Одноканальное финансирование

18085
Одноканальное финансирование

Эксклюзивное интервью засл. экономиста РФ,зам. Председателя Федерального фонда ОМС Светланы Карчевской журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах».

«Когда законодатель установил, что ответственными за оказание медпомощи будут субъекты РФ, он исходил из приоритета интересов граждан. Здравоохранение не должно быть “привязано” к границам муниципальных образований и регионов».

Переход регионов на одноканальное финансирование

  • Светлана Александровна, с 1 января 2013 г.  медорганизации  во всех регионах перешли на преимущественно одноканальное финансирование. Для чего были нужны эти изменения?

Одноканальное финансирование за счет средств ОМССмысл одноканального финансирования – аккумуляция в бюджете Федерального фонда средств для финансового обеспечения базовой программы ОМС.

Однако стратегические цели не ограничились 2013 годом. С 2015 г. планируется следующий этап, когда финансовое обеспечение “растиражированной” высокотехнологичной медпомощи также будет осуществляться за счет средств ОМС.

Сбалансированность системы государственных гарантий должна быть достигнута на основе утвержденных порядков и стандартов медпомощи, полного финансового наполнения тарифа на ее оплату и эффективного функционирования трехуровневой системы оказания медпомощи в каждом субъекте РФ.

В дальнейшем перечень страховых случаев базовой программы ОМС может быть дополнен и “нестраховой” частью, т. е. социально обусловленными заболеваниями.

Учитывает ли порядок предоставления субвенции в территориальные фонды региональные особенности

  • Согласно Федеральному закону № 212-ФЗ, все страховые взносы на ОМС перечисляются в Федеральный фонд ОМС. Насколько порядок предоставления субвенции в территориальные фонды учитывает региональные особенности – например, различия половозрастного состава застрахованных, уровень заболеваемости и т. д.?

Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ разграничивает полномочия Российской Федерации и регионов в сфере ОМС ( получите тестовый доступ и узнайте подробности в электронной системе "Экономика ЛПУ" ):

  1. Полномочие Российской Федерации – утвердить базовую программу ОМС;
  2. Полномочие субъекта Российской Федерации – реализовать ее непосредственно на территории региона за счет субвенций, предоставляемых Федеральным фондом территориальным фондам.

Отмечу, что сама программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи (включая базовую программу ОМС) формируется с учетом:

  • особенностей половозрастного состава населения РФ;
  • уровня и структуры заболеваемости.

Но программа содержит не только “медицинское” наполнение, но и ее финансовый эквивалент, “оцифрованный”, исходя из соответствующих статистических данных по подушевому, организационному и “профильному медицинскому” принципу.

Размер субвенции, являющейся финансовым обеспечением базовой программы ОМС, определяется, исходя из ее финансового эквивалента.

Методика распределения между регионами субвенций

Эта взаимосвязь отражена и в методике распределения между регионами субвенций на плановый период 2014–2015 гг. (утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 462).

Одноканальное финансированиеОна довольно проста: объем субвенций определяется как произведение численности застрахованных по ОМС (по состоянию на 1 апреля года расчета субвенции) на норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на год расчета субвенции и коэффициента дифференциации региона.

“Выравнивающая” составляющая изначально предусмотрена законом об ОМС как гарантирующая выполнение обязательств государства – чтобы медицинская помощь на территории всей страны соответствовала уровню, определенному базовой программой ОМС. Коэффициент дифференциации – это также “выравнивающий” показатель, учитывающий не только “северные” районные коэффициенты к заработной плате, надбавки за стаж работы, и уровни средней заработной платы в регионах, но и расчетные уровни индекса бюджетных расходов, которые позволяют учитывать повышенные расходы на предоставление услуг в конкретном регионе в силу особенностей его социально-экономического положения.

Таким образом, размер субвенции увеличивается с учетом “удорожающих факторов”, обеспечивая реализацию базовой программы во всех регионах. В соответствии с законодательными нормами региональные особенности программы ОМС учитываются в территориальных программах, утверждаемых региональными органами государственной власти.

Нерешенные вопросы СМП в системе ОМС

  • С 1 января 2013 г. финансирование скорой медпомощи производится за счет средств ОМС.

В Методических рекомендациях Минздрава России “Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития”, есть целый раздел “Нерешенные вопросы СМП в системе ОМС”. В их числе указаны, например:

  • способы оплаты;
  • оплата сверхплановых объемов;
  • помощи, оказанной не идентифицированным в системе ОМС пациентам;
  • вызовов, не связанных с оказанием медицинской помощи и т. д.

Когда планируется принять решение по этим вопросам?

Отмечу, что законодательно неурегулированных вопросов по оплате скорой медицинской помощи за счет средств ОМС в настоящее время нет.

Одноканальное финансирование за счет средств ОМСФедеральным законом № 326-ФЗ установлены требования к базовой программе ОМС, которая должна определять не только виды медпомощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату, но и способы оплаты медпомощи, оказываемой застрахованным гражданам за счет средств ОМС, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.

Базовая программа ОМС как составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на плановый период 2014–2015 гг. утверждена постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 и устанавливает конкретные способы оплаты медицинской помощи.

Так, при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медорганизации (по месту вызова бригады, а также в транспортном средстве при медэвакуации), могут применяться следующие способы оплаты:

  1. по подушевому нормативу финансирования; 
  2. за вызов скорой медицинской помощи;
  3. по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.

Субъекты РФ самостоятельно определяют способы оплаты скорой помощи, которые мотивируют медработников на эффективную работу.

Новации: критерии доступности и качества скорой медицинской помощи

Хотелось бы отметить и соответствующие новации в разделе “Критерии доступности и качества медицинской помощи”, относящиеся к оценке скорой медицинской помощи:

  • количество вызовов скорой медицинской помощи в расчете на 1 жителя, число лиц, которым оказана медицинская помощь;
  • доля лиц, которым скорая медицинская помощь оказана в течение 20 мин после вызова, в общем числе лиц, которым оказана скорая медицинская помощь.

Источники финансирования страховых случаев при оказании медпомощи

По вопросу источников финансирования страховых случаев. На основании законодательных норм по разграничению полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере здравоохранения программа государственных гарантий определяет источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи:

  • средства федерального бюджета;
  • региональных бюджетов;
  • местных бюджетов (в случае делегирования обязательному медицинскому страхованию отдельных полномочий в сфере здравоохранения);
  • средства ОМС.

Одноканальное финансированиеВ рамках базовой программы ОМС определены виды медицинской помощи (включая скорую медицинскую помощь, за исключением санитарно-авиационной, эвакуационной), перечень страховых случаев и условия оказания медицинской помощи застрахованным лицам.

За счет средств региональных бюджетов осуществляется финансовое обеспечение скорой (скорой специализированной) медицинской помощи – в части помощи, не включенной в базовую и территориальную программу ОМС.

Кроме того, в случае необходимости выездов, не связанных с оказанием медицинской помощи (например, при проведении культурных, спортивных и других мероприятий), могут быть заключены соответствующие договора на оплату таких услуг (с организаторами мероприятий).

Оплата сверхплановых объемов медицинской помощи

Что касается вопроса оплаты сверхплановых объемов медицинской помощи. Чтобы такая ситуация не возникала, стоит обратить внимание на два момента.

  1. Во-первых, государственная программа устанавливает средние нормативы объема скорой медицинской помощи, которые целесообразно корректировать с учетом региональных особенностей (территориальные, демографические, структуру сети ЛПУ и т. д.) – то есть нужно правильно рассчитать плановые объемы.
  2. Во-вторых, в соответствии со ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи территориальной программы ОМС распределяются между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС. Деятельность этой комиссии регулируется в соответствии с приложением правил ОМС, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н.

Подчеркну, что комиссия создается не только для формирования программы; в случае необходимости, ею может быть рассмотрен вопрос перераспределения объемов медицинской помощи. Безусловно, для своевременного рассмотрения вопроса о перераспределении объемов медицинской помощи должен проводиться постоянный мониторинг фактических объемов ее оказания…

*Материал приведен с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии журнала "Экономика ЛПУ в вопросах и ответах"

Перейти к другим публикациям журнала 

Инструменты "МЦФЭР Медицина" для экономистов и главных врачей

  • Электронная система "Экономика ЛПУ"
Получите тестовый доступ и читайте о том, что должна включать в себя маркетинговая политика медицинской организации, оказывающей платные медицинские услуги
  • Журнал "Правовые вопросы в здравоохранении"
Подпишитесь и читайте в журнале "Правовые вопросы в здравоохранении"  "Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, по адвокатскому запросу"


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...






    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×