Особенности организации и финансового обеспечения службы скорой медицинской помощи

2006
Особенности организации и финансового обеспечения службы скорой медицинской помощи

…Система тарифов для оплаты вызовов скорой медицинской помощи

Комиссией по разработке территориальной программы ОМС Пермского края определен способ оплаты СМП в системе ОМС на территории Пермского края – за вызов СМП, по тарифам, установленным тарифным соглашением. Важно отметить, что в большинстве субъектов РФ в настоящее время оплата СМП осуществляется по подушевому принципу.

Принимая во внимание специфические особенности организации оказания СМП в различных муниципальных образованиях Пермского края и необходимость дифференцировать тарифы для оплаты медицинской помощи по законченному случаю, были выделены группы медицинских организаций, осуществляющих оказание СМП в регионе (табл. 1). При этом основными факторами, определяющими финансовые затраты на один вызов, позволяющими отнести медицинскую организацию к той или иной группе и соответственно дифференцировать тарифы на оплату медицинской помощи, являлись:

  • административный тип территории: город, сельская местность;
  • наличие собственного административно-управленческого персонала и вспомогательных подразделений;
  • уровни обращаемости населения и нагрузки на выездные бригады;
  • радиус обслуживания подстанции (отделения);
  • удаленность от медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь второго – третьего уровней.

Особенности организации и финансового обеспечения службы скорой медицинской помощи

Поскольку при оказании СМП зачастую невозможно осуществить сбор информации и проверку факта страхования пациента по программе ОМС, а обязанность пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи, предъявить полис законом не предусмотрена, с целью обеспечения финансовой устойчивости медицинских организаций на переходном этапе и оплаты случаев по «бюджетным» нозологиям (психические заболевания, ВИЧ-инфекция, туберкулез и др.) распределение средств на оплату медицинской помощи осуществляется в соотношении: 60% – из системы ОМС при условии идентификации пациента, 40% – из бюджета Пермского края.

Принимая во внимание высокий удельный вес случаев, когда пациент был успешно идентифицирован в базе данных застрахованных лиц (особенно в сельской местности), предполагается увеличение доли средств ОМС до 80%.

Учитывая специфику выбранного способа оплаты вызовов СМП, представляется интересным оценить объем финансового обеспечения Станции СМП г. Перми в первом полугодии текущего года в сравнении с нормативом затрат, предусмотренным федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (табл. 2).

Особенности организации и финансового обеспечения службы скорой медицинской помощи

Таким образом, за счет перевыполнения плана по объему оказания СМП, дополнительной оплаты за оказание неотложной медицинской помощи (далее – НМП) и оплаты вызовов к неидентифицированным пациентам из краевого бюджета фактические доходы от оказания СМП населению г. Перми в первом полугодии 2013 г. составили более 423 млн руб., что на 29% превышает плановые показатели и на 83% – федеральные нормативы затрат.

Информатизация процесса организации оказания скорой медицинской помощи

Первостепенной задачей службы СМП является оказание экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим в минимально короткие сроки в максимально полном объеме как на месте, так и при транспортировке в лечебно-профилактическое учреждение. Выполнение этой задачи зависит как от достаточного материально-технического и информационного обеспечения службы, так и от адекватности механизмов управления этими силами и средствами.

На Станции СМП г. Перми проводится значительная работа по внедрению в работу выездных бригад и оперативно-диспетчерской службы современных медицинских систем, их интеграции с региональным сегментом, адаптации для целей поддержки принятия управленческих решений, планированию финансово-хозяйственной деятельности учреждения, совершенствованию оперативного управления выездными бригадами. Внедрение современной системы управления также связано с необходимостью информационного обеспечения контроля качества медицинской помощи.

Вследствие того что существующий программный комплекс автоматизации диспетчерской службы (далее – АДИС) не имеет функциональной возможности идентификации пациента, диагноза и медицинского работника, был реализован комплекс мер, направленных на техническую интеграцию АДИС с региональной информационно-аналитической медицинской системой, позволяющей в полной мере обеспечить информационные потребности участников системы ОМС.

Безусловно, для населения мегаполиса характерны свои особенности, а именно интенсивная миграция, в частности лиц из стран ближнего зарубежья и Азии, более высокий уровень травматизма (дорожного, производственного, уличного), высокая численность асоциального контингента и др. Указанные факторы, в свою очередь, определяют более низкий удельный вес пациентов, имеющих медицинский полис; в г. Перми этот показатель составляет не более 75%.

Для выполнения задачи по идентификации пациентов на уровне не менее 80%, в учреждении реализуется комплекс мер организационнотехнического характера, в т. ч. распределение функциональных обязанностей медицинских работников, сотрудников организационно-методического и планово-экономического подразделений; внедрение в работу выездных бригад мобильных устройств, позволяющих оперативно осуществлять поиск пациента в базе данных застрахованных лиц, и др.

В то же время требуется дальнейшее развитие информационного сектора в практике организации СМП: применение регламента электронного учета вызовов, формирование единого информационного пространства медицинских организаций региона на различных этапах оказания медицинской помощи, разработка стандартов отчетности.

Взаимодействие службы скорой медицинской помощи с амбулаторно-поликлиническими учреждениями

Служба СМП является важнейшим элементом в системе первичного звена здравоохранения и предоставляет гарантированно бесплатную круглосуточную медицинскую помощь. От уровня организации ее взаимодействия с амбулаторно-поликлиническими учреждениями зависит социально-экономическая эффективность функционирования системы здравоохранения в целом на любой территории. В то же время в России по-прежнему сохраняется высокий уровень числа вызовов по поводу неотложных состояний, составляя в различных регионах от 10 до 25%1. В возрастной структуре таких вызовов удельный вес пациентов нетрудоспособного возраста сохраняется высоким – 64%.

С другой стороны, высокая нагрузка на службу СМП обусловлена ненадлежащим уровнем организации работы поликлиник: низкие объемы медицинской помощи на дому, некачественное проведение диспансеризации, низкая укомплектованность врачами-специалистами, сдерживание уровня госпитализации в условиях фондодержания, смещение акцентов в сторону платных услуг, формальный подход к организации стационаров на дому и т. д.

С учетом высокой обращаемости населения г. Перми по поводу состояний и заболеваний, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме, а также фактического перевыполнения плановых объемов СМП в последние годы, НМП выделена в самостоятельный вид медицинской помощи, установлен отдельный тариф на ее оплату. При этом возможность оказания НМП предоставлена как станциям и отделениям СМП, так и амбулаторно-поликлиническим учреждениям.

Для станций и отделений СМП плановые объемы по НМП определены сверх установленных в соответствии с муниципальным заказом объемов СМП. Упомянутым приказом министерства здравоохранения Пермского края определены перечень поводов для вызова бригады НМП, а также порядок обслуживания таких вызовов. Актуальность проведенных мероприятий нашла подтверждение в приказе Минздрава России от 16.08.2013 № 388 «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»…

Обеспечение доступности и качества медицинской помощи

Другой важной проблемой организации СМП в новых условиях является обеспечение качества медицинской помощи.

Одними из критериев доступности и качества медицинской помощи являются количество вызовов СМП в расчете на одного жителя и число лиц, которым оказана СМП. Известно, что во многих субъектах РФ количество вызовов на одного жителя превышает нормативное значение 0,318 и приходится проводить работу по уменьшению этого показателя, что одновременно может привести к некоторому снижению доступности СМП. Поэтому необходимо еще раз оценить целесообразность использования данного критерия.

Решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС Пермского края были определены перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) и размеры финансовых санкций по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС.

Необходимо обратить внимание на критерии доступности СМП, оплачиваемой за счет средств ОМС, в различных регионах. Так, в Пермском крае норматив времени ожидания вызова в диспетчерской зависит от срочности и составляет от 5 до 20 мин. Норматив времени доезда бригады СМП – 20 мин. Важно, что превышение времени доезда считается обоснованным при расстоянии до места вызова более 40 км и в случае отсутствия возможности перераспределения вызова. Применение финансовых санкций осуществляется в случае превышения любого из установленных нормативов более чем на 50%.

Указанным перечнем выделены такие основания для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), как повторное обоснованное обращение застрахованного лица за оказанием СМП по поводу того же заболевания в течение 24 ч и наличие расхождений диагнозов основного заболевания – выставленного врачом бригады СМП и клинического диагноза, установленного в приемном отделении…

В заключение следует отметить, что переход службы СМП на преимущественно одноканальное финансирование в системе ОМС является очередным этапом развития системы здравоохранения России, направленного на повышение качества оказания медицинской помощи и эффективности функционирования бюджетных учреждений здравоохранения.

Служба СМП имеет специфические особенности организации, в т. ч. выраженную социальную значимость, высокую стоимость медицинской помощи, высокий риск врачебной ошибки и др. Поэтому в условиях недостаточной проработки организационных вопросов на федеральном уровне регионы должны принять значительные меры по обеспечению населения услугами скорой и неотложной медицинской помощи надлежащего качества, обеспечить финансовую устойчивость медицинских организаций и выработать понятную систему контроля качества медицинской помощи. 

*Статья опубликована с сокращениями без приложений, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Перейти к другим публикациям

Узнать о подписке на журнал  

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×