Стоматологическая помощь в рамках госгарантий: быть или не быть? (окончание)

4141
Стоматологическая помощь в рамках госгарантий: быть или не быть? (окончание)

В настоящее время при планировании и оплате стоматологической помощи (начиная с 2013 г.) возникает ряд вопросов, связанных с изменением законодательных подходов к планированию и финансированию территориальных программ ОМС <…>

Мотивы, которыми руководствовалось Министерство здравоохранения РФ, вводя такую детализацию нормативов амбулаторной помощи, понятны и вполне обоснованы в связи с требованиями нового законодательства в сфере здравоохранения. Они направлены на приоритетное развитие первичной медицинской помощи и ее профилактической составляющей, а также на «борьбу» с большим числом приписок по амбулаторной деятельности.

Для корректного планирования амбулаторной стоматологической помощи необходимо из каждого объемного норматива вычесть объем стоматологической помощи и рассчитать объем посещений каждого вида, а затем определить плановую стоимость стоматологической помощи и правильно рассчитать тарифы ОМС, учитывая трудоемкость стоматологических услуг и различия в хозяйственном содержании стоматологических клиник.

Рекомендации Минздрава России по этим вопросам содержатся в письме от 08.11.2013 № 11-9/10/2-8309 (см. документ в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>)<…><…>

В приложении 5 к этому письму даны нормативы только для профилактических посещений к стоматологу – 118,5 посещения на 1000 застрахованных лиц, в т.ч. для взрослых – 55,3 и для детей – 83,2. Нормативы по обращениям (законченным случаям амбулаторного лечения) и по неотложным посещениям для специальности «Стоматология», как и для других специальностей, в рекомендациях на 2014 г. отсутствуют.

Обратимся еще к одним федеральным рекомендациям, в которых упоминается о планировании амбулаторной помощи. Это рекомендации по формированию способов оплаты медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в т. ч. клинико-статистических групп болезней (КСГ), доведенные до регионов письмом Минздрава России от 20.12.2012 № 14-6/10/2-5305.

Рекомендации подготовлены рабочей группой Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ Минздрава России от 12.10.2012 № 412). Хотя данные рекомендации в большей степени рассматривают возможность применения клинико-статистических групп заболеваний для оплаты стационарной медицинской помощи в 2013 г., в них есть упоминания об особенностях планирования и оплаты амбулаторной медицинской помощи.

Министерством здравоохранения РФ обобщены данные ряда крупных территорий и представлена структура обращений к основным специалистам амбулаторно-поликлинических учреждений (по взрослому и детскому населению) (табл. 3).

Субъекты РФ, учитывая региональные особенности, вправе корректировать показатели и рассчитывать структуру обращений к специалистам, и при этом могут расширять перечень специальностей. Для расчета поправочных коэффициентов стоимости обращения по поводу заболевания учтены:

  • показатели среднего числа посещений в одном обращении по поводу заболевания к основным специалистам, на основе которых рассчитаны поправочные коэффициенты кратности посещений в обращении к специалистам;
  • относительные коэффициенты стоимости обращения к основным специалистам.

При расчете относительного коэффициента стоимости обращения по поводу заболеваний к специалистам учтены относительные коэффициенты стоимости одного посещения по специальностям, рекомендуемые письмом Минздравсоцразвития России от 22.12.2011 № 20-2/10/1-8234 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012г.».

Поправочные коэффициенты стоимости обращения к специалистам рассчитаны как произведение поправочных коэффициентов кратности посещений в обращении и относительных коэффициентов стоимости посещения различных специалистов (табл. 4). <…>

Стоматологическая помощь в рамках госгарантий: быть или не быть? (окончание)

При оплате амбулаторной стоматологической медицинской помощи рекомендуется учитывать условную единицу трудоемкости (УЕТ), которая на протяжении многих лет используется в стоматологии для планирования учета оказываемых услуг, отчетности деятельности специалистов, оплаты их труда.

Оплата стоматологической помощи в амбулаторных условиях по УЕТ позволит внедрить принцип максимальной санации полости рта и зубов (лечение двух-трех зубов) за одно посещение, что является наиболее эффективным, т.е. сокращается время на вызов пациента, подготовку рабочего места, операционного поля, работу с документами и т. д.

Все основные стоматологические и лечебно-диагностические мероприятия и технологии выражаются в УЕТ, которые едины для всех стоматологических медицинских организаций.

Предлагается также принять за основу классификатор основных стоматологических, лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в УЕТ из Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденных Минздравом России и Федеральным фондом ОМС 28.08.2001 № 25109257-01-34 и 31-59/40-1. <…>

Для определения размера норматива финансовых затрат на одну УЕТ рекомендуется взять за основу территориальный норматив стоимости одного обращения по поводу заболевания при оказании стоматологической медицинской помощи в амбулаторных условиях за счет средств ОМС, применить поправочный коэффициент 1,3 дл я взрослого населения и 1,6 для детского населения и разделить на среднее количество УЕТ в обращении.

Полученное значение стоимости одной УЕТ следует умножить на количество УЕТ в стоматологическом, лечебно-диагностическом мероприятии и технологии с учетом специальности, а также возраста пациента (взрослые, дети).

Заключение

Рассмотрев все существующие нормативы и рекомендации по планированию и оплате амбулаторной стоматологической помощи, на уровне регионального здравоохранения можно предложить следующий порядок планирования и финансирования стоматологической помощи.

1. На основе учета стоматологической помощи в регионе необходимо определить кратность посещений в одном стоматологическом обращении (законченном случае) и возрастную структуру обращений (аналогично данным в табл. 3 и 4).

2. На основании этих данных пересчитать нормативы посещений по амбулаторной лечебной помощи (использовались при формировании ПГГ в 2012 г.), получив новые пропорции по различным амбулаторным специальностям, суммарно эти нормативы должны соответствовать подушевому нормативу по лечебной амбулаторной помощи на 2014 г. При необходимости отрегулировать нормативы по специальностям через общий поправочный коэффициент.

3. Ввиду отсутствия рекомендаций по распределению неотложной помощи по специальностям, на основе региональных данных (используя экспертные оценки специалистов региона) определить долю неотложной помощи по стоматологии для взрослого и детского населения.

4. Провести раздельный расчет по неотложной, профилактической и лечебной стоматологической помощи, используя вышеназванные подушевые нормативы и численность застрахованного населения по возрасту.

5. Используя стоимостные нормативы и рекомендуемые коэффициенты удорожания по стоматологии (для детей и взрослых), рассчитать значение плановой стоимости стоматологической помощи на год.

6. Выбрать параметр УЕТ-емкости профилактического и неотложного посещения и обращения (по федеральным рекомендациям или на основе региональной статистики) и пересчитать объем стоматологической помощи в УЕТ.

7. Рассчитать стоимость одной УЕТ разделив итоговые результаты п. 5 на итоговые результаты п. 6.

8. Сформировать плановые задания по стоматологии для всех медицинских организаций.

9. Принимая во внимание специфику одноканального финансирования, сравнить расчетную стоимость планового задания для каждой МО (по стоматологии) с планируемыми затратами, проанализировав отдельно «пять» статей и остальные расходы, финансируемые из средств ОМС.

10. Использовать один из способов обеспечения финансового баланса:

  • единый «базовой» тариф на УЕТ (по «пяти статьям») и тариф «содержания» на 1 УЕТ;
  • групповые тарифы на 1 УЕТ, учитывающие обоснованное различие в содержании МО;
  • индивидуальный регулирующий коэффициент, учитывающий содержание МО и регулирующий единый тариф на УЕТ   

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Читайте также по теме "ОМС" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль