Об организации контроля качества медицинской помощи населению

3726

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 № 323, Росздравнадзору установлены, в частности, полномочия по контролю за порядком производства медицинской экспертизы, осуществлением судебно-медицинских и судебно психиатрических экспертиз, соблюдением стандартов качества медицинской помощи.

В соответствии с указанными полномочиями 31 октября 2007 г. состоялось заседание коллегии Росздравнадзора, на котором был рас смотрен вопрос об организации контроля качества медицинской помощи населению.

На коллегии были рассмотрены итоги выполнения отраслевой про граммы “Управление качеством в здравоохранении на 2003–2007 гг.”, которая была принята 18–21 марта 2003 г. на заседании коллегии Минздрава России “Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2002 г. и мерах по повышению качества медицинской помощи населению”.

В ходе реализации этой отраслевой программы предполагалось:

1) разработать и внедрить единую стратегию непрерывного улучшения качества медицинской продукции и медицинских услуг в здраво охранении на всей территории Российской Федерации, гармонизированную с международными стандартами в области обеспечения качества в здравоохранении;

2) создать службу управления качеством в здравоохранении;

3) развить системы стандартизации, лицензирования, сертификации, аккредитации и аттестации в здравоохранении;

4) обеспечить эффективное взаимодействие органов управления здравоохранением всех уровней, фондов обязательного медицинского страхования, организаций здравоохранения, страховых медицин ских организаций, общественных и других организаций в целях не прерывного повышения качества медицинской продукции и медицинских услуг;

5) перейти к использованию в здравоохранении технологий с дока занной эффективностью и безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности их применения;

6) разработать и внедрить систему мотивации и экономические механизмы стимулирования медицинских работников к участию в дея тельности по непрерывному повышению качества медицинской продук ции и медицинских услуг в здравоохранении.

К концу 2007 г. отраслевая программа реализована не полностью, о чем свидетельствует отсутствие четкой системы управления и контроля качества медицинской помощи на всей территории Российской Федерации.

Перечислим основные нормативно правовые акты, регламентирую щие деятельность по контролю качества медицинской помощи. Это:

  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487 1 (с изменениями и дополнениями);
  • Закон РФ от 28.06.91 № 1499 1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями);
  • Закон РФ от 07.02.92 № 2300 1 “О защите прав потребителей” (с изменениями и дополнениями);
  • постановление Правительства РФ от 30.06.04 № 321 “Об утвержде нии Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации”;
  • постановление Правительства РФ от 30.06.04 № 323 “Об утвержде нии Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития”;
  • постановление Правительства РФ от 22.01.07 № 30 “Об утвержде нии Положения о лицензировании медицинской деятельности”;
  • приказ Минздрава России и Федерального фонда ОМС от 19.01.98 № 12/2 “Об организации работ по стандартизации в здравоохранении”;
  • приказ Минздрава России от 22.01.01 № 12 «О введении в дей ствие отраслевого стандарта “Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении”»;
  • приказ Минздрава России от 31.01.01 № 18 «О введении в дей ствие отраслевого стандарта “Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартиза ции в здравоохранении”»;
  • приказ Минздрава России от 21.05.02 № 154 “О введении формы учета клинико экспертной работы в лечебно профилактических учреждениях”;
  • приказ Минздравсоцразвития России от 14.03.07 № 170 “Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации”;
  • методические рекомендации № 2002/140 “Учет, оценка и анализ клинико экспертной деятельности лечебно профилактических учреждений”, утвержденные Минздравом России 20.12.02 № 2510/224 03 34.

Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.12.06 № 905, определено, что контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи представляет собой государственную контрольно надзорную функцию по оценке соответствия оказываемой медицинской помощи требованиям к проведению диагностических, лечебных и иных исследований и мероприятий, медикаментозного лечения при конкретных заболеваниях и состояниях, установленных стандартами медицинской помощи, требованиям к объемам и качеству медицинской помощи. Этот контроль включает в себя также контроль за предоставлением бесплатной медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой Правительством РФ.

Для каждого вида медицинской помощи устанавливаются стандар ты медицинской помощи при конкретных заболеваниях, которые включают перечень диагностических и лечебных медицинских услуг (с указанием количества и частоты их применения), перечень используемых лекарственных средств (с указанием разовых и курсовых доз), перечень дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая импланты, эндопротезы и т. д.), перечень компонентов крови и препаратов (с ука занием количества и частоты их использования).

Стандарты медицинской помощи устанавливаются Минздравсоц развития России. Право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных Минздравсоцразвития России, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи осу ществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В осуществлении контроля за соблюдени ем стандартов медицинской помощи на конкретной территории участ вуют и соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления.

Нормативно правовые акты определяют три уровня контроля качества медицинской помощи:

I уровень – медицинское учреждение (на основе самооценки);

II уровень – органы государственной власти субъекта РФ в области охраны здоровья граждан;

III уровень – Росздравнадзор и его территориальные управления. В большинстве случаев решение вопросов контроля качества медицинской помощи носит замкнутый ведомственный характер. Отсутствует единство среди экспертов в определении понятия “качество медицинской помощи” и его компонентов; не разработана методология управления качеством; отсутствуют показатели качества медицинской помощи; нет правовых институтов защиты прав пациентов и системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников.

При обсуждении определения понятия “качество медицинской помощи” традиционно существуют различные мнения, которые отра жают, прежде всего, позицию стороны, дающей определение. В международной практике под “качеством медицинской помощи” понимают совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии.

При оценке качества медицинской помощи необходимо использовать индикаторы качества медицинской помощи, которые должны отражать основные характеристики медицинской помощи: безопасность; доступность; своевременность; клиническая эффективность; экономическая эффективность, экономичность; преемственность и непрерывность; удовлетворенность потребителя; рациональность.

Несмотря на разнообразие использующейся терминологии в большинстве субъектов Российской Федерации системы контроля качества медицинской помощи функционируют в соответствии с принципами ведомственного и вневедомственного контроля. В качестве методов в основном используются получение заключения экспертов и сопоставление со стандартом.

Вневедомственный контроль осуществляется экспертами страховых медицинских организаций и/или фондов обязательного медицинского страхования. При этом используются первичный медико экономический контроль либо экспертиза качества медицинской помощи (выполнение стандартов) по внутренним критериям.

В Алтайском крае, Волгоградской, Иркутской, Пензенской, Рязанской, Саратовской и Тюменской областях, Удмуртской и Чувашской республиках внедрены собственные системы обеспечения и контроля качества медицинской помощи, основанные на использовании интегральных показателей по данным экспертизы. Этот показатель отражает соответствие оказанных населению медицинских услуг региональным протоколам ведения больных и стандартам медицинской помощи. Контроль за соблюдением стандартов разделяется на внутри и вневедомственный, осуществляемые по единой методике.

Проведенный Росздравнадзором анализ работы субъектов Российской Федерации по формированию и функционированию территориальной системы, способной обеспечить процесс непрерывного улучшения качества медицинской помощи, показал, что в основном проводимый на местах контроль качества медицинской помощи и его результаты в подавляющем большинстве случаев остаются не востребованными со стороны руководителей органов управления и учреждений здравоохранения и в дальнейшем не используются для принятия управленческих решений, оценки полноты и эффективности реализации намеченных мероприятий.

Анализ обращений и жалоб граждан в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития за 2006 г. свидетельствует об отсутствии возможности получить консультативные услуги по вопросам собственного здоровья или здоровья близких людей; о трудностях или невозможности проведения экспертизы качества медицинской помощи, в результате которой наступило резкое ухудшение состояния здоровья или смерть больного; о длительных сроках ожидания прохождения процедур, инструментальных исследований и консультаций врачей специалистов (окулиста, отоларинголога и др.); о негу манном отношении со стороны медицинского и обслуживающего персонала к гражданам, обратившимся за медицинской помощью; об отсутствии технологий в субъектах Российской Федерации по возмещению затрат граждан на лечение, диагностические исследования и медикаменты при прохождении лечения в государственных ЛПУ, а также об отсутствии возможности разрешить личные трудности, психологи ческие состояния, связанные с некачественным оказанием медицинской помощи.

В Росздравнадзоре проанализирована информация о выполнении приказа Минздрава России от 31.01.01 № 18 «О введении в действие отраслевого стандарта “Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении”», представленная 64 субъектами Российской Федерации. В 21 субъекте Российской Федерации были назначены “уполномоченные по качеству в здравоохранении” без назначения уполномоченных по качеству медицинской помощи, в сфере обращения лекарственных средств и по качеству медицинской техники, в 29 субъектах РФ были назначены все три уполномоченных (по качеству медицинской помощи, по качеству в сфере обращения лекарственных средств и по качеству медицинской техники).

В 11 субъектах Российской Федерации назначен только уполномоченный по качеству медицинской помощи. При этом не было разрабо тано Положение об уполномоченных по качеству в здравоохранении, в связи с чем оценить их работу достаточно трудно.

С целью реализации Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи Росздравнадзором был про веден мониторинг данных, представленных органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Получена информация из 37 субъектов Российской Федерации об использовании стандартов медицинской помощи. Их анализ свидетель ствует о том, что федеральные стандарты оказания медицинской помо щи внедрены в Волгоградской области, Республике Дагестан, Республике Татарстан, Чувашской Республике.

Идет разработка и внедрение региональных стандартов. В стадии разработки стандарты в четырех субъектах, внедрены – в пятнадцати.

Врачебные комиссии созданы в восьми субъектах: во Владимирской области (во всех лечебно профилактических учреждениях, далее – ЛПУ), в Воронежской, Пензенской, Саратовской областях, республиках Марий-Эл, Саха (Якутия), Чувашия, Татарстан.

За 9 месяцев 2007 г. в Росздравнадзор поступило 2617 жалоб на качество медицинской помощи населению, что составляет 23,6% от всего количества обращений граждан. За аналогичный период 2006 г. поступило 1685 жалоб. В структуре обращений граждан по вопросу качества медицинской помощи (2617) жалоб на качество оказания медицинской помощи взрослым составило 1360 (52,0%); в связи со смер тью взрослых – 290 (11,1%); на требование платы за лечение – 128 (4,9%); на качество лечения детей – 197 (7,5%); на смерть детей в род домах – 23 (0,9%); в связи со смертью детей – 91 (1,6%); на качество зубопротезирования – 111 (4,2%). Поступили также заявления о несо гласии с заключением судебно психиатрической экспертизы – 62 (2,3%); о несогласии с наркологической экспертизой – 46 (1,8%). По другим вопросам обратились 46 человек (1,7%).

В представлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации за ноябрь – декабрь 2006 г. Минздравсоцразвития России и Росздрав надзору указывается на факты ненадлежащего контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи; на факты смерти пациентов по вине медицинских работников в результате оказания некачественной медицинской помощи; на попустительство и халатность медицинских работников, бездушное отношение к больным, нуждающимся в безотлагательной медицинской помощи; на необоснованные отказы в оказании скорой и неотложной медицинской помощи; на случаи взимания платы с граждан, имеющих полисы обязательного медицинского страхования (ОМС), для госпитализации в стационары; на несоответствие объемов бесплатной медицинской помощи базовой программе ОМС; на нарушение медицинскими работниками трудовой дисциплины и врачебной этики; на отсутствие врачей на рабочем месте; на неуважительное и пренебрежительное отношение к пациентам.

В целях проведения мониторинга и изучения мнения пациентов о доступности и качестве медицинской помощи, указываемой в ЛПУ, Росздравнадзором была разработана анкета. Вопросы анкеты формулировались с учетом существующего российского и зарубежного науч но практического опыта.

Социологические исследования по вопросам доступности и каче ства медицинской помощи, организованные Росздравнадзором в 2006 г. в семи субъектах Российской Федерации, выявили ряд недостатков в организации медицинской помощи на различных уровнях ее оказания:

  • низкий уровень транспортной доступности медицинской помощи для жителей сельской местности, которые тратят на дорогу в ЛПУ от 1 ч и более, в отдельных случаях – более 1 ч ожидают бригаду скорой медицинской помощи;
  • значительная длительность ожидания оказания медицинской помощи: врачебного приема в поликлинике – от 1 ч до 3 ч, при посещении диагностических кабинетов – более 1 ч; ожидание госпитализации в ряде случаев – более месяца.

Существующий график работы врачей амбулаторно поликлиниче ской службы устраивает большинство работающего населения, но респонденты отмечают трудности с записью к врачам специалистам (отсутствие талонов в регистратуре, записи на прием по телефону, отсутствие дежурства врачей в выходные дни и др.). Почти половина опрошенных указывает на недостаточность обеспечения районных поликлиник врачами специалистами нужного им профиля.

Управление организации государственного контроля качества ме дико социальной помощи населению Росздравнадзора в 2007 г. проводило в субъектах Российской Федерации плановые проверки деятельности органов и учреждений здравоохранения по организации контроля качества медицинской помощи населению. По состоянию на 31.10.07 проверены 11 субъектов Российской Федерации: Амурская, Воронежская, Архангельская и Оренбургская области, республики Хакасия, Саха (Якутия), Приморский и Камчатский края, автономные округа: Ненецкий, Ханты Мансийский – Югра, Ямало-Ненецкий.

Отмечено, что органы управления здравоохранением, администрации ЛПУ уделяют недостаточное внимание работе с обращениями граждан. Принимаемые меры часто неадекватны серьезности допущенных нарушений и их последствиям.

Во многих ЛПУ отсутствует необходимая для пациентов информация о возможности и порядке обжалования действия (бездействия) медицинского и иного персонала, о правах пациентов, о гарантиях пре доставления бесплатной медицинской помощи.

Отмечено, что в Архангельской и Камчатской областях не уделяет ся должного внимания вопросам организации контроля качества медицинской помощи населению (КМП). Отсутствуют территориальные программы управления и контроля КМП населению. Нет уполномоченных по качеству медицинской помощи.

Наряду с этим отмечен положительный опыт Главного управления здравоохранения Воронежской области и Министерства здравоохранения Республики Хакасия по организации контроля качества медицинской помощи населению.

В настоящее время ни федеральные органы исполнительной власти, ни региональные органы управления здравоохранением, ни учреждения здравоохранения не обладают какими либо полномочиями (за исключением мер дисциплинарного воздействия) при выявлении случаев ненадлежащего оказания медицинской помощи. В Кодексе об административных правонарушениях не установлена мера ответственности за отсутствие надлежащего контроля или за предоставление некачественной медицинской помощи, не соответствующей действующим стандартам.

Данная проблема требует законодательного решения, что скажет ся, в частности, на результативности контрольно надзорной функции Росздравнадзора. Необходимо четкое разграничение уровней ответственности между администрацией субъекта Российской Федерации, администрацией ЛПУ и специалистами, осуществляющими непосредственное оказание медицинской помощи.

Недостаточное отражение в нормативных документах целей, задач, методических и методологических основ формирования и функционирования государственного контроля и надзора за качеством медицинской помощи, а также необходимость повышения эффективности деятельности по обеспечению и непрерывному улучшению качества медицинской помощи обусловили актуальность разработки Концепции государственного контроля и надзора за качеством медицинской помощи населению в Российской Федерации (2007–2012 гг.) и единого плана мероприятий по реализации Концепции, согласованного со всеми заинтере сованными структурами всех уровней власти.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль