Здравоохранение

Особенности организации и финансового обеспечения службы скорой медицинской помощи

  • 12 ноября 2013
  • 2007

…Система тарифов для оплаты вызовов скорой медицинской помощи

Комиссией по разработке территориальной программы ОМС Пермского края определен способ оплаты СМП в системе ОМС на территории Пермского края – за вызов СМП, по тарифам, установленным тарифным соглашением. Важно отметить, что в большинстве субъектов РФ в настоящее время оплата СМП осуществляется по подушевому принципу.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Принимая во внимание специфические особенности организации оказания СМП в различных муниципальных образованиях Пермского края и необходимость дифференцировать тарифы для оплаты медицинской помощи по законченному случаю, были выделены группы медицинских организаций, осуществляющих оказание СМП в регионе (табл. 1). При этом основными факторами, определяющими финансовые затраты на один вызов, позволяющими отнести медицинскую организацию к той или иной группе и соответственно дифференцировать тарифы на оплату медицинской помощи, являлись:

  • административный тип территории: город, сельская местность;
  • наличие собственного административно-управленческого персонала и вспомогательных подразделений;
  • уровни обращаемости населения и нагрузки на выездные бригады;
  • радиус обслуживания подстанции (отделения);
  • удаленность от медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь второго – третьего уровней.

Особенности организации и финансового обеспечения службы скорой медицинской помощи

Поскольку при оказании СМП зачастую невозможно осуществить сбор информации и проверку факта страхования пациента по программе ОМС, а обязанность пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи, предъявить полис законом не предусмотрена, с целью обеспечения финансовой устойчивости медицинских организаций на переходном этапе и оплаты случаев по «бюджетным» нозологиям (психические заболевания, ВИЧ-инфекция, туберкулез и др.) распределение средств на оплату медицинской помощи осуществляется в соотношении: 60% – из системы ОМС при условии идентификации пациента, 40% – из бюджета Пермского края.

Принимая во внимание высокий удельный вес случаев, когда пациент был успешно идентифицирован в базе данных застрахованных лиц (особенно в сельской местности), предполагается увеличение доли средств ОМС до 80%.

Учитывая специфику выбранного способа оплаты вызовов СМП, представляется интересным оценить объем финансового обеспечения Станции СМП г. Перми в первом полугодии текущего года в сравнении с нормативом затрат, предусмотренным федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (табл. 2).

Особенности организации и финансового обеспечения службы скорой медицинской помощи

Таким образом, за счет перевыполнения плана по объему оказания СМП, дополнительной оплаты за оказание неотложной медицинской помощи (далее – НМП) и оплаты вызовов к неидентифицированным пациентам из краевого бюджета фактические доходы от оказания СМП населению г. Перми в первом полугодии 2013 г. составили более 423 млн руб., что на 29% превышает плановые показатели и на 83% – федеральные нормативы затрат.

Информатизация процесса организации оказания скорой медицинской помощи

Первостепенной задачей службы СМП является оказание экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим в минимально короткие сроки в максимально полном объеме как на месте, так и при транспортировке в лечебно-профилактическое учреждение. Выполнение этой задачи зависит как от достаточного материально-технического и информационного обеспечения службы, так и от адекватности механизмов управления этими силами и средствами.

На Станции СМП г. Перми проводится значительная работа по внедрению в работу выездных бригад и оперативно-диспетчерской службы современных медицинских систем, их интеграции с региональным сегментом, адаптации для целей поддержки принятия управленческих решений, планированию финансово-хозяйственной деятельности учреждения, совершенствованию оперативного управления выездными бригадами. Внедрение современной системы управления также связано с необходимостью информационного обеспечения контроля качества медицинской помощи.

Вследствие того что существующий программный комплекс автоматизации диспетчерской службы (далее – АДИС) не имеет функциональной возможности идентификации пациента, диагноза и медицинского работника, был реализован комплекс мер, направленных на техническую интеграцию АДИС с региональной информационно-аналитической медицинской системой, позволяющей в полной мере обеспечить информационные потребности участников системы ОМС.

Безусловно, для населения мегаполиса характерны свои особенности, а именно интенсивная миграция, в частности лиц из стран ближнего зарубежья и Азии, более высокий уровень травматизма (дорожного, производственного, уличного), высокая численность асоциального контингента и др. Указанные факторы, в свою очередь, определяют более низкий удельный вес пациентов, имеющих медицинский полис; в г. Перми этот показатель составляет не более 75%.

Для выполнения задачи по идентификации пациентов на уровне не менее 80%, в учреждении реализуется комплекс мер организационнотехнического характера, в т. ч. распределение функциональных обязанностей медицинских работников, сотрудников организационно-методического и планово-экономического подразделений; внедрение в работу выездных бригад мобильных устройств, позволяющих оперативно осуществлять поиск пациента в базе данных застрахованных лиц, и др.

В то же время требуется дальнейшее развитие информационного сектора в практике организации СМП: применение регламента электронного учета вызовов, формирование единого информационного пространства медицинских организаций региона на различных этапах оказания медицинской помощи, разработка стандартов отчетности.

Взаимодействие службы скорой медицинской помощи с амбулаторно-поликлиническими учреждениями

Служба СМП является важнейшим элементом в системе первичного звена здравоохранения и предоставляет гарантированно бесплатную круглосуточную медицинскую помощь. От уровня организации ее взаимодействия с амбулаторно-поликлиническими учреждениями зависит социально-экономическая эффективность функционирования системы здравоохранения в целом на любой территории. В то же время в России по-прежнему сохраняется высокий уровень числа вызовов по поводу неотложных состояний, составляя в различных регионах от 10 до 25%1. В возрастной структуре таких вызовов удельный вес пациентов нетрудоспособного возраста сохраняется высоким – 64%.

С другой стороны, высокая нагрузка на службу СМП обусловлена ненадлежащим уровнем организации работы поликлиник: низкие объемы медицинской помощи на дому, некачественное проведение диспансеризации, низкая укомплектованность врачами-специалистами, сдерживание уровня госпитализации в условиях фондодержания, смещение акцентов в сторону платных услуг, формальный подход к организации стационаров на дому и т. д.

С учетом высокой обращаемости населения г. Перми по поводу состояний и заболеваний, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме, а также фактического перевыполнения плановых объемов СМП в последние годы, НМП выделена в самостоятельный вид медицинской помощи, установлен отдельный тариф на ее оплату. При этом возможность оказания НМП предоставлена как станциям и отделениям СМП, так и амбулаторно-поликлиническим учреждениям.

Для станций и отделений СМП плановые объемы по НМП определены сверх установленных в соответствии с муниципальным заказом объемов СМП. Упомянутым приказом министерства здравоохранения Пермского края определены перечень поводов для вызова бригады НМП, а также порядок обслуживания таких вызовов. Актуальность проведенных мероприятий нашла подтверждение в приказе Минздрава России от 16.08.2013 № 388 «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»…

Обеспечение доступности и качества медицинской помощи

Другой важной проблемой организации СМП в новых условиях является обеспечение качества медицинской помощи.

Одними из критериев доступности и качества медицинской помощи являются количество вызовов СМП в расчете на одного жителя и число лиц, которым оказана СМП. Известно, что во многих субъектах РФ количество вызовов на одного жителя превышает нормативное значение 0,318 и приходится проводить работу по уменьшению этого показателя, что одновременно может привести к некоторому снижению доступности СМП. Поэтому необходимо еще раз оценить целесообразность использования данного критерия.

Решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС Пермского края были определены перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) и размеры финансовых санкций по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС.

Необходимо обратить внимание на критерии доступности СМП, оплачиваемой за счет средств ОМС, в различных регионах. Так, в Пермском крае норматив времени ожидания вызова в диспетчерской зависит от срочности и составляет от 5 до 20 мин. Норматив времени доезда бригады СМП – 20 мин. Важно, что превышение времени доезда считается обоснованным при расстоянии до места вызова более 40 км и в случае отсутствия возможности перераспределения вызова. Применение финансовых санкций осуществляется в случае превышения любого из установленных нормативов более чем на 50%.

Указанным перечнем выделены такие основания для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), как повторное обоснованное обращение застрахованного лица за оказанием СМП по поводу того же заболевания в течение 24 ч и наличие расхождений диагнозов основного заболевания – выставленного врачом бригады СМП и клинического диагноза, установленного в приемном отделении…

В заключение следует отметить, что переход службы СМП на преимущественно одноканальное финансирование в системе ОМС является очередным этапом развития системы здравоохранения России, направленного на повышение качества оказания медицинской помощи и эффективности функционирования бюджетных учреждений здравоохранения.

Служба СМП имеет специфические особенности организации, в т. ч. выраженную социальную значимость, высокую стоимость медицинской помощи, высокий риск врачебной ошибки и др. Поэтому в условиях недостаточной проработки организационных вопросов на федеральном уровне регионы должны принять значительные меры по обеспечению населения услугами скорой и неотложной медицинской помощи надлежащего качества, обеспечить финансовую устойчивость медицинских организаций и выработать понятную систему контроля качества медицинской помощи. 

*Статья опубликована с сокращениями без приложений, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал  

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Заместитель главного врача»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.