Школа как стресс

907

В школе дети проводят значительное время. Как бы детский сад не готовил к поступлению в школу, дети все равно сталкиваются со спецификой современного учебного процесса. Связана она с продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, с количеством, темпом и способами подачи информации.

В зависимости от исходного функционального и эмоционального состояния и способности ученика к адаптации, давление, оказываемое на него требованиями учебного процесса, может привести к развитию стресса и, как следствие, психосоматическим заболеваниям. На младшего школьника действует множество негативных факторов как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Элемент соревнования со сверстниками, необходимость показывать высокие результаты в учебе, формирование межличностных отношений с ровесниками и учителями, необходимость быстро принимать решения, да и просто нарушения питания, физические перегрузки и т. д. могут привести к развитию у ребенка стресса. Раньше считалось, что стресс - удел взрослого человека, сейчас же психологи говорят о "школьном стрессе" и рекомендуют обучать детей адекватным способам реагирования на напряженные и конфликтные ситуации, учат их навыкам саморегуляции в условиях психоэмоциональной нагрузки.

Что же такое стресс?

Несмотря на многогранность причин, приводящих к стрессу, это состояние организма унифицировано. Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907-1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью, он на протяжении почти полувека изучал проблемы стресса. Сегодня термин "стресс" (от англ. stress - давление, напряжение) используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Стресс может быть эмоционально положительным и эмоционально отрицательным; кратковременным и долгосрочным, т. е. острым или хроническим.

Физиологический стресс связан с негативным воздействием жизненно угрожающих факторов: голод, холод, жажда, физические перегрузки.

Психологический стресс может быть информационным, эмоциональным и коммуникативным. Психологический эмоциональный стресс связан с чувством обиды, обмана, предательства, угрозы. Трудности в общении с одноклассниками и учителями приводят к коммуникативному стрессу.

Современный учебный процесс диктует жесткие условия в количестве, качестве и скорости получаемой информации. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, ребенок перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения - все это составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке. Таким образом, информационные перегрузки, когда школьник несет большую ответственность за последствия своих действий и не успевает принимать верные решения, могут привести к информационному стрессу.

Основные положения концепции стресса

Чтобы понять, когда вашему ребенку требуется помощь, попробуем разобраться в основных положениях формирования стресса. Итак, стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается ребенок. Казалось бы, два противоположных чувства - горе и радость - совершенно различны, но их стрессорное действие на организм, т. е. необходимость приспособления к новой ситуации, может быть одинаковым.

Холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Таким образом, независимо от стрессорного фактора, Г. Селье выделил три стадии стресса:

  • стадия тревоги. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу, но сопротивление его недостаточно, и если стрессор очень сильный, может наступить смерть;
  • стадия сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивляемости повышается значительно выше обычного;
  • стадия истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и могут привести к гибели.

Стоит ли избегать стресса? Нет. Да это и невозможно. Стресс бывает полезен, тонизируя работу организма и способствуя мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). На этом строятся принципы закаливания, для проведения которого важен положительный эмоциональный фон. При правильно составленной программе закаливания человек оказывается во второй стадии стресса, когда защитные приспособительные силы организма возрастают.

Точно так же может происходить и "эмоциональное" закаливание. Для психологического эмоционального стресса характерно то, что стрессорные факторы могут быть не только в настоящем, но и относиться к будущему. Так, к дистрессу, т. е. к патологическому состоянию, часто приводят недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой.

Особенности детского стресса

Возвращаясь к школьникам, следует отметить один важный фактор, который отличает их от взрослых: жизнь и опыт ребенка постоянно контролируются взрослыми. Дети часто чувствуют, что они ничего не могут поделать, что они бессильны что-то изменить. Это приводит к апатии и потере всякой мотивации. В этом случае стресс проявляется повышенной возбудимостью, иногда агрессивностью и неспособностью сосредоточиться на каком-либо предмете. Порой стресс вызывает чисто физическое недомогание, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. Стресс у ребенка не опознают, а сам ребенок не способен с ним справится. Это заставляет его чувствовать себя неспособным и неадекватным.

Как определить состояние стресса у младшего школьника?

Обратите внимание, если у вашего ребенка плохое настроение, состояние нервозности, тревоги, беспокойства длятся более одной недели. Оцените адекватность поведения ребенка в соответствии с его возрастом. Например, для трехлетнего ребенка плач при виде уходящей матери может быть вполне нормальной ситуацией, но к школьнику, ведущему себя подобным образом, следует присмотреться более внимательно.

Не стесняйтесь обращаться за помощью, помните, что со временем приспособительные реакции организма истощаются, а значит дорог каждый день. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, а специалисты проведут тесты.

Не отмахивайтесь от жалоб младшего школьника, если у него появились необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенную озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе.

Если вы хотите самостоятельно разобраться в причинах тревожного состояния ребенка, попробуйте оценить наличие следующих стрессорных факторов, которые часто встречаются в этом возрасте:

  • обидные высказывания со стороны одноклассников;
  • обидные высказывания со стороны старшеклассников;
  • ссоры с одноклассниками;
  • негативная оценка со стороны учителя;
  • конфликтное общение с учителем;
  • переход в другой класс или другую школу;
  • опоздание в школу;
  • пропуск уроков по болезни;
  • боязнь быть отстающим;
  • выход к доске или любое публичное выступление;
  • контрольная или тестовая работа;
  • участие в соревнованиях;
  • сообщение дома о плохой отметке.

Как помочь ребенку, находящемуся в состоянии стресса?

Для детей младшего школьного возраста свойственна потребность в защите взрослых: учителя и родителей. В любой стрессогенной ситуации ребенок устремляет свой взор в сторону взрослого и ждет от него помощи, поддержки. Для него потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживаниями один на один. И еще хуже, когда вместо помощи ребенок получает порицание или равнодушие.

Если вы подозреваете, что поведение ребенка и его состояние связаны с действием стрессоров, не стоит в лоб спрашивать его об этом. Попробуйте поговорить с ним на прогулке, после посещения парка, кино, театра, когда ребенок окажется далеко от стрессоров и сможет расслабиться. Присмотритесь к рисункам и играм ребенка, дети часто так обыгрывают тревожные ситуации.

Если причина стресса выявлена, следует подобрать наиболее приемлемый способ вывода младшего школьника из состояния стресса. На сегодняшний день можно подобрать способ преодоления стресса в зависимости от темперамента, желаний и предпочтений ребенка: ролевые игры, физические упражнения, дыхательная гимнастика, психогимнастика, музыкотерапия, упражнения на релаксацию, цветотерапия. Самое оптимальное, если в этом поможет психолог. Со своей стороны, родители - это самые близкие взрослые для ребенка, и ваша задача поддерживать его, показывать значимость его в ваших глазах, больше общаться с ним, применять тактильные приемы в общении, соблюдать такт.

Каждый ребенок неповторим, нельзя требовать больших результатов, зная, например, что ребенок физически слаб или имеются другие причины, указывающие на его неуспешность в учебе. Следует обучить ребенка справляться со стрессом, научить как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать его.

Не забывайте, что детство - это самое лучшее время и, по мере сил, делайте все, чтобы знакомство малыша со стрессовой ситуацией наступило как можно позже.

Медикаментозная поддержка

Если воздействие стрессорных факторов длительное и нет возможности их избежать, когда адаптационные возможности организма находятся на грани истощения, может потребоваться лекарственная терапия. Запомните, нет таблетки от стресса, как нет уникальной таблетки от простуды. Любое лечение и устранение стресса - эта совместная работа родителей, психологов, если необходимо - неврологов и педиатров.

Улучшить адаптивные возможности организма можно, влияя на клеточный энергетический обмен. Во многих случаях систематический прием L-карнитина (участвующего в энергетических процессах) способствует устойчивости мозга к стрессовым ситуациям, стимулирует желание детей к обучению, позволяет улучшить память, беглость речи, способность концентрировать внимание и поддержать умственную работоспособность. При психических нагрузках и стрессовых ситуациях рекомендуют среднюю или максимальную дозу карнитина в виде препарата Элькар. В детском организме не синтезируется собственный карнитин или синтезируется в незначительном количестве, поэтому дети полностью зависят от его поступления извне.

L -карнитин содержится в мясе, причем не в мясе ку¬рицы или индейки, а в "красном" мясе - баранине, говядине, телятине, относительно много L -карнитина в молоке. Однако рацион школьников не всегда покрывает потребности в карнитине, а стрессовые состояния требуют его повышенной концентрации, именно поэтому Элькар позволяет поддерживать клеточный метаболизм перенапряженного организма на должном уровне.

Чтобы поддержать когнитивные функции мозга, традиционно используют ноотропы. Они усиливают процессы запоминания, повышают устойчивость мозга к гипоксии и экстремальным нагрузкам. Пантогам (кальциевая соль гопантеновой кислоты) имеет некоторые отличия от других ноотропных препаратов. Прежде всего, по химической структуре является высшим гомологом витамина В5 (пантотеновой кислоты) и естественным метаболитом ГАМК. Ключевая особенность гопантеновой кислоты в отличие от препаратов ГАМК - возможность проникать через гематоэнцефалический барьер и действовать на ЦНС.

Благодаря этому Пантогам обладает мягким психостимулирующим и умеренным седативным эффектом, который отличает его от других ноотропов. Прием Пантогама позволяет активировать когнитивные функции у детей в течение дня, устраняет волнение и тревожность, нормализует сон, способствуя полноценному отдыху ребенка. Есть две лекарственные формы препарата - таблетки и 10%-ный сироп, который особенно удобен для применения у дошкольников и детей младшего школьного возраста.


РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССОВ

1. Учебные задания дома проводятся после обеда и продолжительного отдыха, лучше после прогулки на свежем воздухе, ученикам второй смены - после утреннего завтрака.

Класс

Продолжительность выполнения домашнего задания, максимум

1-й

1 ч

2-й

1,5 ч

3–4-й

2 ч

5–6-й

2,5 ч

2. Общая продолжительность пребывания на свежем воздухе не менее 3-3,5 ч для младших школьников, 2,5-3 ч для школьников средних классов, оптимально перед едой, перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном.

3. Свободное время для чтения художественной литературы, просмотра телевизионных передач, занятий на компьютере, вышивания, конструирования, рисования, занятий на музыкальных инструментах - не менее 1-1,5 ч в младших, 1,5-2,5 ч в средних классах.

4. Продолжительность занятий в кружках в начальных классах - 45 мин., в средних - 1,5-2 ч. Не более двух кружков, общей продолжительностью занятий в неделю:

- в 1-3-х классах - 1 -2 ч;

- в 4-8-х - 2-3 ч.

5. Продолжительность сна для детей 7-14 лет составляет 10-9 ч. Дневной сон показан детям 7-8 лет, а также в период выздоровления после перенесенной болезни.

6. Для школьников устанавливается четырехкратный прием пищи в сутки. Ужин малообъемный, из легких овощей и молочных блюд, не позднее чем за 1,5-2 ч до сна.

ВЫБИРАЕМ ДЕТСКИЕ КНИГИ

Условия для чтения:

Мебель, соответствующая росту ребенка.

Пюпитр, поставленный под углом 45 градусов к горизонтали для размещения книги. Освещение поверхности листа в 300 лк от лампы.

Расстояние головы от текста, расположенного на пюпитре, должно составлять для ребенка 8-9 лет 24,2 см, 10-12 лет - 29,1 см, старше 12 лет - 30-35 см.

Скорость чтения к концу первого года обучения - 40-50 слов в минуту, на втором году - 60-70, к третьему году - до 80-90 слов в минуту.

Требования к книгам:

1. Учебники и детские книги могут быть изготовлены в мягкой или жесткой обложке.

2. Масса книги не должна быть более 300 г для 1-4-х классов, 400 г - для 5-6-х классов, 500 г - для 7-8-х и 600 г - для 10-11-х классов.

3. Книга должна быть напечатана на бумаге, предназначенной для печати книжных изданий, с показателем белизны 74-88%.

4. Не допускается двухколонный набор основного текста, кроме стихов, где расстояние между колонками должно быть не менее 18 мм для первых классов, 9 мм для 2-4-х классов.

Г.Б. Рогова, педиатр



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль