Опыт работы школ здоровья для пациентов Кировской областной клинической больницы

4192
Опыт работы школ здоровья для пациентов Кировской областной клинической больницы

…в Кировской областной клинической больнице была разработана и внедрена новая модель обучения пациентов с использованием сестринских технологий, а также оценена ее эффективность.

Результаты опроса медсестер

Для изучения готовности сестринского персонала больницы к выполнению педагогической функции было проведено анкетирование 116 специалистов сестринского дела: первую группу составили 10 выпускников факультета высшего сестринского образования и 22 специалиста, имеющих повышенный уровень образования, вторую – 84 медсестры со средним специальным образованием. Анализ опроса медицинских сестер различного уровня образования показал, что более половины из них считали, что эффективно заниматься обучением пациентов может медицинская сестра, специально подготовленная менеджером сестринского дела.

Модель обучения пациентов и функции менеджера сестринского дела

В связи с приведенными выше результатами опроса в Кировской областной клинической больнице под руководством главной медицинской сестры была разработана и апробирована программа обучения пациентов по модели “Менеджер сестринского дела – медсестра – пациент”. В основу модели был положен сестринский процесс, базирующийся на пяти этапах: обследование пациентов, выявление их проблем, связанных со здоровьем, планирование сестринской деятельности, реализация планов и оценка результатов.

Менеджером сестринского дела по обучению в Кировской областной клинической больнице работает по совмещению медицинская сестра отделения реанимации и интенсивной терапии. Именно она разработала программу школ здоровья, подготовила материалы для каждой из них и провела обучение медицинских сестер во всех отделениях.

Согласно предложенной модели, в функции менеджера сестринского дела, имеющего базовую медицинскую, управленческую, педагогическую и психологическую подготовку, входила разработка организационно-управленческой системы обучающего процесса, подготовка медицинских сестер, в функциональные обязанности которых было введено обучение пациентов, привлечение врача в качестве консультанта при обсуждении вопросов по медикаментозной терапии при неотложных состояниях.

Для подготовки медицинских сестер по обучению менеджером сестринского дела разработана “Программа обучения пациентов в школе здоровья” (приложение 1), а также документация, регулирующая сестринский уход за пациентами и контролирующая его качество.

Представленная модель обучения пациентов в школе здоровья предполагала не только выявлять и корректировать медицинские, социальные и психологические проблемы больных, но и учитывать их познавательную, эмоциональную, медико-психологическую и социальную функции. Процесс организации школ здоровья начинался с подбора материалов. Большую роль сыграли дипломные работы старших медицинских сестер, которые прошли обучение на повышенном уровне медицинского колледжа.

…Анализ эффективности обучения пациентов на примере гастрошколы

С целью определения эффективности работы школы здоровья по описанной образовательной программе менеджером сестринского дела было проведено анкетирование 186 пациентов с язвенной болезнью, обучающихся в гастрошколе (“Школе для пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки”). Они были разделены на две группы. Первая группа – 85 пациентов, оперированных по поводу осложненного течения язвенной болезни и получавших лечение в хирургическом отделении; вторая группа – 83 пациента с неосложненным течением язвенной болезни, получавших лечение в гастроэнтерологическом отделении и прошедших терапевтическое обучение в гастрошколе.

Программа обучения включала разделы:

· анатомия и физиология желудочно-кишечного тракта;

· понятие о язвенной болезни и ее осложнениях;

· понятие о постгастрорезекционных синдромах;

· питание при язвенной болезни и в послеоперационный период;

· медикаментозная и немедикаментозная терапия язвенной болезни;

· физическая активность; помощь при стрессе, депрессии и бессоннице;

· роль табакокурения и злоупотребления алкогольными напитками в развитии язвенной болезни и ее осложнений.

Занятия осуществлялись методом активного обучения, в процессе которого учитывались приоритетные проблемы пациентов с помощью сестринского процесса, и имели единую структуру (для всех школ): состояли из трех основных частей: вводной; основной, включающей информационный раздел и активные формы обучения; заключительной.

Эффективность обучения определяется не только наличием четкой цели и мотивации к получению знаний, доброжелательным отношением медицинской сестры к обучающимся пациентам, созданием связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями, но и отработкой полученных знаний. Поэтому в основной части занятия специалисты не только передавали интересующую информацию пациентам, но и отрабатывали вместе с ними практические умения по составлению меню на день, фитотерапии, физической активности (был предложен комплекс тренирующих занятий), аутотренингу (изучались способы снятия нервного напряжения, борьбы со стрессом и бессонницей), психоэмоциональному оздоровлению. В процессе занятий изучались современные подходы, помогающие отказаться от курения и алкоголя. При подведении итогов каждого занятия медицинская сестра подчеркивала основные аспекты его темы, отмечала обязательные успехи пациентов, задавала вопросы, чтобы проверить, как усвоился материал.

Внедренный метод организационного эксперимента по разработке и апробации структурированной программы терапевтического обучения по предложенной модели показал высокую эффективность по данным ближайших и отдаленных результатов. Эффективность оценивалась по повышению уровня знаний пациентов: о здоровом образе жизни, диете, физической активности, методах самопомощи при неотложных состояниях, а также по улучшению психоэмоционального статуса и качества жизни. Для оценки отдаленных результатов обучения была разработана анкета.

Углубление знаний о заболевании и принципах здорового образа жизни привело к изменению отношения пациентов к собственному здоровью. Важной составляющей здорового образа жизни помимо рационального питания и двигательной активности – для 94,1 ± 2,6 и 89,2 ± 3,4 на 100 больных в первой и второй группах соответственно после обучения (до обучения – 9,4 ± 0,5 и 26,5 ± 4,8) – стал самоконтроль своего состояния. Самоконтроль осуществлялся по специально разработанному листу самонаблюдения (приложение 2). Если до обучения только каждый десятый респондент первой группы считал самоконтроль одним из важных факторов сохранения здоровья, то после обучения – 92,8 ± 2,8%.

О положительном эффекте применения терапевтического обучения судили по позитивной динамике в эмоциональном статусе больных, который характеризовался повышением: самочувствия – с 2,6 до 5,0 баллов и с 3,0 до 5,2 баллов в первой и второй группах соответственно; активности – с 3,5 до 5,2 и с 3,9 до 5,6 баллов; настроения – с 2,8 до 5,3 и с 3,5 до 5,7 баллов соответственно. Для оценки использовали тест САН: С – самочувствие, А – активность, Н – настроение (А.А. Карелин, 1999).

После обучения количество пациентов, осознавших необходимость лечения, увеличилась на 91,1 ± 2,8%; соблюдать диету – на 80,4 ± 3,9%; ограничивать курение – на 70,6 ± 4,5%; избегать эмоциональных перегрузок – на 89,0 ± 0,9%.

Об эффективности обучающих технологий свидетельствует и повышение медицинской активности пациентов.

Через полгода после проведенного цикла занятий с пациентами были изучены отдаленные результаты обучения 18 больных с осложненным течением язвенной болезни и 21 – с неосложненным.

Анализ отдаленных результатов показал, что после обучения пациенты имели достаточно высокий уровень мотивации к проведению самоконтроля и выполнению полученных рекомендаций по организации своей повседневной жизни. Все пациенты первой группы и 57,1 ± 10,8% больных второй изменили свое отношение к здоровью в результате увеличения объема знаний. Продолжали выполнять рекомендации врача и медсестры 88,9 ± 7,4 и 61,9 ± 10,6% больных наблюдаемых групп соответственно. Осознанно подошли к выполнению рекомендаций врача и медсестры более 2/3 пациентов, причем медицинская активность была достоверно выше в первой группе. Это подтверждается тем, что 77,8 ± 9,8 и 52,4 ± 10,9% опрошенных в соответствующих группах изменили режим и характер питания; 33,3 ± 11,1 и 28,6 ± 9,9% – увеличили время на отдых и сон соответственно. Для поддержания здоровья выполняли рекомендации по лечебному питанию 88,9 ± 7,6 и 76,2 ± 11,3% респондентов обследованных групп; проводили профилактическую медикаментозную терапию все больные первой группы и 57,1 ± 11,1% – второй, они регулярно применяли фитотерапию и выполняли рекомендации по двигательному режиму. Об осознании необходимости в изменении образа жизни говорит тот факт, что часть пациентов (11,1 и 9,5% респондентов наблюдаемых групп) считают, что выздоровление их в большей степени зависит от них самих; а 66,7 и 71,4% уверены, что от совместных усилий врача, медсестры и самого пациента.

В заключение хотелось бы рассказать о том, что в больнице ежегодно проводятся круглые столы специалистов отделений, в которых организованы школы здоровья, с участием главной медсестры, старших медсестер, менеджера сестринского дела и палатных медицинских сестер. Участники круглого стола делятся опытом обучения пациентов, дают рекомендации и высказывают пожелания по совершенствованию работы.

На первом таком круглом столе медицинские сестры рассказали о том, что сначала негативно отнеслись к организации школ здоровья, оценивая их как дополнительную нагрузку. Но после проведения нескольких занятий они осознали, что повышается уровень знаний не только пациентов, но и самих медицинских сестер: ведь для проведения занятий им необходимо перечитать много материала, чтобы дать нужную информацию, правильно ответить на вопросы, находящиеся в их компетенции. Кроме того, повысился престиж работы медицинской сестры, а роль этих сотрудников как партнеров врача в лечебном процессе возросла. Практика показала, что медсестра может ответить на вопросы, интересующие пациентов, включиться в решение проблем больных, помочь им адаптироваться к изменению состояния их здоровья.  

*Статья приведена с сокращениями без приложений

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль