text
Портал для медицинских работников

Формирование штатного расписания медицинской организации в современных условиях

  • 8 октября 2014
  • 6616
Формирование штатного расписания медицинской организации в современных условиях

В новых условиях особое значение приобретает работа по нормированию труда, которая является основной для определения штатной численности работников медицинской организации.

<…> Анализ показателей объема медицинской помощи

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Важными исходными данными при формировании штатного расписания учреждения являются показатели планируемого объема медицинской помощи, устанавливаемые в виде государственного (муниципального) задания (далее – госзадание).

Его формирование осуществляется на основе показателей программы государственных гарантий. Анализ показывает, что в целом происходит уменьшение плановых нормативных показателей для больничной помощи и увеличение – для амбулаторно-поликлинической помощи. Однако в отношении отдельных врачебных специальностей и профилей отделений изменения носят разнонаправленный характер.

В таблице 1 сопоставлены плановые нормативные показатели для амбулаторно-поликлинической помощи за период 2002–2012 гг.: число посещений увеличилось на 5,5% (за счет профилактических посещений центров здоровья и посещений среднего медицинского персонала).

При составлении таблицы было учтено, что перечень специальностей, указанных в плане на 2012 г., был сокращен по сравнению с 2002 г. (для получения сопоставимых данных потребовался перерасчет).

По подавляющему большинству специальностей произошло уменьшение плановых нормативных показателей на 5–7%. При этом значительно увеличились показатели по социально-значимым заболеваниям: по психиатрии и фтизиатрии – в 2,2 раза, по психиатрии-наркологии – в 2,6 раза, по дерматовенерологии – в 2,7 раза.

С 2014 г. плановым показателем объема стационарной помощи является законченный случай лечения в стационарных условиях.

В то же время в программе государственных гарантий указаны не только показатели числа случаев госпитализации, но и показатели средней длительности пребывания в стационарных условиях (в койко-днях) в расчете на одного жителя (застрахованного) по видам медицинской помощи (профилям отделений).

На наш взгляд, это вполне обоснованно, т. к. именно эти показатели позволяют сравнить данные разных лет и провести пересчеты в число коек, что крайне важно при составлении штатных расписаний и планировании сети медицинских организаций.

В таблице 2 приведены плановые нормативные данные по числу койко-дней в 2014 г. и в 1999 г. Наименования видов медицинской помощи соответствуют программе госгарантий на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.

К сожалению, ошибочные положения, указанные нами при анализе предыдущей программы государственных гарантий, не устранены.

В частности, по-прежнему приводится расшифровка отдельных профилей медицинской помощи, не соответствующая ее содержанию. Например, приводятся данные по урологии, включающие и урологию для взрослых, и урологию-андрологию для детей, а в расшифровке приводится лишь детская урология-андрология.

Аналогичные ошибки наблюдаются по хирургии: название «хирургия (абдоминальная, трансплантация органов и (или) тканей, костного мозга, пластическая хирургия)» должно быть дополнено «общей хирургией» и «гнойной хирургией». В одной из рубрик, названной «акушерство и гинекология», вообще нет расшифровки, а данные относятся только к гинекологии.

В целом плановые нормативные показатели по стационарному лечению уменьшились на 11,3% за 15-летний период, что соответствует основным тенденциям в организации оказания медицинской помощи.

Анализ изменений по профилям медицинской помощи показывает, что показатели по гастроэнтерологическому, дерматовенерологическому, колопроктологическому, ортопедическому, аллергологическому, хирургическому профилям отделений уменьшились примерно в 2 раза, а по психиатрии, онкологии, радиологии и радиотерапии, неонатологии и сердечно-сосудистой хирургии – увеличились.

За этой динамикой, обозначенной в табл. 2 только двумя годами (1999 и 2014 гг.), скрывается крайняя непоследовательность изменения плановых показателей. На рисунке 1 приведена динамика планового числа койко-дней по нейрохирургическому и кардиохирургическому профилям. Плановое число койко-дней по нейрохирургическому профилю до 2012 г. было достаточно стабильным, затем в 2013 г. уменьшилось почти в 2 раза, а в 2014 г. увеличилось по сравнению с предыдущим годом в 1,5 раза.

Плановые показатели по кардиохирургическому профилю отделений до 2011 г. сначала имели тенденцию к снижению, затем стабилизировались (и это в период открытия кардиохирургических центров!), в 2012 г. увеличились по сравнению с 2011 г. в 2,7 раза, затем, после некоторого снижения в 2013 г., рост продолжился.

Такие колебания плановых показателей могут свидетельствовать либо об изменениях в характере патологии населения (но заболеваемость не меняется столь существенно за такой короткий период времени), либо о появлении новых показаний к госпитализации (но на этот факт нет указаний ни в одном нормативно-правовом документе), либо об ошибочных данных в предыдущий период времени.

Таким образом, анализ динамики плановых нормативных данных позволяет сделать вывод о том, что необходимо уточнение этих показателей, приведение их в соответствие с потребностью населения в том или ином виде медицинской помощи.

Расчеты численности должностей медицинских работников

Основные положения методики определения численности должностей в медицинской организации были определены Методическим письмом Минздрава СССР от 08.01.1969 № 02-14/4. Этот документ предусматривает последовательность расчета как по отдельным группам работников, так и по отдельным должностям.

При составлении штатного расписания нецелесообразно отступать от этого порядка (см. документ в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>).

Подробно рассматривается каждый этап расчета, определяются понятия «врачи основных специальностей», «врачи амбулаторного приема», описываются особенности установления должностей заведующих отделениями, рассматриваются вопросы централизации отдельных видов помощи и т. д. Последовательность расчетов представлена на рис. 2.

Формирование штатного расписания медицинской организации в современных условиях

Наиболее актуальными сегодня являются вопросы применения тех или иных показателей при расчетах численности должностей.

Традиционно использовались штатные нормативы и численность прикрепленного к медицинской организации населения (для амбулаторно-поликлинической помощи) или число коек (для больничной помощи). Например, в соответствии со штатными нормативами в городской поликлинике на 10,0 тыс. взрослого населения устанавливалось 0,5 должности врача-невролога, 0,6 должности врачаофтальмолога, 0,2 должности врачауролога и т. д.

Следовательно, в штатное расписание городской поликлиники, обслуживающей 50,0 тыс. взрослого населения, можно было ввести 2,5 должности врача-невролога (0,5 × 50 : 10 = 2,5); 3 должности врача-офтальмолога (0,6 × 50 : 10 = 3,0); 1 должность врача-уролога (0,2 × 50 : 10 = 1,0).

В соответствии с Порядками, должность врача-невролога планируется на 15,0 тыс. прикрепленного взрослого населения, должность врача-офтальмолога – на 10,0 тыс. прикрепленного населения, должность врача-уролога – на 20,0 тыс. прикрепленного населения.

Если следовать этим нормативно-правовым документам и принять, что отсутствие указаний на расчетный способ использования нормативов по труду является лишь «редакционной ошибкой», то в данной поликлинике можно установить 3,25 должности врачей-неврологов; 5,0 должности врачей-офтальмологов; 2,5 должности врачей-урологов.

Одновременно действует приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», в котором также указываются нормативы по труду.

В соответствии с этим документом должность врача-невролога устанавливается на 20 тыс. населения; 0,6 должности врача-офтальмолога – на 10 тыс. населения; должность врача-уролога – на 20 тыс. населения.

Эти данные совпадают с Порядками лишь по одной из трех рассматриваемых должностей: по должности врача-уролога. Если следовать этому документу, то в штатное расписание данной городской поликлиники можно ввести 2,5 должности врачаневролога, 3 должности врача-офтальмолога, 2,5 должности врача-уролога. Сравнение данных по расчетному числу должностей приведены в табл. 3.

Может создаться впечатление, что у руководителя медицинской организации имеется большой выбор при установлении численности должностей. Однако в условиях, когда число должностей, рекомендованное в нормативно-правовых документах, не обеспечено финансированием, такого выбора не существует.

Аналогичный пример можно привести и по стационарной помощи. Расчеты нормативной численности должностей в отделениях на 60 коек по разным нормативно-правовым документам представлены в табл. 4.

Формирование штатного расписания медицинской организации в современных условиях

Так же, как для амбулаторно-поликлинической помощи, размах величин нормативного показателя, рассчитанного по разным нормативно-правовым документам, достаточно велик. Но из-за экономической необеспеченности показателей, приводимых в Порядках и информационных письмах по вопросам нормативов по труду, возникают большие сомнения в возможностях их использования.

Расчеты численности должностей по планируемому объему работы, т. е. для выполнения государственного (муниципального) задания, являются предметом специального рассмотрения. Например, численность должностей врачей амбулаторного приема рассчитывается с использованием плановой функции врачебной должности. Величина этого показателя обратно пропорциональна нормам времени на посещение (чем больше нормы времени, тем меньше плановая функция, и наоборот).

Так, плановая функция должности врача-невролога при норме времени на посещение 12 мин составляет 8144, а при норме времени 14,7 мин при приеме взрослого населения и 21,7 мин при приеме детей (данные НИИ им. Н.А. Семашко) – 6648 и 4503 соответственно.

Важно! Первоначальным этапом расчета численности должностей для выполнения государственного (муниципального) задания является определение используемых в данной медицинской организации норм времени на единицу работы <…>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Читайте также по теме "Нормирование труда" >>

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.