text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Опыт создания системы адаптации средних медицинских работников в санаторно-курортном учреждении

  • 21 сентября 2013
  • 5571
Опыт создания системы адаптации средних медицинских работников в санаторно-курортном учреждении

Федеральное государственное бюджетное учреждение санаторий «Горный воздух» давно и прочно занимает лидирующие позиции на рынке санаторно-курортных услуг. Высокий уровень квалификации медицинских работников способствует формированию позитивного имиджа этой организации на рынке труда. Основными поставщиками медицинских услуг в санатории является средний медицинский персонал.

Несмотря на относительную стабильность кадров, коллектив медработников ежегодно пополняется новичками, а значит, адаптация персонала становится важной задачей, решение которой обеспечивает конкурентоспособность организации.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Виды адаптации сотрудника

Адаптация специалиста, в т. ч. и работника со средним медицинским образованием, – это приспособление к условиям трудовой деятельности и социальной среде, изменение собственного поведения для наилучшего внедрения в сплоченный коллектив.

Управление адаптацией новых сотрудников позволяет своевременно планировать и корректировать профессиональный рост персонала.

Различают первичную адаптацию (для молодых специалистов, окончивших медицинский колледж и не имеющих трудового опыта) и вторичную адаптацию (для сотрудников, принятых на должность с опытом аналогичной работы, переведенных на новую должность внутри учреждения или не работавших в данной должности длительно).

По направленности также выделяют корпоративную, социально-психологическую, психофизиологическую и профессиональную адаптацию.

Корпоративная адаптация. Приступая к работе, сотруднику важно понимать не только специфику деятельности лечебного учреждения в условиях курорта, но и знать его историю, стратегические цели и задачи, особенности организационной структуры. В получении и усвоении этой информации и заключается корпоративная адаптация нового работника.

Социально-психологическая адаптация – это адаптация сотрудника к коллективу и принятым в нем нормам, к руководству.

Психофизиологическая адаптация – приспособление сотрудника к новым физическим и психологическим нагрузкам, особенностям условий труда, режиму работы и отдыха.

Профессиональная адаптация заключается в привыкании к новой социальной роли специалиста и наработке необходимых профессиональных навыков. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму обучения на рабочем месте.

Цели и задачи системы адаптации сотрудников санатория

В санатории «Горный воздух» создана система адаптации сотрудников как составляющая корпоративной культуры. С ее помощью решается несколько задач:

· вхождение нового сотрудника в должность в минимальные сроки;

· уменьшение количества возможных ошибок в процессе освоения сотрудником своих функциональных обязанностей;

· формирование у нового работника мотивации к качественному выполнению работы;

· сокращение уровня текучести кадров за счет снижения количества претендентов, не прошедших испытательный срок;

· повышение качества работы всех подразделений лечебного учреждения.

Приказом директора санатория главная медицинская сестра назначена ответственным лицом за разработку и внедрение системы адаптации средних медицинских работников. Эта система адаптации функционирует на основании:

· Положения об адаптации специалистов со средним медицинским образованием (приложение 1);

· Положения о Программе адаптации средних медицинских работников (приложение 2);

· Положения о наставничестве.

Основная цель всех адаптационных мероприятий – помочь сотруднику как можно быстрее начать работать на новом месте с максимальной отдачей.

В процессе адаптации сотрудник должен освоить следующие особенности будущей деятельности:

· свои непосредственные профессиональные обязанности и ответственность;

· используемые в санаторно-курортном учреждении методики, стандарты и технологии работы;

· стандарты ведения учетно-отчетной документации;

· возможности обучения и повышения квалификации;

· критерии оценки качества своей работы.

Вторичная адаптация работников…

Первичная адаптация работника

Процесс первичной адаптации молодого специалиста со средним медицинским образованием в санатории разделен на следующие этапы:

1. Предварительный этап – до начала работы нового сотрудника.

2. Вводный этап: первые 2 дня работы нового сотрудника.

3. Этап знакомства: первая неделя работы: введение в медицинскую санаторно-курортную организацию; введение в отделение.

4. Вхождение в должность: стажировка на рабочем месте; самостоятельная работа.

5. Завершение адаптации: оценка: за неделю до конца испытательного срока; принятие решения: за три дня до конца испытательного срока.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Когда выполнен Алгоритм найма сотрудника (приложение 3), наступает этап предварительного собеседования. В собеседовании при приеме на работу участвуют главная медицинская сестра санатория и специалист отдела кадров. Вопросы, задаваемые соискателю, касаются его послужного списка, предыдущих мест работы, причин увольнения и т. д. В первую очередь оценивается опыт работы кандидата. Чем выше уровень профессиональной подготовки и опыт аналогичной работы, тем легче и быстрее проходит процесс адаптации.

Для определения уровня подготовленности новичка ему предлагают заполнить Лист определения умения и навыков (приложение 4). От информации в нем будет зависеть индивидуальный набор адаптационных мероприятий нового сотрудника. После собеседования специалист отдела кадров оформляет новичку направление на медицинский осмотр, получает от него контактную информацию: адрес, телефон и др. За день до выхода на работу нового сотрудника специалист отдела кадров подготавливает для него пропуск и бейдж.

ВВОДНЫЙ ЭТАП

После того как все моменты и дата выхода на работу нового сотрудника согласованы, проводится заседание Совета медицинских сестер. Члены его учебно-воспитательного сектора входят в круг лиц, ответственных за содействие в адаптации новых сотрудников. Они выносят на обсуждение кандидатуру куратора из числа медицинских сестер того отделения, где будет проходить адаптацию новый сотрудник.

Куратор будет «опекать» новичка в первые два дня работы и выполнять следующие обязанности:

· встретить нового сотрудника у входа в учреждение;

· провести экскурсию по санаторию;

· ознакомить с расположением мест общего пользования (туалетов, бытовой комнаты персонала и т. д.);

· пойти вместе на обед в рабочую столовую.

Главная медицинская сестра санатория составляет план первых двух дней работы нового сотрудника с учетом традиций санаторно-курортного учреждения; старшая медицинская сестра отделения готовит рабочее место, канцелярские принадлежности, медицинскую форму одежды и т. д.

Информация о размерах одежды сотрудника включена в анкету, которую он заполняет на этапе предварительного собеседования. После оформления всех необходимых при приеме на работу документов специалист отдела кадров знакомит нового сотрудника с основными требованиями к работе в медицинской организации и с программой адаптации. Затем работнику под роспись разъясняют общие правила безопасности (пожарной, экологической и др.), изложенные как в Правилах внутреннего трудового распорядка, так и в других локальных нормативных актах.

ЭТАП ЗНАКОМСТВА

Ознакомительная экскурсия по территории и по корпусам санатория проводится куратором в свободной форме. На этапе введения в отделение важно не только представить новому сотруднику его будущих коллег, но и рассказать о новом человеке в коллективе.

Знакомство работника с коллегами обычно проходит по приведенному ниже плану:

1. Знакомство с непосредственными руководителями: заведующим и старшей медицинской сестрой отделения.

2. Знакомство с коллегами внутри отделения.

3. Знакомство с коллегами смежных подразделений, с которыми новичок будет непосредственно взаимодействовать (проходит в течение первого месяца адаптации).

4. Знакомство всего трудового коллектива с новыми сотрудниками всех подразделений организации (проходит 1 раз в квартал на общем собрании).

Представление новичка проходит в свободной форме: называются фамилия, имя, отчество, должность, опыт работы. Информацию о семейном положении, увлечениях новый сотрудник представляет по желанию сам. После знакомства новичка с сотрудниками отделения старшая медицинская сестра вручает ему так называемый «Справочник новичка», который изготавливается на принтере и имеет формат А6 (105 × 148 мм), т. е. «карманный».

На его титульном листе публикуется обращение главного врача санатория к новому коллеге (приложение 5).

Справочник содержит следующую информацию:

· карту-схему расположения корпусов и территории учреждения;

· описание организационной структуры (с указаниями имен);

· сведения о корпоративной символике;

· телефонный справочник;

· дополнительные данные об организации работы: время и продолжительность обеда;

· требования к внешнему виду;

· описание пропускной системы входа и выхода и т. д.

Кроме того, старшая медицинская сестра отделения вручает сотруднику знак приветствия от коллег: открытку – поздравление с выходом на новую работу. Старшая медицинская сестра отделения детально обсуждает со средним медработником должностную инструкцию и специфику предстоящей работы, процесс получения навыков, необходимых для данной должности, процедуру информирования о вынужденном отсутствии на работе и действия в случае непредвиденных ситуаций, а также впечатления от первого рабочего дня в отделении.

Последнее позволяет получить обратную связь:

· дает возможность сотруднику задать вопросы, прояснить то, что осталось неясным;

· подчеркивает заинтересованность санаторно-курортной организации в новом работнике, готовность оказать ему помощь;

· помогает скорректировать взаимные ожидания, закрепить положительные установки на работу.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ РАБОТЫ

Обычно работа нового сотрудника в отделении начинается с оценки уровня его профессиональной компетенции, которая необходима для разработки программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку (тематические курсы повышения квалификации – «Сестринское дело в курортологии»), но и опыт работы в санаторно-курортных организациях, период его адаптации может быть сокращен до двух месяцев.

В течение первой недели старшая медицинская сестра отделения ежедневно видится с работником, узнает о его успехах и помогает устранить возникшие проблемы. Это позволяет как можно раньше (идеально – в течение месяца) полностью составить представление о новом сотруднике: о слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.

За новичком закрепляется наставник, который вводит его в курс дела по рабочим, организационным и корпоративным вопросам. Наставник определяет цели и задачи работы нового работника, выполнение которых оценивается в конце испытательного срока, информирует о критериях оценки результатов, сообщает о формах и периодичности отчетности, о внутренних взаимосвязях в отделении.

После ознакомительной беседы с подопечным наставник вносит коррективы в план работы и заполняет Карту контроля введения в должность нового работника (приложение 6): проставляет сроки, ставит отметки о выполнении каждого мероприятия. Заполненная карта передается руководителю подразделения – заведующему отделением. Копии документов передаются в кадровую службу.

После окончания первой недели работы нового работника старшая медицинская сестра отделения обсуждает с новым сотрудником направления и основные задачи его профессиональной деятельности.

Главная медицинская сестра по итогам первой недели работы планирует вид необходимого обучения для работника (внеплановое или плановое, обучение на рабочем месте, самостоятельное обучение, лекция и т. д.).

*Статья приведена с сокращениями,без приложений, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал 

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.