Виды нормативных правовых актов

2267

В почте нашего журнала есть вопросы, касаю­щиеся систематизации нормативных правовых актов, выбора соответствующего их вида для закрепления различного рода правил. Читатели просят помочь определить перечень существующих видов нормативных докумен­тов, потому что от вида каждого документа в аптеке, фармацевтической компании будет зависеть его рассмотрение, визирование и т. д.

Чтобы ответить на многие вопросы о действующей в России системе нормативных правовых актов, достаточно обратиться к законодательству, прежде всего к Конститу­ции Российской Федерации, 17-летие которой отмечает­ся в декабре 2010 г. Однако есть вопросы, связанные с положениями, которые недостаточно урегулированы в законодательстве и продолжают вызывать дискуссии. Определенные сложности в понимании этого материала создают для работников служб делопроизводства и секре­тариатов различия в понятийном аппарате документоведения и правовых дисциплин. Так, постановления, распоря­жения, приказы и другие документы, фиксирующие управленческие решения, с позиций делопроизводства обозначаются как организационно-распорядительные документы, с юридической же стороны - как правовые акты, нормативные правовые акты. Требования к подго­товке и оформлению документов, сформулированные с позиций документоведения, закрепляются в инструкциях и правилах по делопроизводству. В правовых дисциплинах указанные требования являются одной из составляющих юридической техники и включаются в нормативные пра­вовые акты и методические пособия, имеющие существен­ные отличия от разработок по делопроизводству.

Сегодня нельзя дать ссылку на один документ, содер­жащий перечень видов и описание всей системы норматив­ных правовых актов. Единые требования к нормативным правовым актам предполагалось установить в Федераль­ном законе "О нормативных правовых актах Российской

Федерации", проект которого (№ 96700088-2) Государствен­ная Дума приняла в первом чтении в 1996 г. Однако процесс принятия законопроекта затянулся, многие его положения утратили актуальность, и в 2004 г. он был снят с рассмотрения. В Государственной Думе с 1997 г. все еще находится законопроект (№ 97700183-2) "О порядке при­нятия федеральных конституционных законов и федераль­ных законов". Вместе с тем законы о нормативных право­вых актах приняты во многих субъектах Российской Федерации.

Тема нормативных правовых актов является весьма обширной. В одной статье невозможно осветить все ее стороны. В данном случае мы рассмотрим само понятие "нормативный правовой акт" и подходы к классификации этих актов; сделаем краткий обзор нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления; проанализируем специфику некоторых видов нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты: основные понятия и классификация

Правовые акты подразделяются на нормативные и ненормативные (или индивидуальные). В литературе встречается и другое написание этих терминов: "норматив­но-правовой акт", "индивидуально-правовой акт".

В постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы. Нормативный правовой акт - это пись­менный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, измене­ние или отмену правовых норм. В свою очередь, под право­вой нормой принято понимать общеобязательное государ­ственное предписание постоянного или временного харак­тера, рассчитанное на многократное применение.

Ненормативные правовые акты - это ограниченные во времени конкретные предписания, адресованные опре­деленным субъектам (например, решения по кадровым вопросам, о присвоении званий, о награждениях и т. п.).

В одном документе могут содержаться как правовые нормы, так и индивидуальные предписания. Такой доку­мент будет считаться нормативным правовым актом лишь в той части, в которой он содержит правовые нормы.

Определения рассматриваемых понятий приводятся также в законах субъектов Российской Федерации и доку­ментах органов местного самоуправления. При этом акцент в них может быть сделан на различных признаках пра­вовых актов. Например, в Законе Ярославской области от 07.03.2001 № 16-з "О правовых актах Ярославской об­ласти" даны следующие определения:

- "Правовой акт Ярославской области - письменно оформленный официальный документ, принятый (издан­ный) в определенной форме уполномоченным органом госу­дарственной власти, государственным органом или долж­ностным лицом и вызывающий правовые последствия.

Нормативный правовой акт Ярославской области -правовой акт, принятый (изданный) правотворческим ор­ганом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовьж норм.

Нормативные правовые акты Ярославской области могут приниматься на основании решения референдума Ярославской области в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

Ненормативный (индивидуальный) правовой акт Ярославской области - правовой акт, содержащий персо­нально адресованные и индивидуально определенные обяза­тельные юридические предписания'.

Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. Ее характерная черта - иерар­хическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступень в зависимости от его юридиче­ской силы. Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные пра­вовые последствия. Кроме того, в другом своем значении этот термин связан с указанием положения правового акта в общей иерархии, его соподчиненности с другими правовыми актами.

Классификация нормативных правовых актов может проводиться по различным основаниям: по юридической силе; субъектам, их издающим; видам; предмету регулиро­вания; действию актов во времени, в пространстве и т. д.

Классификация нормативных правовых актов имеет большое практическое значение, в т. ч. как основа построе­ния классификаторов для правовых информационных систем и автоматизированных систем делопроизводства. В данном случае необходимо сказать о Классификаторе правовых актов (утвержден Указом Президента РФ от 15.03.2000 № 511, в ред. от 28.06.2005), разработанном для использования при формировании банков данных правовой информации и при автоматизированном обмене правовой информацией.

Рассмотрим некоторые классификационные признаки нормативных правовых актов.

По порядку принятия и юридической силе норматив­ные правовые акты подразделяются на законы и подза­конные акты.

Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и могут приниматься лишь органом законода­тельной власти или гражданами на референдуме. В Россий­ской Федерации установлена следующая система зако­нов: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы. Наряду с законами, принятыми на федеральном уровне, в стране действуют конституции (уставы) и законы субъектов Федерации.

В самостоятельную группу нормативных актов по признаку юридической силы выделяют также норматив­ные договоры (внутригосударственные договоры и меж­дународные договоры Российской Федерации).

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принци­пиальные положения законов. Подзаконные акты имеют собственную иерархию, соответствующую положению издавшего их правотворческого органа (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и др.).

Для целей нашего обзора наибольшее значение будет иметь классификация нормативных правовых актов по органам, их издающим, и по видам.

Нормативные правовые акты неразрывно связаны с органами, их принимающими. В соответствии с Конститу­цией Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделе­ния на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Российской Федерации осуще­ствляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российс­кой Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Органы местного самоуправле­ния не входят в систему органов государственной власти.

Классификация по органу, принявшему акт, позволяет подразделять нормативные правовые акты на следую­щие группы:

  • акты органов государственной власти Российской Фе­дерации;
  • акты органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации;
  • акты органов местного самоуправления.

В качестве самостоятельных групп выделяют также акты, принятые в результате прямого народного волеизъ­явления (референдума), и акты международных органи­заций (например, Всемирной организации здравоохране­ния (ВОЗ)).

Правом издания нормативных правовых актов наде­лены органы законодательной и исполнительной государ­ственной власти (федерального уровня и уровня субъектов

Федерации), Президент Российской Федерации, иные властные органы, а также органы местного самоуправле­ния. Особыми правотворческими полномочиями обла­дают органы судебной власти. Они могут признавать нормативные правовые акты не соответствующими Кон­ституции Российской Федерации, незаконными, после чего орган, их принявший, обязан их отменить. Решения судеб­ных органов также могут приобретать нормативно-право­вой характер, например, в результате обобщения судебной практики.

Каждый правотворческий орган имеет право изда­вать нормативные правовые акты только определенных видов (указ, постановление, приказ и т. д.), закрепленных в Конституции или законе, и только по тем вопросам, ре­гулирование которых входит в компетенцию правотворче­ского органа.

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации принята всена­родным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (Конституция Российской Феде­рации, ст. 15).

Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации в правовой системе обусловлена также особым порядком ее принятия, пересмотра и внесения в нее попра­вок и изменений (ст. 135-137).

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции могут быть пересмотрены только Конституционным Собранием (ст. 135).

Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст. 136). Поправки вносятся в соответствии с Федеральным законом от 04.03.1998 № 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Примером в данном случае может служить работа над За­коном Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы".

Изменения в ст. 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федераль­ного конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституцион­но-правового статуса субъекта Российской Федерации. В случае изменения наименования субъекта Федерации новое наименование подлежит включению в ст. 65 Консти­туции (ст. 137).

Например, принятие в связи с образованием Забай­кальского края Федерального конституционного закона от 21.07.2007 № 5-ФКЗ "Об образовании в составе Россий­ской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа" стало основанием для внесения изменений в ст. 65 Конституции.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы

Федеральное Собрание - парламент Российской Феде­рации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государствен­ной Думы.

В Конституции Российской Федерации (ст. 76) уста­новлено:

- по предметам ведения Российской Федерации прини­маются федеральные конституционные законы и феде­ральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации;

- по предметам совместного ведения Российской Феде­рации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией (ст. 105-107) федераль­ные законы принимаются Государственной Думой. Приня­тые Государственной Думой федеральные законы переда­ются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый феде­ральный закон направляется Президенту Российской Фе­дерации для подписания и обнародования.

Президент подписывает и обнародует законы (ст. 84, 107, 108) в порядке, установленном Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступ­ления в силу федеральных конституционных законов, фе­деральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. от 22.10.1999) и Указом Президента РФ от 05.04.1994 № 662 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов" (в ред. от 01.12.1995).

Федеральные конституционные законы имеют осо­бый порядок принятия. К числу конституционных зако­нов относятся законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией (например, законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128)).

Федеральные законы не могут противоречить феде­ральным конституционным законам (ст. 76). Следует сказать, что группа федеральных законов достаточно неод­нородна. Среди федеральных законов выделяют кодексы,

систематизирующие законодательство в какой-либо опре­деленной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Нало­говый, Семейный и др.).

Международные договоры

В Российской Федерации источниками права призна­ются договоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры.

В соответствии с Конституцией (ст. 15) общепризнан­ные принципы и нормы международного права и между­народные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы. Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то приме­няются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации определяет Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных догово­рах Российской Федерации" (в ред. от 01.12.2007).

Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации

Издание законов - не единственная форма правотвор­чества палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной Думы. Палаты Федерального Собрания полномочны принимать постановления, которые тоже могут содержать нормы права. Так, Совет Федерации мо­жет принимать постановления об утверждении изменения границ между субъектами РФ. Постановлениями палат принимаются и регламенты их деятельности. В настоящее время действуют Регламент, утвержденный постановлени­ем Совета Федерации от 30.01.2002 № 33-СФ (с последую­щими изменениями), и Регламент, утвержденный поста­новлением Государственной Думы от 22.01.1998 № 2134-11 ГД (с последующими изменениями).

Правовые акты Президента Российской Федерации

В соответствии с Конституцией (ст. 90) Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

Указы и распоряжения Президента Российской Феде­рации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Порядок подго­товки проектов указов, распоряжений Президента Россий­ской Федерации, предусматривающих принятие постанов­лений, распоряжений Правительства Российской Федера­ции, установлен Указом Президента РФ от 02.05.1996 № 638.

Правовые акты Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Россий­ской Федерации. В Конституции (ст. 115) установлено, что Правительство РФ на основании и во исполнение Консти­туции, федеральных законов, нормативных указов Прези­дента издает постановления и распоряжения.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ.

В соответствии со ст. 23 Федерального конституцион­ного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 02.03.2007) акты, имею­щие нормативный характер, издаются в форме постанов­лений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

К федеральным органам исполнительной власти отно­сятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В настоящее время система этих органов определена Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 (в ред. от 14.10.2008). Перечень их полных и сокра­щенных наименований приводится в распоряжении Адми­нистрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 16.07.2008 № 943/788 (в ред. от 21.10.2008).

Функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности может осущест­влять только федеральное министерство. Виды прини­маемых федеральным министерством актов устанавлива­ются федеральным законодательством. Федеральная служба и федеральное агентство в пределах своей компе­тенции издают индивидуальные правовые акты.

В Типовом регламенте внутренней организации феде­ральных органов исполнительной власти (утв. постановле­нием Правительства РФ от 28.07.2005 № 452, в ред. от 07.11.2008) определено, что нормативные правовые акты издаются федеральным органом исполнительной власти в виде приказа или в ином установленном законодатель­ством Российской Федерации виде в соответствии с утверждаемыми Правительством правилами. В настоящее время действуют Правила подготовки нормативных пра­вовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные поста­новлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, в ред. от 07.07.2006 (далее - Правила). Разъяснения о применении указанных Правил утверждены приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88.

В Правилах установлено, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Нормативный правовой акт может быть издан совмест­но несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

В разъяснениях о применении Правил подчеркивается закрытый характер приведенного перечня: акты, изданные в ином виде (например, директивы и др.), не должны но­сить нормативный правовой характер.

Следует отметить, что установленная в Правилах систе­ма видов нормативных правовых актов не является уни­версальной для всех федеральных органов исполнительной власти. В некоторых органах так называемого силового блока, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, установлены иные системы.

Так, в Минобороны России традиционно широко ис­пользуются такие виды актов, как руководство и наставле­ние, например:

  • Руководство по оформлению, использованию, хране­нию и обращению с воинскими перевозочными доку­ментами в Вооруженных Силах Российской Федерации (утв. приказом Министра обороны РФ от 06.06.2001 № 200, в ред. от 27.08.2008);
  • Наставление по архивному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждено приказом Мини­стра обороны РФ от 31.08.2005 № 200, в ред. от 134.11.2006).

В соответствии с Положением о Министерстве оборо­ны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, в ред. от 17.11.2008) Министр обороны Российской Федерации издает приказы, директивы, поло­жения, наставления, инструкции, уставы и иные норматив­ные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходи­мых случаях - совместно с федеральными органами испол­нительной власти, дает указания.

Свою систему видов нормативных правовых актов имеет и МВД России. В Правилах подготовки норматив­ных правовых актов в центральном аппарате Министер­ства внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД России от 27.06.2003, в ред. от 20.09.2006) хотя и со­держится ссылка на Правила, утвержденные Правитель­ством РФ, указано: "Министерством нормативные право­вые акты издаются в виде приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных норма­тивных правовых актов".

В разъяснениях о применении Правил, утвержденных Правительством РФ, сказано также о нормативных пра­вовых актах Банка России, которые он издает в соответ­ствии со ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 27.10.2008). Следует отметить, что Банк России не входит в систему федеральных органов испол­нительной власти. Конституцией Российской Федерации предусмотрены органы, которые не входят в систему разделения государственной власти: Банк России, Гене­ральная прокуратура Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и др. Некоторые из этих органов имеют право на издание своих нормативных пра­вовых актов. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно. В настоящее время действует Положение о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России от 15.09.1997 № 519 (утв. приказом Банка России от 15.09.1997 № 02-395, с изм. от 18.04.2002). Банк России издает нормативные акты в виде указаний, положений и инструкций.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается

В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государ­ственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, определено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и те­леграмм не допускается. Казалось бы, со времени появле­ния этой нормы прошли годы, и все споры о ней должны были прекратиться. Однако дискуссии продолжаются. Страсти кипят вокруг писем Минфина России по вопро­сам налогового законодательства. Если эти письма при­знать нормативными правовыми актами, то налогоплатель­щики вправе в судебном порядке добиваться признания их недействующими, когда они противоречат законодатель­ству. Если письмо - это лишь мнение должностного лица, то судебный порядок в этой ситуации использован быть не может. Судебные органы неоднократно высказывались по этому вопросу, поддерживая то одну, то другую точку зрения.

Разъяснения о применении Правил, утвержденных Правительством РФ, называют (в качестве примера) еще один вид документов, которые не могут быть использо­ваны для закрепления правовых норм, - директивы. Вместе с тем в Минобороны России и МВД России дирек­тивы являются нормативными правовыми актами. В уже упомянутых Правилах, принятых МВД России, дано следующее определение: директива содержит норматив­ные предписания, определяющие перспективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени.

В соответствии с Правилами, утвержденными Прави­тельством РФ, структурные подразделения и территори­альные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. МВД России и в этом случае имеет свою специфику. Руко­водители подразделений МВД России имеют право изда­вать нормативные правовые акты.

Таким образом, перечень нормативных правовых ак­тов, издаваемых отдельными федеральными органами исполнительной власти, шире, чем это предусмотрено Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. В связи с этим актуальной является задача выработки единого перечня видов нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнитель­ной власти.

Э.М. Геодакян,юрист



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль