text
Портал для медицинских работников

Опыт создания системы адаптации средних медицинских работников в санаторно-курортном учреждении

  • 21 сентября 2013
  • 5567
Опыт создания системы адаптации средних медицинских работников в санаторно-курортном учреждении

Федеральное государственное бюджетное учреждение санаторий «Горный воздух» давно и прочно занимает лидирующие позиции на рынке санаторно-курортных услуг. Высокий уровень квалификации медицинских работников способствует формированию позитивного имиджа этой организации на рынке труда. Основными поставщиками медицинских услуг в санатории является средний медицинский персонал.

Несмотря на относительную стабильность кадров, коллектив медработников ежегодно пополняется новичками, а значит, адаптация персонала становится важной задачей, решение которой обеспечивает конкурентоспособность организации.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Виды адаптации сотрудника

Адаптация специалиста, в т. ч. и работника со средним медицинским образованием, – это приспособление к условиям трудовой деятельности и социальной среде, изменение собственного поведения для наилучшего внедрения в сплоченный коллектив.

Управление адаптацией новых сотрудников позволяет своевременно планировать и корректировать профессиональный рост персонала.

Различают первичную адаптацию (для молодых специалистов, окончивших медицинский колледж и не имеющих трудового опыта) и вторичную адаптацию (для сотрудников, принятых на должность с опытом аналогичной работы, переведенных на новую должность внутри учреждения или не работавших в данной должности длительно).

По направленности также выделяют корпоративную, социально-психологическую, психофизиологическую и профессиональную адаптацию.

Корпоративная адаптация. Приступая к работе, сотруднику важно понимать не только специфику деятельности лечебного учреждения в условиях курорта, но и знать его историю, стратегические цели и задачи, особенности организационной структуры. В получении и усвоении этой информации и заключается корпоративная адаптация нового работника.

Социально-психологическая адаптация – это адаптация сотрудника к коллективу и принятым в нем нормам, к руководству.

Психофизиологическая адаптация – приспособление сотрудника к новым физическим и психологическим нагрузкам, особенностям условий труда, режиму работы и отдыха.

Профессиональная адаптация заключается в привыкании к новой социальной роли специалиста и наработке необходимых профессиональных навыков. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму обучения на рабочем месте.

Цели и задачи системы адаптации сотрудников санатория

В санатории «Горный воздух» создана система адаптации сотрудников как составляющая корпоративной культуры. С ее помощью решается несколько задач:

· вхождение нового сотрудника в должность в минимальные сроки;

· уменьшение количества возможных ошибок в процессе освоения сотрудником своих функциональных обязанностей;

· формирование у нового работника мотивации к качественному выполнению работы;

· сокращение уровня текучести кадров за счет снижения количества претендентов, не прошедших испытательный срок;

· повышение качества работы всех подразделений лечебного учреждения.

Приказом директора санатория главная медицинская сестра назначена ответственным лицом за разработку и внедрение системы адаптации средних медицинских работников. Эта система адаптации функционирует на основании:

· Положения об адаптации специалистов со средним медицинским образованием (приложение 1);

· Положения о Программе адаптации средних медицинских работников (приложение 2);

· Положения о наставничестве.

Основная цель всех адаптационных мероприятий – помочь сотруднику как можно быстрее начать работать на новом месте с максимальной отдачей.

В процессе адаптации сотрудник должен освоить следующие особенности будущей деятельности:

· свои непосредственные профессиональные обязанности и ответственность;

· используемые в санаторно-курортном учреждении методики, стандарты и технологии работы;

· стандарты ведения учетно-отчетной документации;

· возможности обучения и повышения квалификации;

· критерии оценки качества своей работы.

Вторичная адаптация работников…

Первичная адаптация работника

Процесс первичной адаптации молодого специалиста со средним медицинским образованием в санатории разделен на следующие этапы:

1. Предварительный этап – до начала работы нового сотрудника.

2. Вводный этап: первые 2 дня работы нового сотрудника.

3. Этап знакомства: первая неделя работы: введение в медицинскую санаторно-курортную организацию; введение в отделение.

4. Вхождение в должность: стажировка на рабочем месте; самостоятельная работа.

5. Завершение адаптации: оценка: за неделю до конца испытательного срока; принятие решения: за три дня до конца испытательного срока.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Когда выполнен Алгоритм найма сотрудника (приложение 3), наступает этап предварительного собеседования. В собеседовании при приеме на работу участвуют главная медицинская сестра санатория и специалист отдела кадров. Вопросы, задаваемые соискателю, касаются его послужного списка, предыдущих мест работы, причин увольнения и т. д. В первую очередь оценивается опыт работы кандидата. Чем выше уровень профессиональной подготовки и опыт аналогичной работы, тем легче и быстрее проходит процесс адаптации.

Для определения уровня подготовленности новичка ему предлагают заполнить Лист определения умения и навыков (приложение 4). От информации в нем будет зависеть индивидуальный набор адаптационных мероприятий нового сотрудника. После собеседования специалист отдела кадров оформляет новичку направление на медицинский осмотр, получает от него контактную информацию: адрес, телефон и др. За день до выхода на работу нового сотрудника специалист отдела кадров подготавливает для него пропуск и бейдж.

ВВОДНЫЙ ЭТАП

После того как все моменты и дата выхода на работу нового сотрудника согласованы, проводится заседание Совета медицинских сестер. Члены его учебно-воспитательного сектора входят в круг лиц, ответственных за содействие в адаптации новых сотрудников. Они выносят на обсуждение кандидатуру куратора из числа медицинских сестер того отделения, где будет проходить адаптацию новый сотрудник.

Куратор будет «опекать» новичка в первые два дня работы и выполнять следующие обязанности:

· встретить нового сотрудника у входа в учреждение;

· провести экскурсию по санаторию;

· ознакомить с расположением мест общего пользования (туалетов, бытовой комнаты персонала и т. д.);

· пойти вместе на обед в рабочую столовую.

Главная медицинская сестра санатория составляет план первых двух дней работы нового сотрудника с учетом традиций санаторно-курортного учреждения; старшая медицинская сестра отделения готовит рабочее место, канцелярские принадлежности, медицинскую форму одежды и т. д.

Информация о размерах одежды сотрудника включена в анкету, которую он заполняет на этапе предварительного собеседования. После оформления всех необходимых при приеме на работу документов специалист отдела кадров знакомит нового сотрудника с основными требованиями к работе в медицинской организации и с программой адаптации. Затем работнику под роспись разъясняют общие правила безопасности (пожарной, экологической и др.), изложенные как в Правилах внутреннего трудового распорядка, так и в других локальных нормативных актах.

ЭТАП ЗНАКОМСТВА

Ознакомительная экскурсия по территории и по корпусам санатория проводится куратором в свободной форме. На этапе введения в отделение важно не только представить новому сотруднику его будущих коллег, но и рассказать о новом человеке в коллективе.

Знакомство работника с коллегами обычно проходит по приведенному ниже плану:

1. Знакомство с непосредственными руководителями: заведующим и старшей медицинской сестрой отделения.

2. Знакомство с коллегами внутри отделения.

3. Знакомство с коллегами смежных подразделений, с которыми новичок будет непосредственно взаимодействовать (проходит в течение первого месяца адаптации).

4. Знакомство всего трудового коллектива с новыми сотрудниками всех подразделений организации (проходит 1 раз в квартал на общем собрании).

Представление новичка проходит в свободной форме: называются фамилия, имя, отчество, должность, опыт работы. Информацию о семейном положении, увлечениях новый сотрудник представляет по желанию сам. После знакомства новичка с сотрудниками отделения старшая медицинская сестра вручает ему так называемый «Справочник новичка», который изготавливается на принтере и имеет формат А6 (105 × 148 мм), т. е. «карманный».

На его титульном листе публикуется обращение главного врача санатория к новому коллеге (приложение 5).

Справочник содержит следующую информацию:

· карту-схему расположения корпусов и территории учреждения;

· описание организационной структуры (с указаниями имен);

· сведения о корпоративной символике;

· телефонный справочник;

· дополнительные данные об организации работы: время и продолжительность обеда;

· требования к внешнему виду;

· описание пропускной системы входа и выхода и т. д.

Кроме того, старшая медицинская сестра отделения вручает сотруднику знак приветствия от коллег: открытку – поздравление с выходом на новую работу. Старшая медицинская сестра отделения детально обсуждает со средним медработником должностную инструкцию и специфику предстоящей работы, процесс получения навыков, необходимых для данной должности, процедуру информирования о вынужденном отсутствии на работе и действия в случае непредвиденных ситуаций, а также впечатления от первого рабочего дня в отделении.

Последнее позволяет получить обратную связь:

· дает возможность сотруднику задать вопросы, прояснить то, что осталось неясным;

· подчеркивает заинтересованность санаторно-курортной организации в новом работнике, готовность оказать ему помощь;

· помогает скорректировать взаимные ожидания, закрепить положительные установки на работу.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ РАБОТЫ

Обычно работа нового сотрудника в отделении начинается с оценки уровня его профессиональной компетенции, которая необходима для разработки программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку (тематические курсы повышения квалификации – «Сестринское дело в курортологии»), но и опыт работы в санаторно-курортных организациях, период его адаптации может быть сокращен до двух месяцев.

В течение первой недели старшая медицинская сестра отделения ежедневно видится с работником, узнает о его успехах и помогает устранить возникшие проблемы. Это позволяет как можно раньше (идеально – в течение месяца) полностью составить представление о новом сотруднике: о слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.

За новичком закрепляется наставник, который вводит его в курс дела по рабочим, организационным и корпоративным вопросам. Наставник определяет цели и задачи работы нового работника, выполнение которых оценивается в конце испытательного срока, информирует о критериях оценки результатов, сообщает о формах и периодичности отчетности, о внутренних взаимосвязях в отделении.

После ознакомительной беседы с подопечным наставник вносит коррективы в план работы и заполняет Карту контроля введения в должность нового работника (приложение 6): проставляет сроки, ставит отметки о выполнении каждого мероприятия. Заполненная карта передается руководителю подразделения – заведующему отделением. Копии документов передаются в кадровую службу.

После окончания первой недели работы нового работника старшая медицинская сестра отделения обсуждает с новым сотрудником направления и основные задачи его профессиональной деятельности.

Главная медицинская сестра по итогам первой недели работы планирует вид необходимого обучения для работника (внеплановое или плановое, обучение на рабочем месте, самостоятельное обучение, лекция и т. д.).

*Статья приведена с сокращениями,без приложений, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал 

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.