• Главная страница
  • » Статьи
  • » Среднесрочный экономический рост и национальные макроинвестиции в разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение

Среднесрочный экономический рост и национальные макроинвестиции в разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение

1842

Сегодня очевидно, что для удвоения реального ВВП в Рф в течение десяти лет нет иного пути, чем поэтапный переход к высокотехнологичной модели макроэкономического развития. Этот переход позволит России при благоприятном стечении обстоятельств уже в ближайшие 10–15 лет обеспечить высокий среднесрочный экономический рост и соответсвующее качество жизни, а также, в значительной мере, разрешить кризисную демографическую ситуацию.

В странах – лидерах мирового технологического прогресса широко используются национальные инвестиционные стратегии особого рода, которые уже обеспечили чрезвычайно высокий и стабильный прирост реального ВВП в этих странах в течение ряда среднесрочных периодов. так, в Соединенных Штатах Америки на протяжении последних 50 лет весьма успешно реализуется на практике национальная стратегия среднесрочных макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий. В рамках этой стратегии в США планомерно и в особых пропорциях наращивали макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий, что оказало мощное ускоряющее воздействие на среднесрочный экономический рост.

Созданные за последнее время в Соединенных Штатах Америки и Европейском союзе национальные технологические платформы (а их уже свыше 40) зарекомендовали себя в качестве сверхсовременных высокоэффективных инструментов для создания и реализации среднесрочных национальных стратегий инвестирования в разработку и внедрение высоких технологий, включая нанотехнологии. Они охватывают различные отрасли, и прежде всего – сферу национальной безопасности и здравоохранение (например, Национальная инициатива по нанотехнологиям в США, Европейская технологическая платформа по наномедицине, Европейская технологическая инициатива по инновационным лекарственным средствам).

Актуальность разработки данного направления в России обусловлена, прежде всего, тем, что политическое руководство Рф неоднократно особо отмечало значимость запуска беспрецедентной широкомасштабной национальной программы по развитию нанонауки, нанотехнологий и наноиндустрии в целом, миссией которой впервые стало обеспечение прорыва в развитии страны на гребне мировой технологической революции в ближайшие 10–15 лет. Прежде всего речь идет о внесении максимально весомого вклада в ускорение среднесрочного экономического роста и кардинальное улучшение качества жизни в России, что позволит уже в среднесрочной перспективе вывести нашу страну в мировые технологические лидеры.

И общество, и государство будут оценивать результативность вышеназванной программы по тому, в какой степени подготовка и последующая реализация национальной инвестиционной стратегии развития нанонауки, нанотехнологий и наноиндустрии в целом повлияют, с одной стороны, на среднесрочный прирост реального ВВП, а с другой – на среднесрочное снижение смертности.

Формирование необходимой доказательной базы и подготовка рекомендаций для создания среднесрочной национальной стратегии макроинвестиций в развитие наномедицины, нанобиофармации и здравоохранения для достижения высокого и устойчивого среднесрочного экономического роста, снижения смертности в Российской федерации – основные цели проводимого автором экономико-статистического анализа и международных сравнений. Отдельные наиболее значимые результаты этой работы в кратком виде представлены в данной статье.

Подавляющее большинство наиболее развитых стран, включая страны “большой семерки” (G7), входит в состав крупнейшей международной организации – Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD). По данным этой организации, суммарные макрорасходы стран, входящих в состав ОЭСР, на разработку и внедрение высоких технологий составили в 2005 г. 771,5 млрд долл. США, ППС (ППС – паритет покупательной способности) (2,3% от ВВП). Для сравнения, по данным ОЭСР, в 2005 г. макрорасходы Российской федерации на разработку и внедрение высоких технологий составили всего 2,2% от расходов стран, входящих в состав ОЭСР. В то же время, доля макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий Японии в аналогичных расходах стран ОЭСР составила 16,9%, Европейского союза в составе 27 стран (ЕС-27) – 29,6%, и США – 42,2%, соответственно.

Как отчетливо видно из данных, представленных на рис. 1, наиболее развитые и динамично развивающиеся страны мира расходуют огромные денежные средства на разработку и внедрение высоких технологий. Соединенные Штаты Америки по-прежнему остаются мировым лидером в разработке и внедрении высоких технологий, осуществляют макрорасходы на эти цели в особо крупных размерах, рассматривая это стратегическое направление своего развития в качестве важнейшего национального приоритета. По этому показателю в 2005 г. США значительно опередили все остальные страны мира.

Как показано на рис. 2, в 2005 г. Соединенные Штаты Америки также имели самые высокие среди стран “большой семерки” значения стоимостных (номинального и подушевого) показателей ВВП. Поскольку в течение предшествующего среднесрочного периода в США среднегодовые темпы инфляции были достаточно низкими, то вполне очевидно, что это достижение в макроэкономике обусловлено преимущественно стабильным и интенсивным среднесрочным макроэкономическим развитием этой страны, а не воздействием инфляционных процессов. так, по данным ОЭСР, среднегодовые темпы роста цен в Соединенных Штатах Америки в течение 1992–2005 гг. составили 2,1%.

Рис. 1. Суммарные национальные макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий в наиболее развитых (а) и динамично развивающихся (б) странах в 2005 г. (в млрд долл. США, ППС, в текущих ценах) (Источник: OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2007. OECD, R&D database, 2007)

* Данные за 2004 г.

Рис. 2. Номинальный (а) и подушевой (б) показатели ВВП в наиболее развитых странах в 2005 г. (в долл. США, ППС, в текущих ценах) (Источник:OECD Factbook 2007: Economic, Environmental and Social Statistics. OECD, 2007)

По данным ОЭСР, в 2005 г. суммарный ВВП стран, входящих в состав ОЭСР (за исключением Венгрии, Польши, Чешской и Словацкой Республик) составил сумму в 33,3 трлн. долл. США, ППС. Огромный успех наиболее развитых стран мира, и прежде всего США, в макроэкономическом развитии обусловлен в значительной мере тем, что эти страны в рамках своих национальных инвестиционных стратегий особого рода плотно “привязали” макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий к среднесрочному макроэкономическому росту.

Главным инструментом этих стратегий стал процентный показатель доли, которую занимают в ВВП макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий. Важно отметить, что, по данным Национального научного фонда США, ННф США (National Science Foundation, US NSF), начиная с 1957 г. значение рассматриваемого показателя в Соединенных Штатах Америки ни разу не опускалось ниже 2%. также, по данным ОЭСР и ННФ США, в течение последних 25 лет наиболее развитые страны мира, за исключением Италии, достаточно успешно удерживали данный показатель в диапазоне 2–3% от ВВП этих стран. Использование в течение 1981–2005 гг. вышеназванного 2–3-процентного “коридора” обеспечило США и Японии впечатляющий рост как реальных макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий, так и основных макроэкономических показателей этих стран.

Достижения Соединенных Штатов Америки вполне закономерны, поскольку в значительной мере обусловлены последовательной реализацией этой страной на протяжении последних 50 лет среднесрочной национальной инвестиционной стратегии особого рода. Именно это обстоятельство обусловило выраженный и постоянный среднесрочный и долгосрочный экономический рост, а также высокое качество жизни в этой стране.

В основе подобного подхода к выбору стратегии лежит сформированное на доказательной основе у властной элиты и бизнес-сообщества Соединенных Штатов Америки ясное понимание того, что среднесрочное наращивание национальных макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий (прежде всего, в национальную безопасность и здравоохранение) – главный акселератор непрерывного экономического роста, как среднесрочного, так и долгосрочного. Национальные макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий (в % от ВВП) в наиболее развитых и динамично развивающихся странах мира в 2005 г. представлены на рис. 3.

Последовательная практическая реализация рассматриваемых стратегий в Соединенных Штатах Америки на протяжении последних 50 лет стала для этой страны той необходимой основой, которая позволила ей достичь значительных успехов в развитии национальной экономики. так, по данным Департамента торговли США, уже в 2005 г. реальный ВВП Соединенных Штатов Америки оценивался в постоянных ценах в 12,4 трлн долл. США.

Рис. 3. Суммарные национальные макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий в наиболее развитых (а) и динамично развивающихся (б) странах в 2005 г., % ВВП (Источник: OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2007. OECD, R&D database, 2007)

* Данные за 2004 г.

Опыт практической реализации рассмотренного выше подхода в США в течение достаточно длительного периода чрезвычайно успешного макроэкономического развития, а также широкое использование таких высокоэффективных инвестиционных инструментов, как национальные технологические платформы, позволили другим наиболее развитым странам, входящим в “большую семерку”, обеспечить для своих стран как необходимый им среднесрочный экономический рост, так и достаточно высокий подушевой показатель ВВП, который в 2005 г. в этих странах оценивался экспертами ОЭСР в диапазоне 28–34 тыс. долл. США, ППС на душу населения.

Новейшей мировой тенденцией стал пересмотр устаревших представлений о роли макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий в ускорении макроэкономического развития, активно осуществляемый в США. В рамках национальных индустриальных экономических счетов в США проходят продолжительные и широкомасштабные исследования сателитного счета для макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий в этой стране (U.S. R&D Satellite Account).

Совместная разработка данного проекта, осуществляемая бюро экономического анализа США и Национальным научным фондом США, уже позволила получить доказательства инвестиционной природы макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий, а также, сделать вывод о том, что среднесрочные и долгосрочные макрорасходы США на разработку и внедрение высоких технологий следует рассматривались в качестве высокодоходных нематериальных активов (intangible assets)*.

Результаты проекта, рассмотренного выше, связаны преимущественно с изучением прямого воздействия сконструированных активов на макроэкономическое развитие США, однако их комплексное воздействие обусловлено прежде всего тем, что постоянное наращивание макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий стало акселератором среднесрочного экономического роста в этой стране.

Принимая во внимание это обстоятельство, коллективом авторов предложены экономико-статистические модели (формулы и коэффициенты), которые в наиболее общем виде представляют взаимосвязь реальных макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий, сконструированных для интерпретации в качестве капиталовложений, и прироста реального ВВП за определенный период. На доказательной основе сделан вывод, что коэффициенты акселерации следует рассматривать в качестве важнейших инструментов среднесрочных и долгосрочных национальных стратегий макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий. Вышеперечисленные модели подробно описаны в более ранней публикации**.

Для более углубленного анализа вышеназванного макроэкономического феномена автором данной статьи предложены графические пространственно-временные модели “классического” среднесрочного и долгосрочного экономического роста и его акселерации на примере США. Для построения этих моделей использована база данных бюро экономического анализа США и Национального научного фонда США. Динамика реального ВВП, а также реальных макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий в США в 1961–2002 гг. (млрд долл. США в ценах 2000 г.) представлена на рис. 4. В качестве базового использовано значение рассматриваемого показателя в 1960 г. В течение 1961–2002 гг. ежегодный прирост обоих показателей был непрерывным, значительным и неравномерным. При этом динамика значений ежегодного прироста у обоих показателей носила сходный стадийный характер.

Национальные стратегии макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение

Ускоренная высокотехнологичная модернизация здравоохранения, которая в настоящее время отмечается во всех наиболее развитых странах, вызывает огромный интерес у мировой общественности и властных элит. Это объясняется в первую очередь тем, что, как предполагают, среднесрочные широкомасштабные инвестиции в развитие наномедицины и нанобиофармации окажут уже в ближайшие 15–20 лет поистине революционное воздействие как на размеры национальных экономик, так и на динамику их среднесрочного развития.

Рис. 4. Реальный ВВП в США в 1961–2002 гг. (в млрд долл. США, в постоянных ценах (2000 г.)) (а) и реальные макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий в США с 1961–2002 гг. (в млрд долл. США, в постоянных ценах 2000 г.) (б) (Источник: Industry Economic Accounts Data Base. The U.S. Department of Commerce, 2007)

* Источник: 2007 R&D Satellite Account. U.S. BEA/NSF, 2007. Report.

** Плешанов А.В. Среднесрочные национальные стратегии макрорасходов на наномедицину, нанобиофармацию и здравоохранение: Научно-практическое издание. М.: МЦФР, 2007. 144 с.

Прямая государственная поддержка играет ключевую роль в финансировании макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение во всех наиболее развитых странах мира. ОЭСР и Евростат широко используют для оценки прямых государственных макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение специальный показатель (Health-related R&D in GBAORD; GBAORD – Government Budget Appropriations and Outlays for R&D), который отражает размер средств государственного бюджета, выделяемых на эти цели центральными органами государственного управления стран, входящих в состав ОЭСР и Евросоюза (например, средства федерального бюджета США) и измеряется в % от ВВП этих стран.

Уже в 2003 г. в странах ОЭСР (за исключением Венгрии, Польши, Чешской и Словацкой Республик) суммарные прямые государственные макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение составили 36,0 млрд долл. США, ППС, в текущих ценах (0,121% от суммарного ВВП этих стран).

В 2005 г. данный показатель оценивался экспертами для стран ОЭСР в 0,119% от суммарного ВВП этих стран. как следует из данных, представленных на рис. 5, в 2005–2006 гг. наиболее высокий уровень прямой государственной поддержки финансирования макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение отмечался в США (0,225% от ВВП), Великобритании (0,107% от ВВП) и Австралии (0,100% от ВВП).

Рис. 5. Государственные макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение в 2006 г.: а – страны “большой восьмерки”; б – динамично развивающиеся страны и международные организации (Источник: OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2007. OECD, R&D database, 2007)

* Данные за 2005 г.

** Данные за 2001 г.

На протяжении многих лет Соединенные Штаты Америки последовательно реализуют среднесрочную национальную стратегию увеличения макрорасходов на научные исследования, разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение преимущественно через прямое государственное финансирование расходов Национальных институтов здоровья США, которые выполняют функцию федерального агентства, фактически создают и модернизирует вышеназванную стратегию и координируют ее поэтапную реализацию.

Важно отметить, что в течение 1998–2007 гг. прямое государственное финансирование расходов Национальных институтов здоровья США было фактически удвоено и в 2007 г. достигло 28,5 млрд долл. США.

Уже в 2004 г. прямое государственное финансирование макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение по своему текущему размеру и по абсолютному приросту данного показателя за период 2001–2004 гг. уступало только аналогичному финансированию макрорасходов на национальную безопасность, демонстрируя огромный отрыв по этому показателю от других приоритетных направлений развития США. Этот вопрос рассмотрен детально в более ранней публикации*.

Сегодня Соединенные Штаты Америки также осуществляют в крупных размерах макрорасходы на разработку и внедрение нанотехнологий в здравоохранение. В 2007 г. в США государственные макрорасходы на эти цели оценивались в 170 млн долл. США в текущих ценах, при этом суммарный прирост данного показателя за 2005–2006 гг. по сравнению с 2004 г. составил примерно 125 млн долл. США.

Суммарные национальные макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий в фармацевтическую промышленность в наиболее развитых странах мира, входящих в состав “большой семерки”, в 2004 г. представлены на рис. 6. Важно отметить, что в 2004 г., по данным ОЭСР, наиболее высокий уровень как национальных макрорасходов на эти цели (0,28% от ВВП), так и поддержки их финансирования со стороны бизнеса (24,0% от РбРВ – суммарных расходов бизнес-сообщества на разработку и внедрение высоких технологий) отмечался в Великобритании.

Степень успеха участия Российской федерации в глобальной технологической революции, которая в значительной мере определит историческую перспективу страны, будет напрямую зависеть от того, в какой мере и насколько быстро Россия сможет адаптировать для себя передовой опыт мировых технологических лидеров, прежде всего Соединенных Штатов Америки и Европейского союза. В данном случае речь идет о широкомасштабном использовании среднесрочных национальных стратегий макроинвестиций в разработку и внедрение высоких технологий в различных отраслях, включая здравоохранение.

* Плешанов А.В., Симпсон Д., Марченков Н.С., Поляк Г.Б. Среднесрочные национальные стратегии макрорасходов на разработку и внедрение высоких технологий в здравоохранение и макроэкономические тенденции // Здравоохранение. 2007. № 9. С. 65–73.

Рис. 6. Суммарные национальные макрорасходы на разработку и внедрение высоких технологий в фармацевтическую промышленность в наиболее развитых странах в 2004 г.: а – в % ВВП; б – в % РБРВ (Источник: OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2007. OECD, R&D database, 2007)

* Данные за 2003 г.

Принимая во внимание выдающиеся достижения и многолетний успешный опыт макроэкономического развития наиболее развитых стран мира, можно достаточно обоснованно утверждать, что ключом к успеху для нашей страны станет создание среднесрочной национальной инвестиционной стратегии особого рода. В основу этой стратегии должны быть положены научно обоснованный прогноз среднесрочного экономического роста и “плотно привязанных” к нему макроэкономических затрат, прежде всего, на разработку и внедрение высоких технологий, на здравоохранение и национальную безопасность, предельно точный выбор инвестиционных приоритетов и широкое использование таких современных и универсальных инвестиционных инструментов, как национальные технологические платформы.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×