text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Оценка качества медицинской помощи: взгляд изнутри. Как осуществляется переход на новые стандарты медицинской помощи?

  • 25 сентября 2014
  • 2779
Оценка качества медицинской помощи: взгляд изнутри. Как осуществляется переход на новые стандарты медицинской помощи?

Качество медицинской помощи (далее КМП) имеет ключевое значение для развития и функционирования системы здравоохранения. Изначально оценка КМП регулировалась внутри профессионального сообщества, но переход на новые стандарты и делегирование ответственности сторонним проверяющим и контролирующим органам ожидаемо вызвал ряд проблем и затруднений у представителей медучреждений. В своем интервью Александр Иванов, главный редактор объединенной редакции "Здравоохранение" информационного центра "МЦФЭР Медицина", дает экспертную оценку происходящему.

В рамках оценки качества медицинской помощи нередко возникают конфликты, большую их часть инициируют пациенты. Как Вы считаете, что провоцирует возникновение подобных ситуаций? Насколько эффективны существующие санкции?

За последние двадцать лет пациенты настолько привыкли воспринимать медицину как сферу услуг, что сегодня это заблуждение власти вынуждены опровергать на самом высоком уровне. Фактически в их сознании стоит некий знак подобия между врачом и, к примеру, продавцом в магазине. Шумиха, которую раздувают в прессе вокруг врачебных ошибок, формирует у людей принципиальное недоверие к медикам, что в свою очередь для многих становится поводом заниматься самолечением, а не обращаться к профессионалам. Естественно, что такая ситуация является весьма благоприятной почвой для всевозможных конфликтов.

Что касается эффективности санкций, то она под вопросом. По большому счету, штрафные санкции в отношении организации ничего не дают пациенту. Сначала его лечат, а потом приходит эксперт, выявляет, что лечение проводилось неправильно, и налагает штраф на медицинскую организацию. Конечно, организация наказана, но пациент уже прошел через ряд некорректных процедур и назначений.

В системе обязательного медицинского страхования также предусмотрен текущий контроль, но к нему прибегают редко. Основная причина в том, что к врачу приходит сторонний специалист, который пытается доказать, что схему лечения нужно изменить. Свою точку зрения эксперту при этом обосновать бывает достаточно непросто, поскольку у него нет абсолютного авторитета и полномочий.

Помимо прочего есть такое явление, как "пациентский экстремизм". В России оно пока практически не распространено, но за рубежом является обычной практикой. Там на стороне пациентов большой пул юристов, адвокатов и других специалистов. Если человек понимает, что здоровье ему уже не вернуть, то может потребовать через суд значительных санкций в отношении медорганизации, где он проходил лечение. Нередко такие случаи заканчиваются полным разорением клиник.

Какие проверяющие и контролирующие органы, на Ваш взгляд, имеют наиболее объективную систему оценки КМП? С чем это связано?

Объективной оценки КМП на сегодняшний день не существует, т.к. единые критерии должны быть разработаны Минздравом только к 2016 году. В качестве альтернативы остается только экспертная оценка, а она всегда субъективна, поскольку конкретный эксперт, основываясь на совокупности неких знаний, пытается оценивать качество помощи, которое оказали другие. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Есть, конечно, стандарты, есть учебники и прочие вспомогательные инструменты, но оценка КМП – всегда совокупность компетенций отдельного специалиста.

Обязательное медицинское страхование - единственная система, где прописана схема оценки КМП как таковая, а также есть корректное описание прав и обязанностей эксперта. Но даже в ОМС эксперт не является сотрудником проверяющего органа. Это человек, который работает в медицинской организации и внесен в реестр экспертов.

Отсюда утверждение, что страховая компания проводит экспертизу, некорректно. На самом деле, страховая компания организует экспертизу и привлекает эксперта, который обладает самостоятельным статусом. Если страховая компания и применяет какие-либо санкции по отношению к медицинской организации, то осуществляет это факту, который утвердил эксперт. Говорить о том, что страховые организации придираются по мелочам и специально выискивают несуществующие огрехи, неверно. Хотя на сегодняшний день это весьма широко распространенное заблуждение среди сотрудников медицинских организаций.

В сложившейся ситуации для эффективной работы большинству медорганизаций нужна экспертная поддержка. Какое решение этой задачи предлагает информационный центр "МЦФЭР Медицина"?

Экспертную поддержку по вопросам оценки качества медицинской помощи дают все наши продукты - электронные системы, профессиональная периодика и образовательные мероприятия.

Обсудить эту "горячую" тему с экспертами и коллегами можно будет на нашей ежегодной осенней конференции – "Экономические инструменты управления качеством медицинской помощи". Она состоится 6-7 октября 2014 года в Москве. Мероприятие ориентировано на широкую профессиональную аудиторию и будет интересна как для специалистам медучреждений, так и сотрудникам страховых служб, органов контроля и управления.

На конференции выступят первые лица Министерства здравоохранения, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также представители ведущих медицинских и профильных ВУЗов. Участники получат исчерпывающие ответы на вопросы, связанные с обеспечением качества медицинской помощи, узнают о нюансах и тонкостях новой системы финансирования, ознакомятся с актуальной информацией о нормировании и оплате труда. Эти и многие другие сопряженные темы станут объектом всестороннего обсуждения на конференции

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.