text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Концептуальные и методические подходы к построению рейтингов медицинских организаций

  • 29 апреля 2014
  • 1239
Концептуальные и методические подходы к построению рейтингов медицинских организаций

Концептуальный подход к построению рейтингов медицинских организаций

Рейтинги медицинских организаций обычно составляются для трех групп пользователей:

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

• потребителей услуг медицинских организаций (далее – пациенты);

• лечащих врачей, направляющих пациентов на следующий этап оказания медицинской помощи;

• органов управления здравоохранением всех уровней, страховщиков и прочих субъектов, ведущих закупку медицинской помощи в интересах определенной категории населения.

В зависимости от того, на какую группу пользователей ориентируются рейтинги, заметно отличаются выбранные показатели оценки деятельности медицинских организаций (получите тестовый доступ и узнайте подробности в электронной системе "Экономика ЛПУ"). Так, для работников управления особое значение имеют показатели эффективности использования ресурсов (средняя длительность госпитализации, оборот койки и пр.), для врачей – специфические для каждой специальности клинические показатели, для пациентов – исключительно показатели качества медицинской помощи, в том числе показатели обслуживания в медицинских организациях.

В западных странах, где уже накоплен значительный опыт формирования рейтингов, их пользователями давно являются все субъекты системы здравоохранения, а сами рейтинги включают десятки, а иногда и сотни показателей, отражающих как общие, так и конкретные для каждой медицинской специальности аспекты деятельности. Российское здравоохранение пока делает первые шаги в этом направлении, в связи с чем ему предстоит решить множество методических и организационных задач.

На этапе внедрения НОК медицинских услуг рейтинги составляются в основном для пациентов. Отражая наиболее важные аспекты деятельности медицинских организаций на основе ограниченного круга показателей, являясь относительно простыми и понятными, они нацелены на осведомление о деятельности медицинских организаций и создание условий для информированного потребительского выбора. Ориентированность рейтингов на врачей и управленцев подразумевается на следующем этапе развития НОК.

Методика формирования рейтингов медицинских организаций основывается на оценке общественного мнения, то есть удовлетворенности пациентов качеством предоставляемой им медицинской помощи. В то же время составление рейтингов не сводится только к оценке общественного мнения, а предполагает оценку объективных показателей деятельности медицинских организаций – клинических и организационных.

В связи с этим предлагаемая методика выделяет две группы показателей:

• объективные показатели, содержащиеся в действующих формах учета и отчетности медицинских организаций;

• субъективные показатели, основанные на результатах опросов общественного мнения.

Этим показателям соответствуют два рейтинга медицинских организаций:

1) рейтинг сравнительной оценки деятельности медицинских организаций с использованием объективных показателей – агрегированный рейтинг по объективным показателям;

2) рейтинг оценки деятельности медицинских организаций, основанный на результатах опросов пациентов, – агрегированный рейтинг общественного мнения.

Оба рейтинга разрабатываются параллельно, а затем сводятся в интегральный рейтинг медицинских организаций, формирование которого включает:

• разработку типологии медицинских организаций как объектов измерения качества медицинской помощи;

• выбор объективных показателей деятельности для каждого типа медицинских организаций;

• сбор информации по каждому объективному показателю;

• определение веса каждого показателя в общей системе оценки, а также оценку в баллах отклонения фактического значения показателя от лучшего или нормативного значения по всем оцениваемым медицинским организациям;

• разработку агрегированного рейтинга по объективным показателям;

• разработку вопросника для проведения социологического опроса;

• проведение социологического опроса;

• разработку агрегированного рейтинга общественного мнения;

• разработку интегрального рейтинга медицинских организаций.

Рейтинги составляются для медицинских организаций, однородных по назначению и выполняемым функциям. Возможна разная степень агрегирования медицинских организаций, в том числе установление детального перечня типов организаций в соответствии с действующей номенклатурой учреждений здравоохранения, но следует учитывать, что чрезмерная детализация существенно усложняет процесс формирования рейтингов. Кроме того, десятки рейтингов, сформированных для организаций того или иного типа, могут запутать пациента и затруднить выбор.

Предлагаемая методика разработана для следующих укрупненных групп медицинских организаций:

• амбулаторно-поликлинических учреждений (городской поликлиники, поликлиники в составе центральной районной больницы и городской больницы, межмуниципальных центров специализированной помощи, консультативно-диагностических центров);

• участковой службы в составе поликлиники (участковых врачей и врачей общей практики), центров общей врачебной практики;

• женских консультаций;

• учреждений, оказывающих стационарную помощь (центральных районных больниц в части оказания стационарной помощи, многопрофильных городских, межмуниципальных, областных больниц, специализированных стационаров);

• организаций родовспоможения (родильных домов, родильных отделений областной, городской больниц, ЦРБ, перинатальных центров);

*Статья приведена с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии журнала

Перейти к другим публикациям журнала

Узнать о подписке на журнал  

Инструменты "МЦФЭР Медицина" для экономистов и главных врачей:

Электронная система "Экономика ЛПУ" Получите тестовый доступ и читайте о том, что должна включать в себя маркетинговая политика медицинской организации, оказывающей платные медицинские услуги
Журнал "Правовые вопросы в здравоохранении" Подпишитесь и читайте в журнале "Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, по адвокатскому запросу"
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.