text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Контрактная система для обеспечения государственных и муниципальных нужд: общие положения и планирование закупок

  • 29 июля 2013
  • 6060
Контрактная система для обеспечения государственных и муниципальных нужд: общие положения и планирование закупок

В апреле 2013 г. произошло то, чего так долго ждали все имеющие отношение к государственным и муниципальным закупкам. Был опубликован Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), который начнет действовать с 1 января 2014 г., то есть уже менее чем через год. Обращаем внимание на то, что в связи с отменой Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) прекратят свое действие и все подзаконные нормативные акты, которые принимались в его развитие. Таким образом, для полноценного начала действия Закона о контрактной системе необходимо подготовить и утвердить порядка 37 подзаконных актов до 1 января 2014 г. Всего же потребуется разработать более 60 документов. Этой статьей мы открываем серию публикаций о новом законодательстве в сфере закупок и о результатах проведенной реформы. В данном материале мы проанализируем предпосылки появления контрактной системы, подведем некоторые итоги действия Закона о размещении заказов, а также рассмотрим основные положения Закона о контрактной системе.

Главным нововведением Закона о размещении заказов, не имеющим прецедентов в зарубежном законодательстве, стал принцип тотального отказа от учета квалификации и репутации поставщиков в связи с переводом большей части закупок в форму открытых электронных аукционов.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Сильными сторонами Закона, по версии ФАС России (разработчика и инициатора этого документа), были анонимность участников размещения заказа, а также нивелирование барьеров, т. к. подача заявки в электронном виде и участие в самом торге благодаря Интернету доступны в любой точке страны. Заявка состоит в согласии выполнить условия заказчика (за редким исключением), и даже подписание контракта происходит в электронном виде.

Кроме того, среди сильных сторон называли минимальное влияние заказчика на процедуру, отсутствие у него возможности договориться с участниками размещения заказа; отсутствие возможности вступить в сговор у участников размещения заказа.

Практическое применение процедуры показало несостоятельность перечисленных преимуществ. Неизвестным образом участники размещения заказа научились получать с электронных торговых площадок информацию о конкурентах. При проведении отдельных аукционов были зафиксированы случаи сбоя. Заказчики наловчились готовить технические задания так, чтобы они отсекали всех неугодных участников. В торгах нередко побеждают фирмы, не имеющие кадровых, технических, интеллектуальных и иных возможностей для выполнения заказа.

Довольно часто такие компании демпингуют (предлагают товары или услуги по ценам сильно ниже рыночных), а потом у заказчика начинаются сложности при реализации контракта. Другими словами, мы получили механизм, при котором и заказчик, и участник размещения заказа имеют возможность манипулировать результатами закупки.

Авторы Закона о размещении заказов поставили во главу угла борьбу с коррупцией, но при этом забыли о самой сути государственных закупок: они должны обеспечивать выгодные условия для заказчика в ценовом и качественном выражении, а не бороться с коррупцией.

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что юридический профессионализм в государственном заказе развивался быстрее, чем экономический. Жесткая юридическая регламентация процедур закупки была проведена без учета экономических факторов и эффективности закупок.

Кроме того, Закон о размещении заказов регулирует только процедуру закупки, а ее эффективность необходимо определять не на момент заключения контракта, когда по результатам аукциона достигнута большая экономия, а тогда, когда этот контракт выполнен и качество его выполнения полностью удовлетворило заявленным требованиям заказчика.

Рассмотрим основные итоги регулирующего воздействия Закона о размещении заказов, используя выдержки из доклада Европейского банка реконструкции и развития (далее – ЕБРР). Мы считаем, что взгляд со стороны намного объективнее, чем оценка изнутри.

Доклад Европейского банка »

В целом в представленном ЕБРР докладе «Оценка состояния сектора государственных закупок, обзор законодательства и его применения на практике в регионе ЕБРР» (далее – Доклад) ситуация с качеством законодательства госзакупок в странах операций ЕБРР выглядит следующим образом. На 1-м месте Венгрия с 91 баллом из 100, у России лишь 10-е место с 75 баллами, на последнем (28-м) месте Туркменистан с 26 баллами.

В докладе сказано, что «законодательство России не требует внедрения соответствующих программ профессиональной подготовки для сотрудников сферы закупок, и фактически потребность в соответствующей подготовке остается неудовлетворительной». Действительно, изначально планировалось повышать профессиональные требования к должностным лицам, занимающимся закупками, но в итоге ситуация не изменилась.

Казалось бы, такое количество семинаров, тренингов, конференций и иных мероприятий не проводится ни по одной другой теме. Сегодня обучением правилам государственных и муниципальных закупок не занимается только ленивый! Однако большинство этих программ посвящено механизмам (технической части) закупок. Основополагающих программ обучения крайне мало, и, к сожалению, они наименее разрекламированы.

Три из четырех показателей эффективности закупок – экономия средств, эффективность государственных контрактов и пропорциональность, – по оценке ЕБРР, получили меньше 70%. По показателю «правоприменение» также была получена оценка ниже 70%. Это лишний раз доказывает неэффективность открытых аукционов в электронной форме, которые как раз и должны были обеспечить большую экономию бюджетных средств.

Россия получила хороший результат по критерию «прозрачность государственных закупок»: 76%. Этот показатель достигнут благодаря внедрению единого официального сайта, публикации на нем результатов большинства этапов закупки, появлению электронного аукциона, где часть действий автоматизирована и не зависит от заказчика. Но это только видимость прозрачности. Каждый специалист подтвердит это и с ходу предложит несколько способов обойти формальные препоны.

Согласно докладу результаты отечественных заказчиков в области повышения конкуренции и внедрения гарантий прозрачности лучше, чем в обеспечении точного планирования и управления государственными контрактами. Как раз эти слабые стороны и должен скорректировать Закон о контрактной системе, т. к. он регулирует стадию планирования и управления контрактами.

Сильными сторонами России названы формирование бюджета, определение критериев выбора победителя, а также применение требований к залогу для участия в конкурсе. Критерии выбора победителя торгов надлежащим образом детализированы и достаточно объективны.

Россия не получила положительной оценки по показателю «ясность и полнота». Это может быть связано с плохой подготовкой технических заданий, контрактов и иных требований к закупаемым товарам, работам и услугам.

Скорость применения средств правовой защиты наименьшая в Молдове (45%) и России (46%). В обеих странах сроки проведения судебных разбирательств в отдельных случаях могут растягиваться на месяцы и даже годы.

Стоимость проведения проверок высокая. Жалобы бесплатные, а государственная пошлина за рассмотрение судами приемлемая.

Авторы доклада делают вывод: причина низких оценок, полученных Россией, в том, что в сфере государственных закупок отсутствуют полностью независимые органы правовой защиты, укомплектованные профессионалами с соответствующей подготовкой и квалификацией. Отсутствие подготовки не позволяет выявлять специфику возникающих в сфере государственных закупок споров и разрешать их наиболее эффективным для всех заинтересованных сторон путем.

Из доклада ЕБРР следует, что Россия должна рассмотреть возможность структурной реорганизации своих систем в сфере государственных закупок, создав специализированный государственный орган в данной сфере, сняв функции по контролю в области государственных закупок с антимонопольной службы. Решает ли указанные проблемы новый Закон о контрактной системе, нам и предстоит выяснить.

Закон о контрактной системе »

Рассмотрим первую и вторую главы Закона (общие положения и планирование закупок) и сравним существующие положения законодательства о закупках (Закон о размещении заказов) с Законом о контрактной системе.

Главной отличительной особенностью Закона о контрактной системе является сфера его применения, которая охватывает следующие этапы закупки (ст. 1 Закона):

— планирование закупок товаров, работ, услуг;

— определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

— заключение гражданско-правового договора;

— исполнение контрактов; — мониторинг закупок товаров, работ, услуг;

— аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;

— контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В текущей и будущих публикациях мы рассмотрим все этапы закупки более подробно.

Отметим, что Закон о размещении заказов регулирует только «размещение заказа», т. е. непосредственно процедуру выбора подрядчика, или – по новой терминологии – определения поставщика.

Понятийный аппарат »

Закупщикам, привыкшим к устоявшейся терминологии Закона о размещении заказов, придется нелегко. Закон о контрактной системе почти полностью меняет терминологию и вводит новые понятия.

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система) – это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками, начиная с размещения извещения о закупке и завершая заключением контракта (в действующем законодательстве это называется «размещение заказа»).

Закупка товара, работы, услуги (далее – закупка) – это совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В отдельных случаях закупка начинается с заключения контракта. Но обычно закупка – это следующий этап после заключения контракта.

Мы знаем, что существующее законодательство неоднократно подвергали резкой критике за отсутствие положений, регулирующих процесс приемки исполненного по контрактам. В данном случае законодатель вводит такой этап и регламентирует его.

Этап закупки очень важен для определения эффективности всех действий закупающей стороны, т. к. можно произвести безукоризненно саму процедуру размещения заказа (определения поставщика), но в результате исполнения контракта получить продукцию (услугу) не в срок и ненадлежащего качества.

Участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В действующем Законе о размещении заказов данный субъект правоотношений именуется «участником размещения заказа» (п. 1 ст. 8). Определения «государственный заказчик» и «муниципальный заказчик» также не претерпели существенных изменений.

Заказчиками названы государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. В Законе о размещении заказов они названы «иными заказчиками».

Изменения коснулись содержания закупок бюджетных учреждений. В соответствии со ст. 4 Закона о размещении заказов бюджетные учреждения размещают заказы независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Согласно ст. 15 Закона о контрактной системе допускается следующее исключение.

При наличии Положения о закупках, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона и Положения закупки:

— за счет грантов, передаваемых безвозмездно, а также субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов разных уровней;

— в качестве исполнения по контракту в случае привлечения соисполнителей, необходимых для исполнения основного контракта;

— за счет внебюджетной деятельности.

Единая информационная система в сфере закупок – это совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Напомним, что в Законе о размещении заказов дается только термин «официальный сайт» (ст. 16). Единая информационная система – это существенная модернизация всего программного комплекса по закупкам, обширная автоматизация контрольных функций.

Единая информационная система содержит:

1) планы закупок;

2) планы-графики;

3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;

4) информацию об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (национальный режим);

5) информацию о закупках, об исполнении контрактов;

6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;

7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

9) реестр банковских гарантий;

10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

11) перечень международных финансовых организаций;

12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

13) отчеты заказчиков;

14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) нормативные правовые акты;

16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

17) иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено Законом о контрактной системе, Законом № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Выделенные пункты представляют собой нововведения по сравнению с информацией, которая содержится сегодня на официальном сайте закупок. В этой и последующих публикациях мы разберем каждый из этих пунктов отдельно.

Необходимо также отметить еще одну положительную сторону единой информационной системы. Она заключается в автоматизации контрольных функций (ч. 1 ст. 4).

Данное обстоятельство должно порадовать всех добросовестных заказчиков, т. к. весь предусмотренный функционал единой информационной системы позволит в автоматизированном формате контролировать возможные ошибки и предостерегать от них заказчиков. Хочется надеяться, что это благоприятно отразится и на прозрачности процедур, повышении эффективности закупок и предотвращении сговоров заказчиков с участниками закупок.

Итак, мы рассмотрели основные понятия контрактной системы. В отличие от Закона о размещении заказов в новом законе есть отдельная статья, в которой расшифровываются основные понятия. Это намного удобнее, ведь раньше необходимо было выискивать определения по всему Закону...

Продолжение читайте на сайте 05.08.2013

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.