Здравоохранение

О контроле качества и безопасности медицинской деятельности в современных условиях

  • 6 марта 2013
  • 23057

Контроль качества медицинской помощи с точки зрения законодательства об охране здоровья граждан

Вступление в действие с 1 января 2012 г. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Основы) предопределило новую стратегию осуществления контрольно-надзорных функций в здравоохранении страны.

Данный закон в ст. 2 впервые предложил единое определение КМП: “качество медицинской помощи – совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата”.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Внимание законодателя при этом фокусируется на трех принципиальных позициях, которые должны составлять систему контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. Фактически Основы предлагают совершенно новую и многоаспектную систему контроля над медицинской деятельностью. Большинство новелл в этой части нацелено на обеспечение контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Глава 12 Основ полностью посвящена вопросам организации контроля в сфере здравоохранения. Статья 87 Основ раскрывает сущность контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Все это свидетельствует о том, что на сегодняшний день сформирована правовая основа для реализации новых механизмов контроля в сфере охраны здоровья населения в целом и контроля качества и безопасности медицинской деятельности в частности.

Проблемные вопросы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Открытым остается вопрос о формировании систем внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, т. к. это является исключительно сферой ответственности руководителя медицинской организации, и такая норма строго регламентирована Основами.

Можно предположить, что многие руководители учреждений здравоохранения пока не готовы четко определить для себя круг задач в этом направлении, а также не имеют полного понимания того, как сформировать данные системы. Тому есть несколько причин:

  • отсутствие в Основах определения понятия “безопасность медицинской деятельности”;
  • расширение перечня объектов, подлежащих контролю;
  • необходимость пересмотра должностных обязанностей, полномочий и зон ответственности сотрудников медицинской организации в этой части и создания системы внутренней документации, содержание которой пока не понятно.

Не раскрывает понятие “безопасность медицинской деятельности” и Постановление № 1152.

Все это может приводить к серьезным противоречиям при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий между проверяемыми медицинскими организациями и должностными лицами надзорных и контролирующих структур, а также порождать разные требования по одним и тем же поводам у представителей разных контролирующих органов. Результатом таких правовых коллизий может стать как минимум конфликтная ситуация и создание почвы для коррупции.

Очевидно, что адекватно функционировать внутренние системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в таких условиях не могут.

В этой связи необходимо, чтобы в законодательных или подзаконных актах в ближайшее время было дано определение безопасности медицинской деятельности во избежание выше обозначенных проблем. Кроме того, необходимым условием является одинаковая трактовка нормативных актов проверяющими и проверяемыми сторонами, что может быть достигнуто путем их специальной подготовки на базе одних и тех же образовательных учреждений.

Разработка внутренней документации

На уровне медицинской организации уже сейчас необходимо предпринять ряд практических действий, прежде всего связанных с подготовкой системы внутренних документов. Анализ Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного Постановлением № 1152 (далее – Положение), позволяет выделить следующие необходимые наборы документов, которые предстоит разработать:

  • набор документов по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья населения (подп. “а” п. 3 Положения);
  • по соблюдению порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (подп. “в” п. 3 Положения);
  • по соблюдению порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований (подп. “г” п. 3 Положения);
  • по соблюдению безопасных условий труда (подп. “д” п. 3 Положения);
  • по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению) (подп. “д” п. 3 Положения);
  • по соблюдению медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Основами (подп. “е” п. 3 Положения);
  • по организации и осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ст. 90 Основ, подп. “ж” п. 3 Положения).

Также в этой связи можно обозначить следующий примерный перечень документов медицинской организации по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности:

  • положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации;
  • дополнения в должностные инструкции лица, ответственного за организацию работы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, подразделении медицинской организации, врача;
  • положение о врачебной комиссии (с учетом требований приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н “Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации”;
  • порядок создания системы оценки качества работы медицинской организации, ее структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг (требование ч. 2 ст. 87 Основ);
  • положение о порядке оценки результативности медицинской помощи, оказанной лечащим врачом конкретному пациенту, в медицинской организации (требование ч. 21 ст. 2 и ч. 2 ст. 87 Основ);
  • методика оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи;
  • положение об общественном совете медицинской организации (для контроля над обеспечением прав пациентов в соответствии с требованиями ст. 6, 19 и 28 Основ);
  • порядок взаимодействия медицинской организации с общественными объединениями (с учетом требований ст. 28 Основ, узаконившей общественные объединения пациентов);
  • порядок обеспечения безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации (с учетом требований Постановления № 1043);
  • дополнения в должностные инструкции лица, ответственного за обеспечение безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации, подразделении медицинской организации;
  • порядок обеспечения инфекционной безопасности в медицинской организации (согласно требованиям ст. 6 и 79 Основ по обеспечению безопасности при осуществлении медицинской деятельности);
  • положение о комиссии по профилактике внутрибольничных инфекций;
  • инструкция о порядке безопасного обращения медицинских отходов в медицинской организации (согласно требованиям Основ);
  • дополнения в должностную инструкцию лица, ответственного за организацию работы по безопасному обращению медицинских отходов в медицинской организации, в подразделении медицинской организации (согласно требованиям Основ).

Данный перечень не является исчерпывающим. Очевидно, что при взаимодействии с надзорными и контролирующими органами на начальных этапах возникнет необходимость в разработке дополнительных документов. Несмотря на всю сложность и трудоемкость предстоящей работы, ее необходимо проделать, чтобы соответствовать требованиям существующего законодательства в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Заместитель главного врача»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.