Дистанционные образовательные технологии при повышении квалификации врачей

4937
Дистанционные образовательные технологии при повышении квалификации врачей

В “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года” указано, что одна из основных задач развития здравоохранения, направленных на улучшение здоровья граждан РФ, – обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования.

Дистанционное повышение квалификации врачей

дистанционное повышение квалификации врачейВажный элемент системы непрерывного образования медицинских работников – телемедицинские технологии. В соответствии с приказом Минздрава они представляют собой не только лечебно-диагностические консультации, но и образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения.

С 11 марта 2012 г. вступили в силу изменения в закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об Образовании”. Этими изменениями законодательно закреплена возможность применения в образовательном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Преимущества дистанционного повышения квалификации врачей

Преимущество непрерывного образования с использованием телемедицинских технологий в том, что:

  1. приобретение новых знаний не требует отсутствия сотрудника на рабочем месте на длительный срок;
  2. работодатель не тратит средства на замену отсутствующего специалиста, на командировочные расходы;
  3. не снижается доступность медицинской помощи для пациентов.

Формы телемедицинских технологий

При организации образовательного процесса с использованием телемедицинских технологий можно сочетать разные формы работы:

  • телеконсультации;
  • телеконсилиумы;
  • телевидеоконференции;
  • циклы дистанционного обучения.

Дистанционное обучение может быть организовано не только в режиме онлайн (режим реального времени), но и в режиме оффлайн (режим отсроченной доставки).

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»:

Пилотный проект использования дистанционных образовательных технологий в медицине

В 2011–2012 гг. в ГБОУ ДПО Пензенский институт усовершенствования врачей Минздравсоцразвития России был разработан и реализован пилотный проект по использованию дистанционных образовательных технологий.

В его рамках силами восьми кафедр института были проведены 16 курсов в режиме онлайн с использованием сервиса Webinar. ru и/или оборудования для видеоконференцсвязи POLYСOM. В реализации проекта участвовали сотрудники кафедры инфекционных болезней. В 2011 г. ими были разработаны и на бюджетной основе проведены два цикла “Избранные вопросы инфекционных болезней и ВИЧ-инфекция” в режиме онлайн. Причем в одном случае использовалось исключительно дистанционное обучение.

Заказчик проекта

Администрация МБУЗ “Городская детская больница” г. Кузнецка (Пензенская обл.).

Объем и состав курса

  • Администрация МБУЗ “Городская детская больница” г. Кузнецканаправила на обучение 39 врачей-педиатров. Объем курса составил 72 ч, сам цикл продолжался 37 дней.
  • Во втором случае обучение 27 врачей-инфекционистов по заказу администрации Медицинского института при ФГБОУ ВПО “Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина” было частично дистанционным. Курс объемом 144 ч продолжался 26 дней.

Проведение циклов дистанционного обучения врачей на кафедре инфекционных болезней осуществлялась в пять этапов.

Этапы Дистанционного повышения квалификации врачей

  1. этап

На первом этапе в зависимости от контингента обучавшихся и темы цикла определялись:

  • цели конкретного проекта;
  • назначались участники-исполнители со стороны кафедры.
  1. этап
  1. Подготовка информационных ресурсов;
  2. Пазработка учебно-методических материалов;
  3. Создании их электронных версий (кейсов) на основе “Типовой программы дополнительного профессионального образования врачей по инфекционным болезням”1.

Комплект учебно-методических документов (включая учебные электронные кейсы) был утвержден на Ученом совете института.

В состав кейсов по теме “Избранные вопросы инфекционных болезней и ВИЧинфекция” вошли:

  • программа цикла;
  • учебный и учебно-тематические планы;
  • расписание;
  • методические разработки к каждому занятию;
  • текстовые учебные материалы по тематике цикла (14 модулей, 43 темы);
  • электронные версии клинических разборов по реальным клиническим случаям;
  • список литературы и нормативных документов, необходимых для подготовки к занятиям и экзаменам;
  • перечень практических навыков, которые необходимо освоить за время цикла;
  • экзаменационные тесты;
  • ситуационные задачи;
  • пакет мультимедийных презентаций и других иллюстративных материалов, разработанных сотрудниками кафедры, содержащий 165 элементов.

Для проведения экзамена использовались тестовые задания из программы “Квалификационный тест по инфекционным болезням”.

  1. этап

На третьем этапе (организационном) производились:

  • заключение договоров с заказчиком и сервисом Webinar.ru;
  • оценка технических возможностей у обучающихся на циклах: определение места, сроков и режима работы;
  • техническое тестирование телекоммуникационных систем;
  • выбор модератора и тьюторов 3, в том числе кураторов информационного обмена.
  1. этап

Проведение дистанционного цикла при поддержке отдела медицинской информатики ГБОУ ДПО Пензенский институт усовершенствования врачей Минздравсоцразвития России.

Четвертый этап показал, что решающие факторы успешной реализации дистанционного проекта:

  • интерактивность;
  • обратная связь со слушателями при проведении лекций, семинаров и практических занятий;
  • высокая дидактическая и врачебная квалификация преподавателей;
  • обязательная демонстрация больных и проведение клинических разборов в режиме онлайн (не менее 8–12 за цикл);
  • интегративность учебных программ и согласованность информационных ресурсов; контроль качества обучения;
  • использование современной телекоммуникационной аппаратуры с обеих сторон образовательного процесса;
  • отсутствие технических сбоев телекоммуникационных систем (Интернет, видеоконференцсвязь);
  • квалифицированные кураторы технической поддержки.
  1. этап

Проводилась экспертная оценка качества дистанционного обучения. Был проведен комплексный анализ:

  • результатов экзаменов;
  • материалов заключительного собеседования со слушателями;
  • оценок со стороны преподавателей, проводивших циклы;
  • отзывов со стороны администраций заказчиков циклов.

Сколько отводится часов на дистанционное повышение квалификации врачей

  1. С полным дистанционным обучением

На цикле с полным дистанционным обучением занятия проводились по четыре академических часа в день три раза в неделю, что объяснялось графиком работы ЛПУ. Поэтому длительность цикла составила 37 дней.

  1. С частичным дистанционным обучением

Дистанционная часть цикла с частичным дистанционным обучением (35 из 144 ч) проводилась в первые семь дней цикла ежедневно по пять академических часов в день. Затем цикл завершился проведением в традиционной форме – восемь академических часов в день, для чего к месту обучения выехали преподаватели кафедры.

  1. Выездная часть

При проведении выездной части больше времени уделялось закреплению практических навыков и повышению компетентности специалистов. В ходе циклов проведен базисный контроль знаний с передачей его результатов модератору (по электронной почте или по факсу). Необходимое условие образовательного процесса – оценка его качества. Контроль уровня полученных по результатам цикла знаний для врачей-педиатров осуществлялся посредством тестирования, контроля практических навыков и собеседования.

Дистанционные образовательные технологии при повышении квалификации врачейПри проведении такого многоуровневого экзамена большое внимание было уделено решению ситуационных задач, подготовленных сотрудниками кафедры на основе клинических историй болезни либо на примерах реальных больных. Врачи-инфекционисты по окончании курса сдавали квалификационный экзамен

По окончании обучения слушателям выданы документы государственного образца: удостоверение – при 72-часовом обучении; свидетельство и сертификат – при 144-часовом обучении.

Читайте также в журнале «Здравоохранение»

Дистанционное повышение квалификации врачей: выводы

  1. Внедрение дистанционных образовательных технологий актуально при организации непрерывного профессионального образования врачей, оно необходимо для повышения профессиональной компетентности специалистов, в частности – по вопросам инфекционных болезней.
  2. Организация и проведение циклов повышения квалификации для врачей по актуальным вопросам инфектологии в форме дистанционного обучения (полностью или частично) в режиме онлайн предусматривает этапность и системность реализуемого проекта.
  3. Внедрение дистанционного обучения предполагает использование современных информационных ресурсов и телекоммуникационных, интерактивных технологий, четких организационных и управленческих решений, профессионализм преподавателей и взаимодействие всех участников образовательного процесса (в том числе врачей-слушателей). 

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль