Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, по запросу органов прокуратуры

2807
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, по запросу органов прокуратуры

/articles/75944-prichinenie-vreda-zdorovyu-nesoverРегулирование вопроса о допустимости предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, по запросу органов прокуратуры без согласия гражданина (его законного представителя) в законодательстве о здравоохранении неоднократно менялось. Органы прокуратуры то включались в перечень, предусмотренный п. 3 ч. 4 ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 1993 г. (далее – Основы), то исключались из него. (см. документ в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ) При этом запрашивать такую информацию из медицинских организаций органы прокуратуры могли лишь в связи с проведением расследования по уголовному делу.

Ныне п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья допускает предоставление подобных сведений только в связи с осуществлением органами прокуратуры прокурорского надзора. Данное основание было введено Федеральным законом от 23.07.2013 № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам обработки персональных данных». Соответствующая поправка была внесена и в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре).

Статья 4 о принципах организации и деятельности прокуратуры была дополнена п. 2.1. Органы прокуратуры получили право доступа к необходимой для прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в т. ч. право проводить обработку персональных данных. Информация, составляющая врачебную тайну, может потребоваться органам прокуратуры при защите закрепленного Конституцией РФ права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Пункт 7.1 приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (далее – приказ № 195) предписывает прокурорам акцентировать внимание на данном вопросе. Согласно ч. 2 ст. 45 Закона о психиатрической помощи прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи.

Необходимость в получении из медорганизаций сведений о состоянии здоровья граждан, в частности информации о лицах, страдающих наркоманией, алкоголизмом, психическими расстройствами, возникает также в ходе проведения проверок исполнения законодательства о противодействии незаконному обороту наркотиков, о безопасности дорожного движения, о труде, об образовании.

По утверждению парламентариев, дополнения в законодательство были приняты по причине огромного числа подложных медицинских справок, выданных за последнее время гражданам для получения права на владение оружием или вождение автомобиля. Нередко медкомиссии при выдаче справок не проверяют медицинские документы претендента на водительские права.

По делам, в которых граждане оспаривают правомерность предоставления таких сведений по запросу прокурора, суды нередко приходят к прямо противоположным выводам, однако в большинстве случаев все же принимают сторону прокуратуры.

Такая практика имела место даже задолго до внесения в п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья дополнения, наделившего органы прокуратуры правом запрашивать подобные сведения в рамках прокурорского надзора. (см. документ в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ)

Судебная практика

Березовский городской суд своим решением от 13.10.2012 по делу № 2-1089/2012 отказал в удовлетворении иска Кузнецова Е.В. к ГБУЗ «Березовская центральная городская больница» о признании незаконным разглашения врачебной тайны и взыскании компенсации морального вреда. В производстве того же суда находилось гражданское дело по иску прокурора города к Кузнецову о прекращении его права на управление транспортными средствами.

Прокурор представил в суд заключение врачебной комиссии больницы о наличии у Кузнецова заболевания, препятствующего управлению транспортными средствами. По мнению Кузнецова, данное заключение было получено прокурором с нарушением ст. 13 Закона об охране здоровья, поскольку сведения о его состоянии здоровья из лечебного учреждения получены до судебного разбирательства и не в связи с проведением расследования по уголовному делу и притом лицом, не указанным в этой норме.

Суд указал, что в соответствии с Законом о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, иных сведений.

Должностные лица обязаны незамедлительно приступить к выполнению требований прокурора. Основанием для направления заключения врачебной комиссии в отношении Кузнецова явилось требование прокурора, из которого следовало, что прокуратурой проводилась проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.

Суд посчитал, что само предоставление сведений о состоянии здоровья Кузнецова в связи с подготовкой прокурором искового заявления в суд не противоречит требованиям ст. 13 Закона об охране здоровья и не может быть квалифицировано как разглашение врачебной тайны, поскольку сведения предоставлены на основании соответствующего запроса и заключение врачебной комиссии приобщено к материалам гражданского дела.

По мнению суда, Закон о прокуратуре является специальным нормативным актом по отношению к Закону об охране здоровья, позволяющим прокурору получать информацию, подпадающую под врачебную тайну, без согласия гражданина.

Отсутствие указания о прокуроре в определенном ст. 13 Закона об охране здоровья перечне должностных лиц и органов, которым такая информация может предоставляться без согласия граждан, не влияет на обязанность предоставлять эту информацию на основании Закона о прокуратуре. Анализ решения. С обоснованием судебного решения трудно согласиться. По нашему мнению, специальным в данном случае является не Закон о прокуратуре, а Закон об охране здоровья, так или иначе регламентирующий право органов прокуратуры на получение документов, содержащих охраняемую законом тайну. Представляется неверной и позиция суда о том, что Закон о прокуратуре обязывал медорганизации предоставлять прокурору конфиденциальные сведения даже при отсутствии на тот момент соответствующего дозволения в ст. 13 Закона об охране здоровья. Подтверждением обоснованности нашей точки зрения служит недавно внесенное дополнение в ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья в отношении права прокурора запрашивать и получать при определенных условиях сведения, составляющие врачебную тайну. Если бы позиция суда была правильной, законодателю незачем было бы вводить такое дополнение. В то же время в судебной практике встречаются примеры абсолютно иного толкования и применения закона при разрешении подобных споров. Иногда суды принимают половинчатые и в известной мере парадоксальные решения.

Постановление Европейского Суда <…>

Несоответствие закона субъекта РФ федеральному закону

Медицинская организация не вправе самостоятельно без соответствующего запроса направлять в органы прокуратуры сведения о пациентах. Если такая обязанность зафиксирована в нормативном правовом акте, в т. ч. законе субъекта РФ, то он не может применяться по причине несоответствия федеральному законодательству.

Судебная практика

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ (определение от 27.11.2013 № 57-АПГ 13-7) признала недействующими ч. 4 и 5 ст. 4 Закона Белгородской области от 26.02.2013 № 176 «О мерах по предупреждению управления транспортными средствами в состоянии опьянения».

Требования, содержащиеся в ч. 4 и 5 ст. 4 Закона, обязывали специализированное учреждение здравоохранения по оказанию наркологической помощи направлять информацию об уклонении водителей от профилактического наблюдения, а также о наличии у них симптомов заболевания, препятствующего управлению транс портными средствами, в органы прокуратуры и иным должностным лицам, уполномоченным инициировать дела о прекращении действия права на управление транспортными средствами.

В отношении лиц, лишенных права на управление транспортными средствами, предписывалось направлять информацию также в орган, исполняющий постановление о лишении права управления транспортными средствами.

По мнению Судебной коллегии, эти нормы противоречат ст. 13 Закона об охране здоровья о соблюдении врачебной тайны, не допускающей сообщения такой информации, в т. ч. и органам прокуратуры, без соответствующего запроса.

Суждение суда первой инстанции о том, что симптомы заболеваний, препятствующих управлению транспортными средствами (алкоголизма и наркомании), имеют не медицинский, а социальный характер, а потому не могут составлять врачебную тайну, по мнению Верховного Суда, является следствием неправильного толкования закона.

Предоставление сведений в рамках уголовного процесса <…>   

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии журнала

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×