Как бюджетные больницы могут увеличить объемы финансирования из внебюджетных средств?

6259
Как бюджетные больницы могут увеличить объемы финансирования из внебюджетных средств?

КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫВАЮТ РЕФОРМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРЕД ГОРОДСКИМИ КЛИНИЧЕСКИМИ БОЛЬНИЦАМИ – ОСНОВНОЙ ФОРМОЙ ЛПУ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩЕЙ СТАЦИОНАРНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ, И КАКИЕ СЛОЖНОСТИ ПРИДЕТСЯ ИМ ПРЕОДОЛЕТЬ?

В последние годы мы наблюдаем попытки государства реорганизовать и улучшить существующую систему здравоохранения. Так, в период с 2005 по 2011 г. реализовывалась национальная приоритетная программа «Здоровье», а в январе 2013 года после 5 лет пилотных испытаний в РФ повсеместно введена система одноканального финансирования бюджетных и казенных ЛПУ. В декабре 2012 года распоряжением Правительства №2511-р утверждена «Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации» на период до 2020 года.

Судить о результативности и эффективности вводимых преобразований будут пациенты и медицинский персонал, то есть мы с вами. В данной статье мы обсудим, какие возможности открывают проводимые в сфере здравоохранения преобразования перед бюджетными городскими клиническими больницами (ГКБ) – основной формой ЛПУ, предоставляющей стационарные медицинские услуги населению, и какие сложности им придется преодолеть.

По данным Департамента здравоохранения Москвы (рисунок 1), услуги по стационарному лечению пациентов предоставляют примерно 140 лечебных учреждений города. Большая часть стационаров столицы (75% всех больниц) – это бюджетные ГКБ (40%) и специализированные клиники (например, психиатрические, детские, инфекционные). Остальные стационары – это ведомственные больницы (17% всех больниц) и частные клиники (8%). За 2012 год только в ГКБ Москвы пролечено более 200 тысяч пациентов.

Как бюджетные больницы могут увеличить объемы финансирования из внебюджетных средств?

ГКБ – это бюджетные лечебные учреждения, предоставляющие населению широкий спектр лечебных услуг. Среднестатистическая московская ГКБ – это 1-2 тысячи коек, 500- 1000 врачей и медсестер, 40 тысяч пролеченных пациентов ежегодно. В период с 2011 по 2013 г. столичные власти потратили на ремонт московских ЛПУ (включая ГКБ) более 36 млрд руб. Эти деньги пошли на капитальный ремонт зданий, подавляющее большинство которых было построено в 50-60-е годы прошлого века и после развала СССР пришло в упадок.

В рамках приоритетной программы «Здоровье» российские бюджетные ЛПУ получили современное технологическое оборудование, позволяющее эффективно проводить диагностику и контролировать прогресс в лечении пациентов. Во многих бюджетных ЛПУ продолжается внедрение электронных систем записи и учета посещений больных, планируется дальнейшая компьютеризация историй болезни. Российские ЛПУ, включая ГКБ, продолжают работать над совершенствованием профилактических мероприятий и лечения населения.

ИЗ КАКИХ КЛЮЧЕВЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРУЕТСЯ РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ?

Система российского здравоохранения финансируется из 3 основных источников – бюджетных средств (которые включают в себя как средства бюджетов субъектов федерации, так и средства фондов обязательного медицинского страхования ФОМС); средств ДМС (добровольного медицинского страхования) и средств самих пациентов (платные услуги). Рисунок 2 демонстрирует, что бюджетные средства были и остаются основным источником финансирования системы: в 2013 году они составят 84% всего финансирования отрасли.

Как бюджетные больницы могут увеличить объемы финансирования из внебюджетных средств?

Методы распределения бюджетных средств по ЛПУ в последние годы претерпели значительные изменения:

Во-первых, в 2012 г. Принят федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому пациенты вправе самостоятельно выбирать клинику, в которой предпочитают проходить лечение. Новые правила распределения позволяют напрямую связать поступления бюджета именно с количеством пролеченных больных, а не с затратами, связанными с лечением. Таким образом, новый закон мотивирует ГКБ на увеличение числа пролеченных пациентов и на сокращение неэффективных и не рациональных расходов, связанных с лечением. Для информации: норматив на пребывание пациента в московском стационаре в 2012 г. составил 99 тысяч рублей.

Во-вторых, с января 2013 года в лечебной сети бюджетных ЛПУ во всех регионах России введена система одноканального бюджетного финансирования. Такое решение Правительство приняло после завершения пилотного проекта, который проводился с 2005 по 2011 год в 19 субъектах РФ. В рамках новой системы средства за каждого пролеченного пациента поступают из ФОМС (нормативно покрываются все основные расходы, связанные с обслуживанием пациента, а не выборочные 30-50%, как раньше), а не из двух источников (раньше они поступали ФОМС и бюджета). По новым правилам средства из бюджета выделяются лечебным учреждениям только на цели капитального ремонта и приобретение основных средств на значительные (более 100 тыс.руб.) суммы. Одноканальная система опять же призвана мотивировать бюджетные ГКБ на сокращение неэффективных и нерациональных затрат, а также на рост самостоятельности в расходовании полученных средств.

Другие источники финансирования здравоохранения – это платные услуги, т.е. средства, получаемые клиниками от предоставления платных услуг и обслуживания пациентов по полисам добровольного медицинского образования (ДМС).

Платные медицинские услуги могут оказываться всеми медицинскими учреждениями РФ, независимо от формы собственности. Появившись в 90-е годы, платные медицинские услуги заняли определенную нишу, однако рост их объемов напрямую зависит от двух основных факторов - роста благосостояния населения и возможностей по оказанию таких услуг лечебными учреждениями. Низкие доходы населения, не до конца однозначные правила оказания таких услуг бюджетными организациями и возможность получения бесплатной медицинской помощи в примерно тех же условиях – основные ограничители для роста объемов платных услуг ГКБ. На сегодняшний день практически все ГКБ предлагают населению платные медицинские услуги (в первую очередь это палаты повышенной комфортности и обслуживание пациентов без ОМС), однако только небольшая их часть заключила договора на оказание услуг по ДМС.

Эксперты отмечают, что охват населения полисами ДМС (по нашим оценкам 15-20% населения РФ) уже близок к насыщению.

Основные приобретатели ДМС – крупные компании, компенсирующие медицинское обслуживание для своих сотрудников, уже вошли в систему. Частный рынок ДМС не только недостаточно востребован среди потребителей, но и непопулярен среди страхователей (слишком велики риски того, что приобретатели полисов либо уже болеют, либо подозревают наличие у себя серьезного заболевания).

В настоящее время около половины московских ГКБ уже участвуют в системе ДМС, однако доля доходов от этого вида деятельности в общих доходах бюджетных больниц очень невелика. Во-первых, только небольшая часть полисов ДМС (около 30% предложений рынка) покрывает услуги стационара, поэтому общее число пациентов по ДМС в стационарах незначительно. Во-вторых, услуги стационара покрываются только дорогими и наиболее полными полисами ДМС, и потребители таких полисов предпочитают госпитализацию в частные стационары со сравнительно высоким уровнем обслуживания. И, в-третьих, средняя загрузка стационарных коек в ГКБ столицы довольно велика (более 90%), поэтому ДМС – пациентам в стационарах ГКБ просто не хватает места.

В будущем для обеспечения дальнейшего роста рынка ДМС страховщики будут заинтересованы в предложении новых форм, позволяющих предлагать полисы ДМС по более низким ценам. Скорее всего, это будет некая комбинация услуг по ОМС и ДМС, которая позволит застрахованным лицам получить стандарт медицинского обслуживания по ОМС с некоторыми гарантиями дополнительных услуг в случае необходимости (например, дополнительных обследований, консультаций дополнительных специалистов, нахождения в палате повышенной комфортности). Такая бизнес-модель будет активно привлекать в систему ДМС бюджетные лечебные учреждения. Это сотрудничество, безусловно, должно увеличить приток дополнительных источников финансирования в систему бюджетного здравоохранения (при условии, что ГКБ смогут сократить загрузку коек при сохранении числа пролеченных больных по ДМС). С ростом объемов сотрудничества между ДМС - страховщиками и бюджетными ЛПУ неизбежно активизируется контроль деятельности больниц со стороны страховщиков, что может быть очень полезным в налаживании эффективности работы бюджетных ГКБ.

Страховщики, которые будут стремиться к постоянному снижению расходов на лечение при сохранении качества услуг, будут вовлекаться в операционные процессы больниц, распространяя эффективные и действенные методы работы среди лечебных учреждений, входящих в их сеть.

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ, МЕШАЮЩИЕ БЮДЖЕТНЫМ КЛИНИКАМ УВЕЛИЧИТЬ ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ?

На рисунке 3 предоставлены некоторые характеристики для сравнения российской системы с системами здравоохранения в развитых (США, Германия) и развивающихся (Китай) странах. Динамика РФ с 2008 г. демонстрирует рост средней ожидаемой продолжительности жизни (основной индикатор качества системы здравоохранения в стране), а также приближение некоторых показателей (числа врачей и количества коек на 1 тыс. человек) к показателям Европы и США. Тем не менее, без кардинальных изменений в системе управления ЛПУ дальнейшие улучшения вряд ли возможны.

Как бюджетные больницы могут увеличить объемы финансирования из внебюджетных средств?

Российское здравоохранение меняется и преобразуется, и существующие на сегодняшний день методы управления уже не справляются с возложенными на ЛПУ задачами. Это значит, что необходимо активно выстраивать новые, более актуальные системы управления больницами. Согласно обновленным в 2012 году правилам оказания платных медицинских услуг, у казенных и бюджетных ЛПУ нет ограничений на оказание платных медицинских услуг. Главврачу больницы необходимо лишь согласовать тарифы на услуги с организацией-учредителем (в случае ГКБ это муниципалитеты).

Правительство постоянно говорит о своей заинтересованности в увеличении самостоятельности бюджетных клиник в распределении получаемых средств, активном использовании бюджетными клиниками альтернативных источников финансирования, а также целенаправленном повышении эффективности и качества лечения и снижении затрат. По нашим оценкам, в период с 2011 по 2012 г. Средний объем финансирования московских ГКБ из внебюджетных источников (то есть от платных услуг ДМС) не превышал 10-15% общего бюджета больниц. В 2013 г. Ситуация практически не изменилась. К тому же, до тех пор, пока средняя продолжительность лечения в московских ГКБ составляет 10-15 дней, главным врачам нет смысла даже задумываться о возможностях увеличения объемов альтернативного финансирования. Все койки заняты, лечить платных больных некогда и негде. Для сравнения, этот показатель в американских клиниках составляет 5-6 дней. Если предположить, что в среднем американцы болеют примерно теми же болезнями, а качество здравоохранения в США не только не хуже, но в некоторых областях и лучше российского, объяснить такую разницу можно лишь отсутствием навыков и мотивации российских врачей в работе по эффективному снижению затрат на лечение.

Что же необходимо сделать российским ГКБ для того, чтобы увеличить объемы финансирования из внебюджетных источников и повысить эффективность расходования получаемых средств?

Во-первых, для перехода на качественно новый уровень управления ГКБ требуется пересмотреть организационную структуру и привлечь к управлению больницей кадры с опытом работы в корпоративных структурах. В западных клиниках руководителем клиники является генеральный директор клиники, которому подчиняются главный врач (осуществляет контроль за медицинским персоналом и управляет основной функцией больницы – лечением больных) и другие прямые заместители директора, отвечающие за все вспомогательные функции работы больницы –финансы и бухгалтерию, ИТ, закупки, юридическую службу и т.д. Пример такой организационной структуры приведен на рисунке 4. Отдельные службы больницы, занимающиеся маркетингом, ценообразованием и другими функциями должны управляться лицами, уже обладающими опытом работы в этих новых для ЛПУ сферах бизнеса.

В российских же лечебных учреждениях роль руководителя практически всегда исполняет главный врач. Управление главным врачом всеми аспектами деятельности больницы было оправдано в период, когда российские ЛПУ имели минимальную самостоятельность в планировании распределении бюджетных средств и расходов, мотивации персонала, управлении закупками и внутренними процессами. Однако теперь, когда взят курс на повышение самостоятельности и автономности ЛПУ, от руководителя клиники требуется уделять значительно больше внимания вспомогательным функциям работы больницы, отличным от лечения. Поэтому руководитель ГКБ должен делегировать отдельному руководителю (главному врачу больницы) процессы контроля и принятия оперативных решений в управлении главной функцией больницы – лечения пациентов.

Во-вторых, мы считаем, что адаптация к новым условиям управления клиниками может быть более успешной при привлечении внешних консультантов, способных поддержать руководство ГКБ в планировании и последовательном внедрении преобразований.

Как бюджетные больницы могут увеличить объемы финансирования из внебюджетных средств?

Во всем мире лечебные учреждения активно используют консультантов для самых различных целей – например, для определения новых направлений специализации клиник, разработки системы мотивации и постановки показателей эффективности работы врачей, выявления наиболее перспективных рычагов по сокращению затрат или анализу ценообразования и установке оптимальных тарифов на услуги. Советы и рекомендации от страховщиков ДМС, зачастую имеющих собственные сети эффективно работающих клиник, могут восприниматься бюджетными ЛПУ как вторжение партнеров в сферу чужих интересов. Наем в штат больницы специалистов, обладающих компетенциями и опытом в отстраивании отдельных бизнес-функций не имеет смысла, так как усилия требуются временные (скорее всего это период такой опыт не будет в полной мере востребован больницей. Отдельная команда консультантов, обладающая набором знаний по налаживанию работы бизнесов, а также опытом работы с российскими бюджетными организациями – это наиболее эффективный способ своевременного перехода ГКБ к работе по новым правилам.

В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, руководство ГКБ должно действительно осознать необратимость изменений в системе здравоохранения. Государство недвусмысленно дает понять, что расходы бюджета на систему здравоохранения будут постепенно сокращаться и не превысят 3-5% ВВП. В таких условиях ГКБ придется либо вернуться к состоянию 90-х годов, когда больницы просто не в состоянии были оказывать медицинскую помощь населению из-за нехватки средств на содержание больниц (т. е. на закупку медицинских препаратов и расходных материалов или оплату коммунальных услуг), либо научиться эффективно расходовать получаемые из бюджета средства (например, сократить среднее число койко-дней на пациента, научиться эффективно проводить тендеры на закупку расходных материалов и сопутствующих товаров) и увеличить потоки финансирования из альтернативных источников (и это не только платные услуги, но и гранты или фандрайзинг).

Работа в новых условиях потребует от главных врачей ГКБ значительных усилий и перестройки мышления всего персонала больниц. Однако только такие кардинальные преобразования могут вывести российскую систему здравоохранения на качественно новый уровень развития и открыть нашим врачам новые возможности для успешного лечения пациентов.

Как бюджетные больницы могут увеличить объемы финансирования из внебюджетных средств?



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль