text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Разработка системы стимулирования медицинского персонала к повышению доступности и качества медицинской помощи

  • 3 апреля 2014
  • 5901
Разработка системы стимулирования медицинского персонала к повышению доступности и качества медицинской помощи

Ответственность за создание условий функционирования организации, при которых достижение цели повышения качества и доступности медицинской помощи преобразуется во внутреннюю потребность каждого члена трудового коллектива, возлагается на руководителя. Личные цели работников реализуются путем добросовестного выполнения своих обязанностей и достойного вознаграждения по результатам труда (получите тестовый доступ и узнайте подробности в электронной системе "Экономика ЛПУ"). 

Однако даже при хорошей материальной базе и штате сотрудников, занимающихся разработкой стратегических целей экономического процветания организации, без исполнителей, мотивированных к достижению поставленных целей, успехов не добиться. Поэтому в современных условиях в медицинских организациях как никогда востребован позитивный настрой персонала. В свою очередь, Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова обратила внимание медицинского сообщества на то, что повышение мотивации медицинских работников к качественному труду не может состояться при одностороннем подходе, требуется развитие профессионального менеджмента на соответствующих уровнях управления отраслью.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Пошаговый алгоритм действий по внедрению системы стимулирования медицинского персонала

Шаг 1. Разработка и утверждение локальным нормативным актом состава комиссии по назначению стимулирующих выплат и положения о комиссии по назначению стимулирующих выплат.

Шаг 2. Разработка положения о назначении стимулирующих выплат (далее – Положение) с учетом рекомендаций по внедрению новых систем оплаты труда, установленных Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти субъекта РФ. Должны быть рассмотрены и по возможности учтены предложения членов трудового коллектива по выбору дополнительных показателей и критериев оценки эффективности деятельности медицинского персонала. Положение утверждается локальным нормативным актом, согласованным с профсоюзным комитетом организации.

Обязательными приложениями к Положению являются:

• показатели и критерии оценки эффективности деятельности государственного учреждения здравоохранения, его руководителя, заместителей, руководителей отдельных структурных подразделений, специалистов с высшим и средним медицинским образованием в зависимости от должности;

• инструкции по сбору данных для расчета показателей, формированию базы данных, рекомендаций по трактовке расчетных показателей;

• типовые отчетные формы для расчета показателей и критериев оценки труда;

• правила проверки предоставляемых отчетных данных по формальному признаку (наличие типовых отчетов, заполненных по инструкции, соблюдение сроков сдачи сведений, рекомендованные источники получения информации) и по содержанию (достоверность);

• календарный план мероприятий по стимулированию работников (перечень мероприятий, краткое их описание, периодичность, ответственные и контролирующие лица, отметка об исполнении);

• методика расчета размеров стимулирующих выплат;

• типовой протокол заседания комиссии по назначению стимулирующих выплат.

Шаг 3. Организация работ по созданию условий для перевода работников на «эффективный контракт». Уведомление работников в установленном порядке об изменении определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения трудовой функции. Назначение ответственных за процесс информирования работников об оплате труда в новых условиях.

Шаг 4. Расчет индивидуальных размеров стимулирующих выплат в соответствии с утвержденной методикой и включение их в протокол комиссии по назначению стимулирующих выплат. На основании протокола осуществляется инициация подписания локального нормативного акта о назначении стимулирующих выплат работникам за отчетный период.

Ожидаемыми результатами внедрения системы стимулирования работников к повышению доступности и качества медицинской помощи являются:

• повышение доступности и качества медицинской помощи на уровне медицинской организации;

• повышение удовлетворенности пациентов;

• создание условий для внутренней и внешней мотивации работника к достижению поставленных целей;

• получение навыков работы в команде для внедрения системы управления качеством;

• снижение непроизводительных затрат рабочего времени;

Относительно применения показателей и критериев оценки эффективности деятельности медицинской организации и ее сотрудников следует добавить следующий комментарий.

На уровне Минздрава России, исполнительной власти субъекта РФ (комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга) предложены примерные показатели и критерии, отражающие эффективность деятельности медицинской организации, ее руководителей и работников. Главному врачу также даны полномочия по определению дополнительных критериев, которые количественно должны отражать индивидуальный вклад исполнителя в результативность структурного подразделения, в котором он работает, специфику его работы. Ввод дополнительных показателей и критериев делает назначение стимулирующих выплат формальным, должно быть максимально нивелировано влияние субъективных факторов. 

С другой стороны, значительное число обстоятельств и событий, связанных с выполнением отдельными исполнителями профессиональных обязанностей, при формальном сборе данных не может быть учтено. Поэтому всегда есть вероятность, что отдельные работники воспримут распределение стимулирующих выплат как несправедливое. Ощущение несправедливости, «недооценки»

усилий, вложенных в общее дело, может снизить их индивидуальную удовлетворенность, и, возможно, в рабочей среде начнут оказывать влияние «антимотивационные» факторы.

Нивелировать их влияние может применение иных внешних мотивационных стимулов. Так, при опросе 230 врачей городских поликлиник г. Санкт-Петербурга (2011–2012 гг.) было установлено, что в структуре желаемых поощрений за достигнутые высокие показатели деятельности все врачи хотели бы получать премии; 55,0% респондентов – быть командированными на конференции и симпозиумы, циклы повышения квалификации с отрывом от производства; столько же – получить путевки в дома отдыха. Устная благодарность на общем собрании, равно как и благодарность с занесением в трудовую книжку, значима для 39,0% опрошенных. Каждый третий врач (33,0%) считал важным для себя признание его конкретных заслуг руководителем организации в личной беседе, каждый пятый (19,5%) – значимым поощрением считал содействие руководства своему карьерному росту.

Заключение

Реализация мероприятий «дорожной карты», направленных на повышение эффективности здравоохранения, в т. ч. установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг, требует внедрения систем стимулирования работников.

Достижение медицинской, социальной и экономической эффективности деятельности организации определяется многообразием факторов, в т. ч. состоянием внешней и внутренней мотивации персонала, его квалификацией, стратегическим планированием, системой контроля и оценки выполнения запланированных мероприятий. Разработанные и внедренные модели управления процессом стимулирования персонала всегда уникальны и являются инструментами формирования инновационной политики медицинской организации.

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Перейти к другим публикациям журнала

Узнать о подписке на журнал  

Инструменты "МЦФЭР Медицина" для экономистов и главных врачей:

Электронная система "Экономика ЛПУ" Получите тестовый доступ и читайте о том, что должна включать в себя маркетинговая политика медицинской организации, оказывающей платные медицинские услуги
Журнал "Правовые вопросы в здравоохранении" Подпишитесь и читайте в журнале "Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, по адвокатскому запросу"
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.