Здравоохранение

Внедрение системы персонифицированного распределения лекарственных препаратов в медицинских организациях

  • 25 августа 2013
  • 4050

Подготовительные мероприятия

Уже первый опыт внедрения СЕД показал, что необходима длительная и кропотливая подготовительная работа с использованием логистических подходов к организации работы больничных аптек. Попытки ускорить процесс и использовать административное давление для решения проблемы заранее обречены на неудачу.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Подготовка к внедрению СЕД включает следующие мероприятия:

• создание комиссии по разработке и внедрению СЕД;

• разработка методики осуществления проекта;

• разработка пилотного проекта и этапности внедрения СЕД в структурных подразделениях стационара;

• проведение разъяснительной работы с персоналом.

На первом этапе принимается решение о создании в медицинской организации больничной аптеки или расширении штата уже имеющейся аптеки, желательно с переводом ее на круглосуточный режим работы.

В связи с тем что внедрение СЕД встречает весьма сильное сопротивление со стороны среднего медицинского персонала, целесообразно внедрять эту методику поэтапно.

Так, в Иркутской государственной областной клинической больнице (ИГОКБ) пилотное внедрение СЕД было начато с отделений, наиболее заинтересованных в круглосуточной работе аптеки: отделении анестезиологии и реанимации, отделении экстренной хирургии, центре гнойно-септической инфекции.

В течение 1 мес. отрабатывалась технология взаимодействия больничной аптеки и указанных отделений, собирались данные о времени назначения лекарственных препаратов лечащими врачами с учетом специфики работы отделения, проводился хронометраж работы провизоров аптеки с целью расчета необходимой штатной численности и новых условий работы.

Через месяц на работу в новых условиях дали согласие хирургические отделения стационара, а через 3 мес. – терапевтические отделения.

Таким образом, перевод стационара на работу в СЕД в целом занял 4 мес. Возражения против внедрения СЕД обычно заключаются в следующем:

• возможны ошибки при комплектовании заказов в аптеке;

• удлиняется время доставки лекарственных препаратов в отделения.

Американский опыт показал, что аптечные ошибки в основном связаны со случаями внутриаптечного изготовления лекарственных препаратов, которые возможно предотвратить при правильной организации внутреннего контроля.

Значительно чаще встречаются ошибки, связанные с неправильной записью назначений медицинскими сестрами или пропущенными назначениями. Основными причинами претензий медицинских сестер по поводу недостающих лекарственных препаратов являются неправильное использование единичных доз и недосмотр медицинского персонала.

Опасения по поводу удлинения времени доставки лекарственных препаратов в отделения в условиях автоматизированной передачи врачебных назначений в аптеку являются совершенно необоснованными, тем не менее в стационаре должен быть разработан четкий график работы с отделениями.

Например, в ИОКБ ежедневный график работы с отделениями выглядит следующим образом:

• с 8:00 до 9:30 обслуживаются 12 палат реанимации и интенсивной терапии;

• с 9:30 до 11:30 – отделения хирургического профиля;

• с 12:30 до 15:00 – терапевтические отделения.

Четкий график работы в системе «отделение – аптека – отделение» дисциплинирует не только фармацевтический и сестринский, но и врачебный персонал благодаря своевременному и аккуратному заполнению листов назначений. Внедрение персонифицированного внутрибольничного распределения лекарственных препаратов в медицинских организациях невозможно без коренной перестройки работы больничной аптеки, хорошо подобранных грамотных и нацеленных на эффективную работу провизоров…

В качестве методического сопровождения для аптеки на подготовительном этапе был разработан перечень организационных мероприятий, необходимых для перевода учреждения здравоохранения на систему персонифицированного внутрибольничного распределения лекарственных препаратов.

Основными мероприятиями, которые необходимо провести в больничной аптеке для успешной реализации перехода на новую систему работы, были определены:

• разработка должностной инструкции провизора по работе с отделениями;

• расчет штатной численности провизоров, осуществляющих работу с отделениями стационара, с учетом круглосуточных дежурств;

• заключение договора о бригадной материальной ответственности с фармацевтическим персоналом аптеки;

• составление графика работы провизоров в закрепленных отделениях;

• выделение помещения для работы провизоров с текущим запасом лекарственных препаратов;

• определение очередности перевода отделений на работу в системе персонифицированного внутрибольничного распределения лекарственных препаратов;

• разработка подпрограммы АСУ «Больничная аптека», позволяющей осуществлять персонифицированный учет потребления лекарственных препаратов стационарными больными;

• оценка результатов внедрения СЕД.

Реорганизация системы лекарственного обеспечения стационарных больных потребовала принципиального изменения функциональных обязанностей провизоров в соответствии с изменившейся ролью и задачами больничной аптеки в системе персонифицированного внутрибольничного распределения лекарственных препаратов и введения новой должности – провизор по лекарственному обеспечению отделений.

В свою очередь, введение новой должности потребовало разработки должностной инструкции и расчета штатной численности провизоров, обслуживающих отделения. Расчет штатной численности провизоров по лекарственному обеспечению отделений в связи с отсутствием нормативов был произведен аналитически-исследовательским методом, суть которого состоит в измерении затрат времени на все составляющие трудового процесса с применением хронометражных наблюдений и фотографии рабочего дня.

В результате проделанной работы был установлен норматив штатной численности в 200 обслуживаемых коек на 1 должность провизора.

Экономический и медико-социальный эффект внедрения системы

Оценка экономического и медико-социального эффекта внедрения системы персонифицированного внутрибольничного распределения лекарственных препаратов стала завершающим этапом внедрения новой системы и была проведена по следующим критериям:

• экономическая целесообразность – оценка необходимости внедрения новой системы, основанная на предварительных экономических расчетах;

• предотвращенный экономический ущерб – снижение (ликвидация) прямых и косвенных потерь, связанных с нерациональной организацией лекарственного обеспечения отделений стационара.

Прямые экономические потери возникают при прохождении лекарственных препаратов через промежуточное звено (старшая медицинская сестра отделения) и нерациональном использовании из-за несоответствия профилю отделения.

Косвенные потери обусловлены истечением срока годности у препаратов, накопленных в отделениях. Инструментом для выявления внутрибольничных потерь лекарственных препаратов явилась одномоментная внезапная инвентаризация запасов в семи отделениях стационара, участвовавших в пилотном проекте.

В таблице показано, что во всех отделениях стационара создаются запасы лекарственных препаратов сверх месячной потребности, объемы которых колеблются от 19,2 до 39,4% и в среднем составляют 27,4%.

Внедрение системы персонифицированного распределения лекарственных препаратов в медицинских организациях

Анализ структуры ассортимента лекарственных препаратов показал, что в среднем 26,4% лекарственных средств, имевшихся в отделениях, не соответствовали профилю отделения. Это обычная практика стационаров, когда лекарственное обеспечение возложено на старших медицинских сестер, которые выписывают «на всякий случай» все, что видят в аптеке, а специалисты аптеки, не вникая в специфику работы отделения, отпускают все, что затребовано1.

Таким образом, внедрение системы персонифицированного внутрибольничного распределения лекарственных препаратов явилось экономически целесообразным, а предотвращенный экономический ущерб составил около 30,0% от месячного объема ассигнований, поскольку все запасы из отделений после перевода на новую систему были изъяты по актам инвентаризации.

Изменение функций больничной аптеки и ее персонала в системе персонифицированного внутрибольничного распределения лекарственных препаратов обусловливает медико-социальный эффект, который заключается в повышении значимости роли провизора в организации фармакотерапии, обеспечении текущего контроля врачебных назначений, адресной информационной работе с врачами и пациентами по вопросам использования лекарственных препаратов и персонифицированном учете отпущенных из аптеки лекарственных средств в режиме oн-лайн.

Приложение. Должностная инструкция провизора по лекарственному обеспечению отделений

*Статья опубликована с сокращениями без приложений, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал  

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.