л.В. Мошкова,д-р фарм. наук, проф., зав. кафедрой РУДН

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.