Ведомственный контроль в сфере госзакупок: первый опыт правоприменения

2127
Ведомственный контроль в сфере госзакупок: первый опыт правоприменения

В статье рассматриваются понятие ведомственного контроля, правовое регулирование, ведомственные акты в этой сфере. Обсуждаются шаги, которые предпринимают государственные (муниципальные) заказчики в этой области. Авторы статьи проанализировали и обобщили первые результаты проведения ведомственного контроля.

<…>Ведомственный контроль: первые результаты

Пока преждевременно делать выводы об эффективности и результативности ведомственного контроля в целом, однако по результатам анализа документов и материалов, запрашиваемых в ходе проведения проверочных мероприятий, а также актов ведомственного контроля можно сделать промежуточные выводы о том, каким образом ведут закупочную деятельность подведомственные заказчики, какие области вызывают у них наибольшие затруднения.

Авторы данной статьи исследовали опыт проведения мероприятий ведомственного контроля ФМБА России и проанализировали те материалы ведомственного контроля, которые имеются в свободном доступе.

По итогам исследования были выделены наиболее проблемные аспекты закупочной деятельности подведомственных заказчиков, их можно выделить в следующие группы:

  • ведение внутренних организационно-распорядительных и нормативных документов, регламентирующих деятельность подведомственных заказчиков по осуществлению закупок;
  • планирование закупок;
  • проведение процедур закупок;
  • исполнение контрактов.

Рассмотрим их более подробно.

В отношении внутренних документов, регламентирующих деятельность подведомственных заказчиков, следует отметить, что эти документы имеются у проверяемых заказчиков не в полном объеме и не всегда приведены в соответствие с законодательством о контрактной системе.

В тех случаях, когда контрактные службы заказчиков создаются на базе существующего структурного подразделения без образования самостоятельного структурного подразделения, целесообразно вносить соответствующие изменения в должностные регламенты (инструкции) сотрудников, входящих в состав контрактной службы.

Изменения могут касаться дополнения существующих обязанностей работника соответствующими функциями и полномочиями сотрудника контрактной службы (ч. 4 ст. 38 Закона о контрактной системе), ведь должностной регламент (инструкция) – это документ, определяющий функционал работника. С вхождением такого работника в состав контрактной службы функционал претерпевает изменения.

При планировании закупок заказчики также сталкиваются с рядом сложностей, что находит отражение в составляемых ими документах. На этот факт стоит обратить особое внимание, поскольку с 1 января 2015 г. вступают в силу положения о планировании, которые существенно дополнят и конкретизируют порядок планирования закупок, составления и утверждения планов закупок, обоснования закупок (ст. 16, 18 Закона о контрактной системе). А с 1 января 2016 г. у заказчиков появится обязанность размещать в Единой информационной системе планы закупок, планы-графики и информацию об их реализации (подп. 1–3 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе).

Более того, заказчики не смогут осуществлять закупки, не включенные в планы-графики (ч. 11 ст. 21 Закона). Таким образом, чем раньше в практику планирования будут внедрены новые положения законодательства, тем больше вероятность избежать ошибок в дальнейшем (см. документ в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>) .

Анализ деятельности заказчиков в области планирования позволяет прийти к выводам, что зачастую показатели, указываемые в позициях планов, планов-графиков (заказчиками употребляются различные наименования данного документа, несмотря на то что для переходного периода 2014–2015 гг. Закон о контрактной системе использует термин «план-график»), не совпадают с фактическими. То есть объем товаров, работ, услуг, их цена, а также прочие показатели не совпадают с теми, которые устанавливаются заказчиками в извещении и закупочной документации. Причем разница может быть как в меньшую, так и в большую сторону.

Такие факты вызывают опасения, ведь если в дальнейшем заказчик продолжит некорректно заполнять план-график, это вызовет закономерные претензии со стороны контролирующих органов. «Несовпадения» можно объяснить тем, что заказчик не всегда успевает скорректировать план-график при изменении потребности в товарах, работах, услугах либо в случае признания закупок несостоявшимися.

В докладе о мониторинге применения Закона о контрактной системе во втором квартале 2014 г. отмечается следующее. В связи с тем, что нормы Закона, регламентирующие формирование заказчиками планов-графиков, вступают в силу с 1 января 2015 г., действующий в настоящее время порядок размещения на официальном сайте планов-графиков регламентируется совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27.12.2011 № 761/20н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» с учетом положений совместного приказа Минэкономразвития России и Казначейства России от 20.09.2013 № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы».

В соответствии с перечисленными приказами изменения в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки вносятся не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

В случае если в соответствии с Законом о контракт ной системе не предусмотрено размещение извещения или направление приглашения, изменения в план-график вносятся не позднее чем за десять календарных дней до даты заключения контракта.

Вместе с тем, пока новые нормы не приняты, подведомственным заказчикам и иным субъектам, осуществляющим закупки, следует обратить более пристальное внимание на информацию, вносимую в документы при планировании закупок, с тем чтобы в последующем количественные характеристики фактически закупленных товаров, работ, услуг соответствовали запланированным показателям.

Далее заказчики не всегда с должным вниманием относятся к проведению подготовительных мероприятий перед процедурой закупки.

Зачастую материалы по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта не содержат запросов цен заказчика, информация запрашивается единожды в виде прайс-листов (в особенности это касается продуктов питания), которые в последующем многократно используются.

Вместе с тем в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, для заказчиков установлен определенный алгоритм действий при анализе рынка и запросе коммерческих предложений для формирования начальной (максимальной) цены контракта.

В частности, запрос о предоставлении ценовой информации, направляемый потенциальному поставщику, и (или) запрос о предоставлении ценовой информации, размещаемый в Единой информационной системе (на официальном сайте или иных сайтах) или в печатных изданиях, может содержать:

  • подробное описание объекта закупки, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги;
  • перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • основные условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки, включая требования к порядку поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества;
  • сроки предоставления ценовой информации;
  • сведения о том, что проведение процедуры сбора информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;
  • указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров, работ, услуг.

Оригиналы документов, использованных при определении, обосновании начальной (максимальной) цены контракта, снимки экрана (скриншоты), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Недостаток информации в запросах заказчика, несоблюдение Методических рекомендаций могут при вести к некорректному формированию начальной (максимальной) цены контракта, что будет прямым нарушением Закона о контрактной системе и повлечет за собой негативные последствия для заказчика.

Изучение документации о закупках, предоставляемой заказчиками при проведении мероприятий ведомственного контроля, а также размещаемой заказчиками на официальном сайте zakupki.gov.ru, показало, что заказчики очень часто используют в документации о закупках в разделе «источник финансирования закупки» формулировки «за счет средств бюджетного учреждения», «средства бюджетного учреждения».

При этом у таких заказчиков в установленном порядке утверждено и размещено Положение о закупках в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), но закупка размещается в соответствии с нормами Закона о контактной системе (см. документ в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>) .

По закону при наличии положения о закупках, утвержденного в установленном порядке и размещенного на официальном сайте, заказчик должен осуществлять закупки за счет собственных средств в рамках Закона № 223-ФЗ.

На практике, как правило, в таких ситуациях закупки производятся за счет «смешанного» источника финансирования (средств федерального бюджета и средств бюджетного учреждения). В ходе проверочных мероприятий выявляется большое количество случаев ненадлежащего исполнения контрактов со стороны поставщиков, подрядчиков, исполнителей.

Со стороны заказчиков в таких случаях не всегда своевременно направляются требования об оплате штрафных санкций, предусмотренных контрактами, что противоречит одному из основных принципов контрактной системы – эффективность осуществления закупок (ст. 12 Закона о контрактной системе). <…>     

Читайте также по теме "Процедуры закупок" >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×