Законопроект о федеральной контрактной системе: способы закупки. Часть 2

1620

Начало статьи читайте на портала 27.12.2012

На основании изложенного можно уже сейчас сделать предположение о том, что “аукционный перечень”, который будет принят в дальнейшем, будет включать в себя меньшее количество позиций товаров, нежели действующее распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-р. Следовательно, количество случаев проведения заказчиками электронных аукционов сократится.

4. Проведение заказчиком запроса котировок (ст. 64 Законопроекта). В Законопроекте сохраняются предусмотренные Законом № 94-ФЗ условия применения данного способа закупки: заказчик вправе проводить закупки с помощью запроса котировок в отношении имеющейся в наличии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретному описанию заказчика и для которой сложился рынок, – при условии, что цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом согласно Законопроекту изменяется совокупный объем возможных к проведению данным способом закупок: не более 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком.

Важно! Число случаев проведения заказчиком процедуры запроса котировок, как и электронных аукционов, значительно сократится, так как Законопроект исключает из оснований применения запроса котировок ограничение об одноименности закупаемой продукции

Заказчики получат, с одной стороны, возможность способом запроса котировок закупать любую продукцию, соответствующую вышеперечисленным требованиям (в том числе одноименную продукцию), но, с другой стороны, не более чем на 10% годового объема всех закупок заказчика.

5. Проведение заказчиком запроса предложений (ст. 74 Законопроекта). Запрос предложений, как уже было отмечено выше, – это новый для госзаказа способ закупки, вводимый Законопроектом. Заказчик будет вправе проводить закупки данным способом в одном из следующих случаев:

• в четвертом квартале текущего финансового года возникла потребность (в том числе вследствие чрезвычайного события) в осуществлении закупок в связи с увеличением бюджетных ассигнований;

• ранее проведенные заказчиком процедуры закупок признаны несостоявшимися и заказчик пришел к обоснованному выводу, что повторное проведение процедур закупок с учетом срочности закупок нецелесообразно. Данные положения Законопроекта призваны исключить случаи, при которых потребности государственного (муниципального) заказчика в той или иной продукции удовлетворялись с опозданием либо не удовлетворялись вовсе в связи с несовершенством законодательства.

6. Проведение заказчиком закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 76 Законопроекта).

Согласно Законопроекту закрытыми способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) являются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, двухэтапный закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос предложений. Закрытые процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут проводиться заказчиком исключительно в случаях:

• закупки продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, – при условии, что такие сведения содержатся в документации об осуществлении закупки либо в проекте контракта;

• заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств.

Важно! Законопроект не только сохраняет предусмотренные Законом № 94-ФЗ основания проведения закрытых способов закупки, но и распространяет их действие на запрос предложений (неторговую процедуру закупки) Действующий Закон № 94-ФЗ позволяет в качестве закрытых способов закупки определять только торги (конкурс, аукцион).

7. Осуществление заказчиком закупок у единственного источника в соответствии с основаниями, перечисленными в ст. 85 Законопроекта.

Подводя промежуточный итог сказанному, отметим, что в случае принятия Законопроекта в редакции, прошедшей первое чтение в Государственной Думе РФ, заказчики будут обязаны намного чаще, чем сейчас, осуществлять закупки продукции путем проведения торгов.

Важно! Отдельные изменения, предусмотренные в Законопроекте, коснутся содержания самих способов закупки. В частности, могут измениться правила установления заказчиком требований к участникам закупки, а также правила оценки заявок участников

Так, в ст. 30 Законопроекта устанавливается, что к участникам закупки должны предъявляться единые требования вне зависимости от выбранного заказчиком способа закупки. Данное положение отличает Законопроект от Закона № 94-ФЗ, предусматривающего, что требования к участникам могут быть предъявлены заказчиком только при проведении торгов (ст. 11 Закона № 94-ФЗ).

Помимо этого, Законопроект расширяет перечень обязательных требований, предъявляемых к участникам, в том числе:

• правомочность участников процедур закупок заключать контракт;

• отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике процедуры, а для юридических лиц – сведений об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника процедуры;

• отсутствие судимости у физического лица – участника процедуры либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера участника процедуры; неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации;

• обладание (для участников) исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает такие права.

Статьей 31 Законопроекта изменяются правила оценки предложений участников закупки. В качестве критериев оценки в Законопроекте предлагается определить только четыре критерия:

• цена контракта;

• расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ;

• качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;

• квалификация участников (включая наличие у участника необходимой профессиональной и технической квалификации, трудовых и финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы).

Помимо этого, в отношении критерия “расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ” в Законопроекте указано, что значимость данного критерия не может превышать значимость критерия “цена контракта”.

Важно! Законопроект не содержит упоминания о том, что критерий “цена контракта” является обязательным (как это, например, предусмотрено ст. 28 Закона № 94-ФЗ) Вероятно, такое указание будет включено в Порядок оценки заявок, который вновь должно утвердить Правительство Российской Федерации. Косвенно сделать вывод об этом позволяет норма ч. 6 ст. 31 Законопроекта, предусматривающая, что критерии “цена контракта” и “расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ” могут не использоваться заказчиком в случае, если законодательством Российской Федерации установлены фиксированные государством цены (тарифы) на закупаемую продукцию.

На основании данной нормы можно также предположить, что для применения заказчиками будет обязателен не только критерий “цена контракта”, но и критерий “расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ”.

При проведении заказчиком закупок способами электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок цена контракта всегда будет выступать обязательным критерием оценки заявок, поскольку в данном случае особенность названных процедур предполагает выбор победителя на основании снижения участниками начальной (максимальной) цены контракта.

В продолжение разговора об изменениях, затрагивающих содержание применяемых заказчиком способов закупок, нельзя пройти мимо вопроса об отклонении заявок с демпинговой ценой.

Важно! Статьей 35 Законопроекта установлено, что участник закупки, подавший заявку с ценой, которая на 25% и более ниже установленной заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, обязан в составе заявки представить документы, подтверждающие обоснованность сделанного им ценового предложения

Если участник не представит соответствующие документы, то комиссия заказчика будет обязана отклонить заявку участника, а в случае осуществления заказчиком закупки научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ заявка участника с ценой, которая на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта, подлежит отклонению комиссией в любом случае (вне зависимости от состава поданной таким участником заявки).

В заключение следует отметить, что в настоящей статье автором описаны лишь основные, но далеко не все изменения, планируемые к принятию. Вполне возможно, что в ходе дальнейших слушаний в Государственной Думе РФ, посвященных Законопроекту о ФКС, ряд предлагаемых положений будет скорректирован. Вместе с тем заказчикам, проводящим процедуры госзакупок, следует внимательно отслеживать процесс принятия Закона о ФКС. Это позволит лучше подготовиться к вступлению изменений в силу и своевременно принять необходимые решения.

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×