Перспективы развития внесудебных способов урегулирования споров, возникающих при оказании медицинских услуг

3984
Перспективы развития внесудебных способов урегулирования споров, возникающих при оказании медицинских услуг

Пациент Мальцов И. с диагнозом “рассеянный склероз” неоднократно обращался с жалобами в вышестоящие органы, а затем и в суд на ненадлежащее оказание медицинской помощи, повлекшее причинение вреда его здоровью. По мнению Мальцова, лечащий врач назначил ему неправильное лечение, не провел необходимые обследования, выписал препарат, который не помогает и требует замены. Жалобы пациента и последовавшее судебное разбирательство вызвали повышенный интерес контролирующих органов и прессы к лечебному учреждению.

Судебное разбирательство длилось 18 месяцев и завершилось примирением сторон. Примирение произошло после того как главный врач лечебного учреждения, юрисконсульт ЛПУ, Мальцов и его представитель встретились у судьи для беседы. В ходе беседы выяснилось обоюдное неприязненное отношение пациента и лечащего врача. Главный врач разъяснил пациенту некоторые моменты, связанные с порядком назначения обследований и лекарственных препаратов, что не было ранее сделано врачом, и пообещал заменить лечащего врача. Если бы подобная встреча была организована ранее, временны2е, финансовые и репутационные потери сторон были бы сведены к минимуму…

На протяжении длительного времени проблема споров, связанных с оказанием медицинской помощи, фактически не обсуждалась в отечественной правовой литературе. Во многом это объясняется существовавшей долгие годы государственной плановой системой оказания медицинской помощи, в рамках которой общественные отношения традиционно регулировались нормами публичного права, что не позволяло в полной мере защищать частные интересы пациентов, врачей и самих ЛПУ. Поэтому вопросы о различных способах, в том числе внесудебных, разрешения конфликтов, возникающих в медицинской сфере, также оставались на периферии юридической науки. В настоящее время ситуация меняется: граждане-пациенты, врачи и ЛПУ все активнее интересуются своими правами в сфере здравоохранения и предоставляемыми правовыми возможностями для их защиты…

В настоящее время существуют следующие внесудебные способы защиты прав пациентов.

Административный порядок защиты прав »

Такой порядок разрешения конфликтной ситуации предполагает, что пациент может обратиться с жалобой на действия государственного органа (общественной организации, должностного лица), нарушающие его права, к вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу, общественной организации, должностному лицу.

К достоинствам данного способа разрешения спора можно отнести его оперативность. Как правило, для указанных субъектов законодательно закреплены конкретные сроки, в которые они обязаны отвечать на обращения граждан. Кроме того, обращение бесплатно. Немаловажно и отсутствие необходимости в специальных знаниях (жалоба или заявление составляются в свободной форме).

К недостаткам следует отнести низкую заинтересованность в признании нарушений (так как в целом ряде случаев ответственность за выявленные нарушения возлагается не только и не столько на непосредственных исполнителей, сколько на главу организации, в том числе руководителя ЛПУ), отсутствие механизма принудительной реализации принятого решения с участием самого пациента. В целом данный способ защиты прав пациентов занимает статичное положение в системе урегулирования споров медицинского характера – многие пациенты его используют, но какое-либо развитие в данной сфере отсутствует.

Претензионный порядок защиты прав »

Пациент обращается с требованием к администрации ЛПУ (врачу частной практики, страховой медицинской организации) о добровольном устранении нарушения его прав, о возмещении ущерба, причиненного некачественным оказанием медицинской помощи, до передачи дела в суд. Итогом претензионного обращения может стать заключение мирового соглашения сторон.

К достоинствам данного способа разрешения спора можно отнести его доступность, бесплатность, отсутствие необходимости специальных знаний, возможную поддержку страховой организации.

К недостаткам следует отнести низкую заинтересованность в признании нарушений, отсутствие механизма принудительной реализации принятого решения с участием самого пациента и отсутствие контроля обязательности принятия и рассмотрения таких претензий. Несмотря на перечисленные недостатки, применение данной формы урегулирования возникших разногласий в медицинской сфере становится все более распространенным, так как медицинские учреждения все чаще предпочитают не доводить дело до суда. Следует также отметить все возрастающую активность страховых организаций при урегулировании медицинских конфликтов.

Третейский суд »…

Медиация »

Медиативный порядок рассмотрения медицинских споров является на сегодняшний момент наиболее современным и перспективным.

Легально данный порядок введен в нашей стране Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, вступившим в силу с 1 января 2011 г.

Перспективность данного метода определяется следующими факторами.

1. Активное развитие сообщества медиаторов. Профессионально обученных медиаторов становится все больше, в том числе специалистов в области медицины. В среде медиаторов стал подниматься вопрос о создании единой информационной базы медиаторов, вносятся законодательные инициативы о создании саморегулируемой организации медиаторов по примеру организации арбитражных управляющих, адвокатов или строителей. Вносятся в том числе предложения о создании информационной базы медиаторов при судах общей юрисдикции (по примеру арбитражных управляющих при арбитражных судах). Все эти меры должны обеспечить более свободный и гарантированный доступ к услугам медиаторов, а также большее доверие к ним.

2. Широкое использование данного института в Европе, США и Канаде. Медиация именно в медицинской сфере развита не везде, но сам по себе способ разрешения споров с помощью посредника используется достаточно давно. Учитывая, что в медицинской, а особенно в фармацевтической сфере в России иностранные компании присутствуют во множестве, логичным было бы и перенесение ими в условия нашей страны привычных способов урегулирования конфликта, в том числе медиации.

3. Преимущества медиации как способа разрешения спора. Среди основных преимуществ института медиации можно назвать:

— оперативность – завершение спора с участием медиатора предполагается в несколько дней или недель. Суд общей юрисдикции затрачивает на это в среднем год. Третейское разбирательство требует нескольких месяцев;

— меньшая затратность по сравнению с судами общей юрисдикции и третейским судом;

— направленность медиатора на урегулирование конфликтов при максимально возможном учете интересов всех участников спора, то есть сохранение возможности для взаимодействия между сторонами спора в будущем;

— минимальные репутационные потери для медицинской организации (конечно, данное достоинство пока актуально в основном для частных медицинских организаций), так как в разрешении спора участвует минимальное количество лиц, а само разрешение спора происходит максимально быстро.

Использование посреднических услуг при разрешении споров в медицинской сфере позволяет обеспечить конфиденциальность (что важно для обеих сторон подобных конфликтов), оперативность, учет интересов обеих сторон. Такой способ разрешения спора, как правило, является менее трудоемким и затратным, нежели третейское разбирательство, но также позволяет контролировать исполнение взятых на себя обязательств в рамках медиативного соглашения.

Основными недостатками данного способа разрешения споров в настоящее время являются:

— низкая информированность и населения, и медицинских учреждений о медиации как способе урегулирования спора;

— отсутствие законодательно закрепленного правила о том, что соглашение, достигнутое сторонами по результатам медиации, может являться основанием для выдачи исполнительного листа при нарушении условий соглашения;

— отсутствие в России сформировавшегося рынка услуг в сфере медиации вообще и в медицине в частности.

Лица, которые на сегодняшний момент готовы воспользоваться услугами медиатора, сталкиваются с проблемой поиска подходящей кандидатуры, так как централизованной, официальной базы данных о медиаторах нет.

Одним из способов популяризации медиативного порядка разрешения споров в медицинской сфере могло бы стать формирование единого реестра медиаторов и наличие его при судах общей юрисдикции (по аналогии с арбитражными управляющими при арбитражных судах).

Значение правовых механизмов своевременной, доступной и эффективной реализации возможностей по защите прав граждан в здравоохранительной сфере сегодня не вызывает сомнений. Необходимость особой правовой охраны интересов пациента зафиксирована как в целом ряде деклараций и конвенций, принятых международными медицинскими ассоциациями, так и в рамках национального законодательства. И на сегодняшний день наиболее заметной тенденцией практически во всем мире является преобладание различных способов внесудебной защиты интересов и прав пациентов над традиционно существующими судебными.

*Статья приведена с сокращениями

Перейти к другим публикациям 

Узнать о подписке на журнал   

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×