text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Профилактика ИСМП в лечебном учреждении

  • 27 декабря 2017
  • 35875

Профилактика ИСМП в ЛПУМероприятия по профилактике и снижению стационарных инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее ИСМП) организует и обосновывает врач-эпидемиолог медицинской организации.

Согласно Санитарным правилам и нормам (СанПиН) 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность” в медицинской организации должна быть создана комиссия для улучшения координации работы по профилактике ИСМП под руководством главного врача.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Задачи комиссии по профилактике ИСМП

  1. принятие решений по результатам эпидемиологического анализа;
  2. разработка программ и планов эпидемиологического надзора в лечебной организации;
  3. координация мероприятий с руководством лечебной организации; обеспечение взаимодействия всех служб стационара (отделения); 
  4. взаимодействие с органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Ресурсы для обеспечения мер профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи

  • достаточное количество квалифицированного персонала, особенно среднего персонала, в отделениях интенсивной терапии и реанимации
  • капитальные вложения (строительство и ремонт, создание необходимых условий для пребывания пациентов, подразделений, оснащенных современным оборудованием);
  • текущие затраты для обеспечения профилактики.

Факторы риска, передачи и источники инфекции

Факторы риска, передачи и источники инфекции
посмотреть/скачать>>

Методичка: профилактика ИСМП

Методичка: профилактика ИСМП
посмотреть/скачать>>

Обоснованность затрат на профилактику инфекций, полученных при оказании медпомощи, подтверждена во многих исследованиях. Эти затраты позволяют избежать значительных расходов, связанных с последствиями. В США дополнительные прямые затраты на один такой случай в стационаре достигают 19 430 долл. США.

►Подробнее об инфекциях, связанных с оказанием медицинской помощи читайте здесь:

Из-за удлинения сроков пребывания больных в стационаре, вследствие полученных при стационаре инфекций, увеличиваются затраты на питание и предметы ухода, возрастает количество используемых медикаментов, число медицинских процедур, лабораторно-инструментальных исследований. Все это – прямые затраты, связанные со стационарными инфекциями.

Непрямые затраты согласно экономико-аналитическим исследованиям также могут быть значительны, так как включают расходы общества, системы здравоохранения, пациентов и/или их семей, связанных с заболеваемостью и смертностью пациентов, потерей трудоспособности и пропусками работы.

Кроме того, важно помнить и о нематериальных затратах – о дискомфорте, боли и страдании пациентов.


Примеры программ профилактики

Комплексные обучающие программы для персонала способствуют лучшему выполнению требований, предъявляемых к обработке рук.

Примером является Австралийская национальная инициатива по гигиене рук, направленная на внедрение рекомендаций ВОЗ.

Программа обучения медицинских работников обработке рук, основные положения

1. Цель обучения: внедрение “5 правил гигиены рук” ВОЗ.

Эти правила подразумевают, что персонал тщательно обрабатывает руки:

  • до и после контакта с пациентом и его личными предметами;
  • после проведения медицинской манипуляции, контакта с биологическими жидкостями;
  • после снятия медицинских перчаток;
  • до и после контакта с медицинским оборудованием.

2. Выявленные барьеры и заблуждения – по мнению медицинских работников (результаты опроса):

  • средства для гигиены рук вызывают раздражение и сухость кожи;
  • в повседневной практике большее внимание уделяется медицинской процедуре, чем обработке рук;
  • заблуждения – использование перчаток заменяет необходимость обработки рук;
  • имеется дефицит рабочего времени для обработки рук;
  • персонал не знает о существовании протокола по обработке рук;
  • бытует мнение, что “все так делают”;
  • заблуждения – персонал не верит в возможность распространения микроорганизмов через руки.

3. Основные темы обучения:

  • стационарные инфекции: определение;
  • актуальность профилактики;
  • распространение инфекций в стационаре и роль медицинского персонала в их предупреждении;
  • значение правильной обработки рук для снижения риска инфецирования при стационаре;
  • “5 правил гигиены рук” ВОЗ;
  • технология обработки рук;
  • использование антисептиков;
  • обработка рук при оказании медицинской помощи.
►Дополнительно об инфекциях, связанных с оказанием медицинской помощи читайте здесь:

4. Формат занятий:

  • регулярные занятия с использованием презентаций и интерактивных методов;
  • видеофильмы с демонстрацией обработки рук;
  • онлайн-поддержка и консультирование с помощью интернет-сайта.

5. Контроль:

  • контроль знаний и навыков до и после обучающей программы;
  • контроль обработки рук всем персоналом с помощью наблюдения с использованием контрольных листов;
  • опрос персонала и пациентов.

6. Неформальная поддержка:

  • собрания персонала с представлением результатов оценки;
  • пропаганда правильной обработки рук с помощью визуальной поддерживающей информации – плакатов, наклеек, соревнования в коллективе и т. п.;
  • поддержка руководителей и других уважаемых в коллективе людей, которые повседневно демонстрируют правильную обработку рук.

7. Вовлечение пациентов:

  • информирование;
  • получение отзывов;
  • обучение;
  • взаимодействие;
  • информирование пациентов и лиц, осуществляющих уход за ними, о профилактике стационарных инфекций и изучение их мнения (основополагающие меры для оказания безопасной и эффективной медицинской помощи).

Памятка: преимущества спиртосодержащих препаратов при обработке рук

Антисептик на основе алкоголя Мыло и вода
Легко применять у постели больного Привязаны к раковине с водой и требуют бумажных полотенец
4 log 30 секунд 3 log 1-2 минуты
более быстрое и обширное антимикробное действие имеет преимущество при работе с больными вирустным гастроэнтеритом
повреждение кожи менее выражено вызывает сухость и раздражение кожи за счет «вымывания» липидов
приводит к гибели микроорганизмов механическое удаление и контаминация одежды вегетативными формами патогенов

Основные организационные этапы внедрения предупреждающих мер

  • четкое определение требований к предупреждению стационарных инфекций в приказах, протоколах, инструкциях и других нормативных актах;
  • обеспечение персонала ресурсами для их выполнения;
  • обучение персонала;
  • предоставление времени для изменения практики с организацией поддержки;
  • аудит внедрения практик.

Любые клинические протоколы должны соответствовать российским нормативным требованиям и быть основаны на принципах доказательной медицины, которая подразумевает объединение лучших доказательств, полученных в исследованиях, с клиническим опытом врача, предпочтениями пациента и конкретными обстоятельствами.

Наиболее достоверными признаются рекомендации, полученные с помощью систематического обзора рандомизированных исследований. Подобные исследования позволяют оценить и сопоставить пользу и риск от того или иного вида медицинского вмешательства.

Регулярно появляются новые убедительные данные, которые могут иметь большое значение для организации мероприятий по профилактике стационарных инфекций, с которыми необходимо знакомиться медицинским специалистам.


После принятия протоколов и других необходимых локальных нормативных актов в каждой медицинской организации руководством должно быть определено время для внедрения мер, направленных на предупреждение заражения.

Время, необходимое для их внедрения, в значительной степени зависит от подготовленности персонала, доступности ресурсов и сложности выполнения этих практик…

Аудит программ профилактики

Аудит имеет пять этапов, называемых циклом аудита:

  1. Подготовка аудита.
  2. Определение критериев.
  3. Оценка практики.
  4. Совершенствование практики.
  5. Поддержание достигнутых улучшений.

Методика проведения аудита:

1. Подготовка аудита:

  • определение цели аудита;
  • определение требуемого стандарта выполнения практик;
  • отбор и подготовка аудиторов;
  • установление понятных и справедливых правил поощрений и санкций.

2. Определение индикаторов/критериев (индикаторы и критерии должны быть доказательными и количественно измеряемыми):

  • выбор научно обоснованной, нормативно и этически приемлемой методики сбора индикаторов;
  • создание руководства для проведения аудита с привлечением различных специалистов, выбор валидизированных инструментов аудита, тестирование вновь созданных инструментов.

3. Оценка практики профилактики стационарных инфекций:

  • подготовленная группа экспертов: 2–4 чел., предпочтительно различных специальностей;
  • сбор индикаторов – в четком соответствии с руководством для проведения аудита, в котором описана методика, с использованием инструментов (анкет, форм и т. п.), в которые заносится информация;
  • перед началом аудита – приветствие сотрудников медицинской организации и разъяснение задач;
  • начало оценки – с наиболее очевидных и выполняемых практик;
  • логичное, корректное и приемлемое сочетание различных методов оценки: наблюдение, изучение документации, опрос сотрудников и пациентов;
  • использование открытых вопросов для интервьюирования сотрудников и пациентов (конфиденциальный опрос персонала и пациентов);
  • аудит следует проводить доброжелательно, в соответствии с принципами профессиональной этики;
  • формализованный анализ и конфиденциальное обсуждение результатов экспертами;
  • составление отчета с выводами и рекомендациями;
  • представление результатов аудита руководителям и сотрудникам медицинской организации.

4. Совершенствование профилактики стационарных инфекций:

  • внедрение рекомендаций;
  • командный подход;
  • определение и преодоление внутренних проблем, разработка плана работы, обучение персонала, обеспечение необходимыми информационными материалами, оснащением и др.

5. Поддержание достигнутых изменений:

  • внутренний и внешний контроль изменений с широким обсуждением результатов. В зависимости от результатов – поощрения или санкции.

Эти рекомендации могут быть полезны для проведения как внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи, так и внешних проверок медицинских организаций.

Согласно Закону № 323-ФЗ организациями здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями.

Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляется ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им организаций.

В СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарноэпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность” определено, что надзор за выполнением правил проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарноэпидемиологический надзор.

Проверки медицинских организаций

Проверки медицинских организаций надзорными органами могут быть плановыми и внеплановыми.

  1. Плановые проверки
Осуществляются не чаще одного раза в два года согласно постановлению Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 “Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью” (в ред. постановления Правительства РФ от 20.01.2011 № 13).
  1. Внеплановые проверки
Проводятся на основании донесений об инфекционной заболеваемости пациентов и персонала, свидетельствующих об эпидемическом неблагополучии.

Важно отметить, что если в медицинской организации действует качественная система внутреннего контроля, то внешняя оценка не приносит дополнительных результатов.

В настоящее время с помощью ведущих специалистов разрабатываются протоколы проверок медицинских организаций. Эти протоколы должны соответствовать принципам доказательной медицины, быть приемлемыми и понятными, апробированными в качественно спланированных исследованиях.

Специалисты, осуществляющие проверки, должны быть подготовлены к их проведению. Только в этом случае можно ожидать достоверного выявления и решения наиболее острых проблем профилактики стационарных инфекций.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.