О реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2011 году*

2546
О реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2011 году*

«Формирование и выполнение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – территориальные программы) во всех субъектах Российской Федерации в 2011 г. осуществлялось в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.10.2010 № 782.

Правительством РФ на 2011 г. установлен подушевой норматив финансового обеспечения Программы в целом, в т. ч. базовой программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), в размере 7633,4 руб. и 4102,9 руб. соответственно.

Подушевой норматив финансового обеспечения Программы рассчитан исходя из установленных нормативов объемов по условиям оказания медицинской помощи в расчете на одного человека в год и нормативов финансовых затрат на единицу объема по видам медицинской помощи.

Установленный норматив стоимости единицы объема медицинской помощи в рамках Программы по каждому виду включал все виды финансовых затрат медицинских организаций.

Установленный подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования (4102,9 руб.) включал расходы медицинских организаций на оплату труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование и не включал расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств.

Установленный Правительством РФ подушевой норматив финансового обеспечения Программы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (3530,5 руб.) включал расходы местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации на оказание скорой медицинской помощи, в т. ч. специализированной (санитарно-авиационной), специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС (расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств).

Кроме того, из этих же средств финансировались медицинские и иные услуги в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрах профессиональной патологии, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, на станциях переливания крови, в центрах крови, домах ребенка, включая специализированные, в хосписах, домах (больницах) сестринского ухода, на молочных кухнях. Установленные финансовые нормативы являлись минимальными и не учитывали районные коэффициенты.

Во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ от 04.10.2010 № 782 Минздравсоцразвития России совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) было подготовлено и направлено руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения и исполнительным директорам территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации информационное письмо от 17.12.2010 № 20-2/10/2-12028 “О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год”.

Годовая форма федерального статистического наблюдения № 62 “Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению за 2011 год” (далее – форма федерального статистического наблюдения № 62) утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.07.2009 № 154.

Минздравсоцразвития России в целях обеспечения унифицированного подхода к формированию и своевременному предоставлению сведений статистического наблюдения за 2011 г. по форме федерального статистического наблюдения № 62 подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации разъяснения по вопросам формирования и предоставления сведений об оказании и финансировании медицинской помощи населению (информационное письмо от 26.01.2012 № 20-6/10/2-581).

Основные показатели, представленные в Докладе, рассчитаны на основе сводного годового отчета по Российской Федерации по данной форме за 2011 г.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” в 2011 г. началась реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее –региональные программы). Субсидии ФФОМС, предусмотренные на реализацию задачи региональных программ по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в т. ч. предоставляемой врачами-специалистами, направлялись на оказание медицинской помощи в рамках территориальных программ.

Приложением к информационному письму Минздравсоцразвития России от 26.01.2012 № 20-6/10/2-581 в субъекты Российской Федерации направлены таблицы, позволяющие получить информацию о дополнительных финансовых средствах на медицинскую помощь в рамках региональных программ.

Кроме того, при подготовке Доклада использованы информационные материалы, представленные Минздравсоцразвития России Федеральным казначейством, Российской академией медицинских наук, ФФОМС, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным медико-биологическим агентством, а также органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и территориальными фондами ОМС.

В Докладе представлены результаты комплексной экспертной оценки уровня реализации и эффективности территориальных программ на основе не только фактически выполненных объемов медицинской помощи и финансового обеспечения территориальных программ, но и показателей качества и доступности медицинской помощи.

Результаты комплексной оценки эффективности реализации территориальных программ за 2011 г. будут учтены при распределении средств нормированного страхового запаса ФФОМС для стимулирования эффективности реализации территориальных программ в 2012 г.

Для оценки эффективности реализации территориальных программ в 2011 г. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации использованы и приводятся в Докладе показатели, утвержденные Указом Президента РФ от 28.06.2007 № 825 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”.

Фактическое выполнение Программы в 2011 г.

В 2011 г. в Российской Федерации в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в рамках Программы бесплатно получили стационарную медицинскую помощь 30,6 млн чел. (в 2010 г. – 31,0 млн чел.), медицинскую помощь в дневных стационарах – 6,9 млн чел. (в 2010 г. – 6,7 млн чел.). Общее число лиц, обслуженных скорой медицинской помощью, составило 47,9 млн (в 2010 г. – 48,3 млн), число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений и на дому (с учетом посещений по дополнительной диспансеризации работающих граждан, детей-сирот и 14-летних подростков) свыше 1415 млн (в 2010 г. – свыше 1331 млн).

Кроме того, федеральными государственными учреждениями здравоохранения стационарная медицинская помощь оказана 943,8 тыс. чел., медицинская помощь в условиях дневных стационаров – 50,4 тыс. чел., число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений составило 16,3 млн.

Высокотехнологичную медицинскую помощь в федеральных государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных Минздравсоцразвития России, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук, получили 282,1 тыс. чел., в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета – 40,5 тыс. чел.

Расходы за счет государственных источников финансового обеспечения Программы в 2011 г. составили 1596,9 млрд руб. и возросли в текущих ценах на 15,8% по сравнению с 2009 г. (табл. 1). Программа финансировалась в отчетном году за счет бюджетов всех уровней (60,9%) и средств системы ОМС (39,1%).

Расходы федерального бюджета на финансирование Программы увеличились за период 2009–2011 гг. на 3,1% и составили в 2011 г. 403,7 млрд руб. (25,3% всех расходов).

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на Программу увеличились с 2009 г. на 18,0% и составили в 2011 г. 568,3 млрд руб. (35,6% всех расходов).

Расходы системы ОМС (как источника финансирования территориальных программ ОМС) возросли за три года на 23,6% и составили в 2011 г. 624,9 млрд руб. (39,1% всех расходов).

Доля финансового обеспечения Программы в валовом внутреннем продукте составила в 2011 г. 2,9% (в 2009 г. – 3,5%, в 2010 г. – 3,2%).

Показатель подушевого финансового обеспечения Программы за счет бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и средств системы ОМС составил в 2011 г. 8351,8 руб., что на 20,1% выше по сравнению с 2009 г.

В 2011 г. субсидии ФФОМС, предусмотренные на реализацию задачи региональных программ по внедрению стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в т. ч. предоставляемой врачами-специалистами, направленные на оказание медицинской помощи в рамках территориальных программ, составили 27,9 млрд руб.

С учетом указанных средств расходы государственных источников финансового обеспечения Программы составили 1624,8 млрд руб.

Характеристика медицинских организаций, участвующих в реализации Программы в 2011 г.

В реализации территориальных программ в 2011 г. приняли участие 11,0 тыс. медицинских организаций различных видов и уровней подчиненности (в 2009 г. – 11,5 тыс., в 2010 г. – 11,3 тыс.).

Больничные учреждения составили 42,8% общего числа медицинских организаций, амбулаторно-поликлинические учреждения – 27,8%, диспансеры – 8,6%, учреждения особого типа и прочие – 5,6%, учреждения охраны материнства и детства и центры – по 4,3%, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови и санаторно-курортные учреждения – по 3,3%.

В структуре медицинских организаций, принимавших участие в реализации территориальных программ, преобладали муниципальные медицинские организации, которые составили 52,6% общего числа организаций (5793), медицинские организации субъекта Российской Федерации – 36,1% (3972), федеральные медицинские организации, подведомственные Минздравсоцразвития России, Российской академии медицинских наук, другим министерствам и ведомствам – 4,6% (507), медицинские организации негосударственной формы собственности – 6,7% (739).

В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом отмечено снижение удельного веса муниципальных медицинских организаций (с 55,2% до 52,6%) и увеличение удельного веса медицинских организаций субъекта Российской Федерации (с 34,9% до 36,1%), а также федеральных медицинских организаций (с 4,4% до 4,6%) и медицинских организаций негосударственной формы собственности (с 5,5% до 6,7%).

В отчетном году в системе ОМС работали 74,2% медицинских организаций, реализующих территориальные программы (в 2010 г. – 72,4%).

Большинство муниципальных медицинских организаций работали в системе ОМС (88,6%). Среди муниципальных медицинских организаций, расположенных в сельской местности, этот показатель составил 90,7%. Доля медицинских организаций субъекта Российской Федерации, работающих в системе ОМС, была ниже (45,5%). Подавляющее большинство негосударственных медицинских организаций (99,2%) работали в системе ОМС.

Анализ реализации территориальных программ по видам и условиям предоставления медицинской помощи

В 2011 г. первичная медико-санитарная помощь предоставлялась в амбулаторных условиях (число посещений – 1175,2 млн на сумму 288,6 млрд руб.), в условиях стационаров (число койко-дней – 196,7 млн на сумму 260,5 млрд руб.), а также в условиях дневных стационаров (число пациенто-дней – 60,0 млн на сумму 20,6 млрд руб.). По неотложной медицинской помощи в амбулаторных условиях выполнено 18,5 млн посещений на сумму 3,7 млрд руб.

Специализированная медицинская помощь предоставлялась в амбулаторных условиях (число посещений – 176,2 млн на сумму 53,8 млрд руб.), в условиях больничных учреждений (число койко-дней – 183,0 млн на сумму 343,1 млрд руб.), а также в условиях дневных стационаров (число пациенто-дней – 16,7 млн на сумму 9,5 млрд руб.).

Фактические объемы медицинской помощи, предоставляемой населению по условиям ее оказания в рамках территориальных программ по Российской Федерации в целом за период 2009–2011 гг.

Отмечена позитивная тенденция дальнейшего сокращения числа койко-дней, проведенных больными в стационарных медицинских организациях, в расчете на одного человека (с 2,828 в 2010 г. до 2,658 в 2011 г.), а также увеличения объема амбулаторной медицинской помощи (с 9,314 посещений на человека в 2010 г. до 9,46 посещений на человека в 2011 г.*), в т. ч. предоставляемой в условиях дневных стационаров (с 0,509 пациенто-дней на человека в 2010 г. до 0,537 пациенто-дней на человека в 2011 г.). Объем скорой медицинской помощи сократился с 0,344 вызова на человека в 2010 г. до 0,333 вызова на человека в 2011 г.

Несмотря на увеличение числа посещений на человека в 2011 г., объем амбулаторной медицинской помощи не достиг норматива: число посещений на человека (9,46) и пациенто-дней в дневных стационарах (0,537) ниже соответствующих нормативов (9,7 посещений и 0,59 пациенто-дней на человека).

Фактически выполненный объем стационарной медицинской помощи (2,658 койко-дня на человека) сократился до уровня, не превышающего норматив стационарной медицинской помощи (2,78 койко-дня на человека).

Сохраняется превышение фактически выполненного объема по наиболее затратной скорой медицинской помощи по сравнению с нормативом (на 4,7%).

В субъектах Российской Федерации сохраняется существенная дифференциация фактических среднероссийских показателей объема медицинской помощи по условиям ее предоставления. Число посещений на одного человека в год варьировало от 6,078 в Республике Ингушетия до 14,066 в г. Москве, число койко-дней на одного человека в год – от 1,677 в Республике Ингушетия до 4,66 в Чукотском автономном округе.

В 2011 г. фактический и приведенный показатели финансового обеспечения Программы в расчете на человека увеличились по сравнению с предыдущим годом на 14,8% и составили 8351,8 руб. и 6977,3 руб. соответственно.

Подушевые расходы на финансовое обеспечение амбулаторной медицинской помощи, в т. ч. предоставляемой в дневных стационарах, возросли на 16,1%, прочих медицинских и иных услуг – на 20,0%, скорой медицинской помощи – на 13,7%, стационарной медицинской помощи –на 13,0%.

Несмотря на увеличение показателей финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в 2011 г., приведенные показатели по всем видам медицинской помощи ниже нормативов. Приведенный показатель стоимости одного пациенто-дня лечения в дневных стационарах в 2011 г. составил лишь 68,6% норматива, одного вызова скорой медицинской помощи – 76,0%, одного койко-дня лечения в стационарах – 96,2%, одного посещения поликлиники – 97,0% норматива.

(Окончание читайте в следующем номере)».

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал

*Статья приведена с сокращениями

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×