text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Учебно-методические кабинеты как пример социального партнерства медицинского колледжа и учреждений здравоохранения Волгоградской области

  • 27 июля 2013
  • 5157
Учебно-методические кабинеты как пример социального партнерства медицинского колледжа и учреждений здравоохранения Волгоградской области

 …Огромную роль в развитии последипломного образования средних медицинских работников и в решении стоящих перед ними задач играет организация работы учебно-методического кабинета (далее – УМК) или учебно-методического центра на базе учреждений здравоохранения, которая в последние годы получила широкое распространение в нашей стране.

Налаживание партнерства колледжа и учреждений здравоохранения

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Преподавателями ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград» (далее – колледж № 2) совместно с организаторами сестринского дела проведена большая работа в области последипломного образования средних медицинских работников: в 2010 г. были изучены данные современной литературы, опыт коллег из других регионов и разработаны Методические рекомендации по организации учебно-методического кабинета в лечебно-профилактическом учреждении (см. приложение).

Целью данной работы являлось оказание методической помощи работникам практического здравоохранения при организации учебно-методических кабинетов (УМК)в ЛПУ г. Волгограда и Волгоградской области.

В рекомендациях были представлены примерные Положение об УМК по работе с сестринским персоналом, Должностная инструкция медицинской сестры УМК, Программа сотрудничества в рамках социального партнерства, План работы и Договор о сотрудничестве между колледжем и лечебно-профилактическими учреждениями.

Затем были проведены рабочие встречи с руководителями сестринского дела учреждений здравоохранения по организации работы УМК на основе данных рекомендаций.

Целью работы колледжа № 2 с социальными партнерами (в данном случае – учреждениями здравоохранения региона) по созданию УМК является обеспечение преемственности в качественной подготовке и практической работе специалистов со средним медицинским образованием.

Основные задачи, которые ставятся при этом:

1. Совершенствование системы обучения среднего медицинского персонала (разработка тематики, графика, форм проведения семинаров, конференций, конкурсов профессионального мастерства; организация наставничества и т. д.).

2. Организация научно-исследовательской деятельности в области сестринского дела (внедрение передовых сестринских технологий, обобщение и распространение передового опыта в сестринском деле, совершенствование критериев оценки качества сестринской помощи).

3. Поддержка аналитической деятельности (составление анкет для медперсонала по актуальным вопросам деятельности, проведение опроса, анализ полученных данных и их использование в работе; анализ исходного уровня подготовки среднего медперсонала; анализ отзывов о подготовке выпускников колледжа).

4. Сопровождение информационно-издательской деятельности (подготовка к изданию учебно-методических, научно-методических и информационных материалов; оформление передового опыта работы в области сестринского дела – например, приведение алгоритмов выполнения манипуляций, применяемых в ЛПУ, в соответствие с новыми нормативными документами в области здравоохранения).

5. Методическая и информационная помощь в организации мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Проведенная практическая работа

За прошедшие годы была организована работа УМК в 5 учреждениях здравоохранения – четырех крупных клинических больницах Волгограда, а также клинической станции скорой медицинской помощи г. Волжского.

Подготовлены и проведены ежеквартальные общебольничные сестринские конференции по актуальным темам: этика и деонтология в работе медицинской сестры, профилактика ВБИ, работа с отходами, цикл занятий для фельдшеров скорой медицинской помощи (инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, черепно-мозговая травма, оказание скорой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, судорожный синдром и др.), изучение нормативной документации с последующей сдачей зачетов.

Учеба проводится как с использованием традиционных методов (лекции, семинары, собеседования, отработка практических умений), так и методами активного обучения (подготовка и защита презентаций, ответы на задания в тестовой форме, решение ситуационных задач, в т. ч. с демонстрацией практических умений).

Кроме того, действуют школы профессионального мастерства для конкретных категорий специалистов (перевязочных, процедурных, палатных медсестер, фельдшеров скорой помощи), цель деятельности которых – повышение квалификации и освоение смежных специальностей.

Организована школа резерва для руководящего состава медицинских сестер: в ней на основе оценки качества работы медицинских сестер, которую ежемесячно ведут старшие медицинские сестры в своих отделениях и главные медицинские сестры на основе экспертных карт, определяются более достойные, ответственные сотрудники, которые зачисляются в резерв руководящего звена; с ними изучается нормативная документация и делопроизводство, происходит обмен практическим опытом, осуществляется наставничество.

УМК станции скорой медицинской помощи г. Волжского были подготовлены анкеты, проведен опрос фельдшеров с последующим анализом полученных данных, выявлены слабые места в подготовке специалистов и разработана тематика ежемесячных занятий.

Для проведения обучения привлекались врачи выездных бригад, старшие врачи, врачи анестезиологи-реаниматологи. Ко всем занятиям были подготовлены методические материалы и розданы персоналу.

Теоретические занятия сопровождались отработкой практических умений на муляжах с последующей сдачей зачетов, применялась приобретенная диагностическая тестовая система «Профессиональные компетенции специалистов скорой медицинской помощи». В этом учреждении здравоохранения также введены новые активные формы обучения среднего медперсонала: защита рефератов, подготовка презентаций, решение ситуационных задач, аналитические обзоры специальной и методической литературы, посещение региональных выставок «Медицина и здравоохранение», обобщение собственного опыта работы.

С целью внедрения передовых сестринских технологий и информационной поддержки работы медицинских сестер разработаны тематические папки специалистов «Операционная сестра», «Старшая медсестра», «Процедурная и перевязочная медсестра», которые находятся в УМК в свободном доступе.

За прошедшие годы большое внимание уделялось профилактике профессиональных вредностей у средних медработников. Преподавателями колледжа в рамках работы студенческого научного кружка «Профессионал» подготовлены методические материалы на тему «Безопасная больничная среда. Эргономика». Совместно с сотрудниками УМК проведено анкетирование медицинских сестер и младшего медперсонала по данной теме, результаты переданы руководителям учреждений здравоохранения для изучения.

За последние годы с участием колледжа проведено около 20 конференций для среднего и младшего медицинского персонала по профилактике развития профессиональных заболеваний, мастер-класс по перемещению пациентов с учетом правил эргономики. Памятки, буклеты, подготовленные преподавателями колледжа по этой теме, были широко востребованы сотрудниками учреждений здравоохранения и используются при обучении специалистов, в т. ч. начинающих.

Все руководители сестринской службы учреждений здравоохранения, в которых были созданы УМК, единодушно отметили их большое влияние на повышение квалификации специалистов.

Проблемы организации УМК и их решение

При анализе работы УМК в учреждениях здравоохранения региона были выявлены следующие проблемы:

· помещения для кабинета были выделены только в двух учреждениях, в остальных случаях все материалы хранились в кабинетах главных медсестер;

· недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов, в т. ч. обеспечение компьютерной техникой и доступа в Интернет;

· низкая мотивация среднего медицинского персонала к посещению занятий, особенно в летнее время.

Если решение первой и второй из перечисленных проблем требует определенных финансовых вложений, то последнюю проблему, на наш взгляд, можно было бы решить путем официального введения накопительной системы повышения квалификации средних медицинских работников1. В таком случае каждый вид обучения на базе УМК, выраженный в баллах, мог бы найти отражение в портфолио работника, учитывался бы при аттестации, являлся бы мощным стимулирующим фактором для непрерывного профессионального образования среднего медицинского персонала.

Приложения:

Методические рекомендации по организации учебно-методического кабинета в лечебно-профилактическом учреждении

Программа сотрудничества в рамках социального партнерства

План работы по социальному партнерству


Положение об учебно-методическом кабинете по работе с сестринским персоналом

I. Общие положения 1. Настоящее положение применяется для создания учебно-методического кабинета (далее – УМК) с целью развития и совершенствования основных направлений деятельности сестринского персонала, внедрения современной концепции сестринского дела в практику, повышения уровня теоретических знаний и практических навыков специалистов со средним медицинским образованием и применения их на рабочих местах.

II. Основные цели УМК:

1. Повышение качества медицинской помощи.

2. Повышение уровня теоретических и практических знаний среднего и младшего медицинского персонала больницы.

3. Совершенствование компетентности и профессиональной адаптации медицинских сестер к работе в отделениях больницы.

4. Обучение медицинских сестер на рабочем месте.

5. Оказание сестринскому персоналу организационной и информационно-методической помощи.

III. Основными задачами УМК являются:

1. Внедрение стандартов в деятельность среднего медицинского персонала больницы.

2. Повышение статуса медицинской сестры.

3. Расширение зоны профессиональной деятельности медицинской сестры.

4. Совершенствование сестринского дела: создание накопительной системы непрерывного образования; внедрение и освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и организации труда; развитие навыков теоретических и экспериментальных исследований в сестринском деле и внедрение результатов в практическую деятельность; повышение квалификации медицинских сестер; создание современной информационной базы для среднего медицинского персонала.

IV. Основными функциями УМК являются:

1. Аналитическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния сестринского дела: проведение моральной, психологической и профессиональной экспертизы состояния сестринской службы больницы; обработка и анализ полученной информации.

2. Мотивационно-целевая функции: постановка и определение цели и задач деятельности среднего медперсонала; определение основных ценностных ориентаций и мотивов деятельности, их ранжирование по приоритетам.

3. Планово-прогностические функции: разработка стратегических и тактических шагов методической работы на основе выявленных приоритетных целей и прогноза конкретных ожидаемых результатов в соответствии с разработанными критериями и показателями эффективности; создание индивидуальных и коллективных программ повышения профессионального мастерства и компетентности сестринского персонала; планирование и прогнозирование результатов внедрения инновационных сестринских технологий.

4. Информационные функции: Создание справочного информационного фонда: обучающих программ, библиотеки; регламентных папок по разным разделам деятельности медицинской сестры; банка тестовых заданий, в т. ч. для получения сертификата специалиста.

5. Организационно-содержательные функции: разработка нормативных, программных, методических материалов; выработка механизмов внедрения инноваций; разработка программ по формированию здорового образа жизни различных групп населения.

6. Обучающие функции: создание накопительной системы непрерывного образования; проведение конкурсов профессионального мастерства; проведение научно-практических конференций для специалистов со средним медицинским образованием; проведение заседаний Совета по сестринскому делу, комиссии по качеству в целях улучшения деятельности медицинских сестер и обмена опытом.

7. Консультативно-диагностическая и коррекционная функция: обобщение позитивного опыта, описание его в методических рекомендациях, средствах массовой информации.

V. Организация работы УМК

1. УМК больницы осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением и планом на календарный год, утвержденным главным врачом больницы.

2. Учебно-методический кабинет должен располагаться в помещении, соответствующем санитарным нормам и позволяющем рационально разместить мебель и необходимое оборудование.

3. Работу УМК возглавляет старшая медицинская сестра (медсестра).

4. Оснащение УМК. Учебно-методический кабинет оснащается: санитарно-техническим оборудованием, офисной мебелью, внутренней связью, компьютерной и множительной техникой, фантомами, муляжами, тренажерами, медицинским оборудованием, канцелярскими принадлежностями. Работа УМК отражается на информационном стенде.

5. Взаимодействие УМК. УМК в своей работе взаимодействует с: администрацией больницы; Советом по сестринскому делу; организационно-методическим отделом больницы; учебно-методическим центром больницы; непосредственно с сестринским персоналом. Внешние связи устанавливаются с: медицинскими образовательными учреждениями; Областной ассоциацией медицинских сестер; Главной аттестационной комиссией Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области; средствами массовой информации.


Должностная инструкция медицинской сестры учебно-методического кабинета по работе с сестринским персоналом

Договор о сотрудничестве

*Статья приведена с сокращениями,без приложений, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал 

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.