text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Опыт реализации программы наставничества в отделении скорой медицинской помощи

  • 14 августа 2014
  • 4206
Опыт реализации программы наставничества в отделении скорой медицинской помощи

Одной из основных проблем отечественного здравоохранения является нехватка медицинского персонала. Еще одна проблема – недостаточная практическая подготовка студентов, которые могли бы в полном объеме выполнять свою работу сразу же после окончания медицинского колледжа. Не менее важно и решение вопроса о том, как удержать молодых специалистов на рабочем месте. Как правило, в первые трудовые будни в медицинской организации новички опасаются больше всего не справиться со своими обязанностями, обнаруживают недостаток своих знаний, умений, навыков.

Большим подспорьем в подготовке и удержании на рабочих местах молодых специалистов здравоохранения является наставничество опытных медицинских работников, отлично знающих и любящих свою профессию, готовых поделиться своими навыками с неопытными коллегами.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Так, в 2012 г. в отделении экстренной, скорой, неотложной помощи и санитарной авиации (ЭСНП и СА ГУЗ) ГУЗ «Краевая больница № 4» (КБ № 4) одновременно приступили к работе 11 молодых специалистов, стаж которых составлял до 3 лет. Это 38% от общего числа сотрудников, работающих в отделении. Встал вопрос о необходимости введения программы наставничества в медицине. Для ее реализации был разработан план:

1. Определить цели.
2. Обозначить задачи.
3. Выбрать наставников для наставляемых.
4. Разработать план занятий.
5. Разработать критерии оценки.
6. Определить лучшего наставника…

Определение наставляемых и наставников, режим проведения занятий

В отделении ЭСНП и СА нуждающимися в наставничестве (наставляемыми) считаются специалисты, приступившие к работе сразу после окончания медицинского колледжа и не имевшие ранее опыта работы в системе здравоохранения. Таких специалистов в 2012 г. было 4 человека.

В программе наставничества были сформулированы основные требования к наставнику, действующие по настоящий момент:

он должен быть один (у определенного числа наставляемых);
иметь стаж работы более 15 лет по данной специальности и работы в отделении;
иметь высшую квалификационную категорию;
пользоваться авторитетом и уважением в коллективе;
быть коммуникабельным;
уметь обучать людей.

Исходя из приведенных критериев для 4 новичков в 2012 г. было выбрано два наставника. Распределение кандидатур проводилось методом анкетирования; также учитывались и личные симпатии коллег. Наставничество длится 3 года.

Плановые занятия наставников с новичками проходят согласно графику. В приложении 1 приводится пример тематического плана таких занятий на месяц. Внеплановые занятия проводятся по необходимости и по просьбе молодых специалистов при анализе анкет и в ходе индивидуальных бесед.

Обязана ли медсестра процедурного кабинета работать в шапочке?

Электронная система "Контроль в ЛПУ"

Оценка эффективности программы наставничества

Оценка работы наставников проводилась и по сей день проводится в отделении ЭСНП и СА по результатам анализа итоговых отчетов, предоставленных фельдшерами за каждую рабочую смену, а также по качественным и количественным показателям. Для оценки используется балльная система (максимальное количество баллов – 5).

Оценка эффективности наставничества определяется мини-отчетами наставников, результатами индивидуального анкетирования наставников и наставляемых, на пятиминутках и собраниях Совета наставников, а также отражается на так называемом экране качества.

Мини-отчет заполняется наставником в свободной форме, но должен раскрывать следующие пункты:
1. Как происходит адаптация новичка в коллективе.
2. Находит ли молодой специалист взаимопонимание с наставником.
3. Оценка трудовой дисциплины наставляемого.
4. Слабые стороны наставляемого.
5. Знания, которые наставник передал наставляемому в течение смены.
6. Ошибки, грубые нарушения (если таковые были) наставляемого.
7. Замечания и предложения наставника о дальнейшей совместной работе с наставляемым.

Анкетирование проходят и наставник, и наставляемый. Наставник в ходе опроса оценивает теоретические и практические навыки своего подопечного, его работу на вызовах, заполнение документации, соблюдение нормативных актов и документов. Молодой специалист, заполняя анкету, анализирует, возникло ли между ним и наставником доверие, насколько четкими были поручения опытного сотрудника, оценивает их совместную медицинскую деятельность и т. д.

Эти анкеты заполняются при совместной работе «наставник + наставляемый». Результаты позволяют выявить взаимоотношения между ними. Первые итоги такого анкетирования в 2012 г. показали, что в начале своей совместной работы наставники воспринимают своих наставляемых как студентов-практикантов, еще не доверяют им и не воспринимают как равноценных сотрудников. Молодые же специалисты во всем полагаются на опыт своих наставников и не проявляют должной активности.

Спустя три месяца после начала действия программы наставничества дистанция между наставниками и наставляемыми стала сокращаться, а отношения вышли на новый уровень общения – более профессиональный и дружеский; скованность и недоверие ушли. В процессе реализации программы наставничества формы анкет для наставников и наставляемых корректировались. В приложениях 2 и 3 приведены формы анкет, действующих в настоящее время.

На пятиминутках в присутствии заведующего отделением и старшего фельдшера наставники докладывают о совместной работе с наставляемыми…

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии журнала

Перейти к другим публикациям журнала >>

Выгодная подписка по акции >>

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.