Данная статья продолжает цикл публикаций, посвященных системе контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Авторы дают рекомендации, призванные регламентировать работу организаций здравоохранения в сфере обращения лекарственных средств с позиций новых требований законодательства.
<...> В данной статье мы рассмотрим отдельный аспект работы медицинских организаций –
Обращает на себя внимание тот факт, что в соответствии со ст. 85 Закона № 323-ФЗ обращение лекарственных средств является отдельным направлением контроля и на первый взгляд не интегрируется в контроль качества и безопасности медицинской деятельности, т. к. ни государственный, ни ведомственной контроль не предусматривают его среди своих направлений.
↯ Перечень клинических рекомендаций, обязательных с 1 января 2023 года
Однако можно ли сегодня говорить о качестве и безопасности медицинской деятельности, минуя тему обращения лекарственных средств? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести анализ нормативно-правовой базы.
Нормативно-правовая база, регулирующая
<...>Пункт 4 ст. 9 Закона № 61-ФЗ определяет направления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств:
• организация и проведение проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, хранению, перевозке, ввозу в Российскую Федерацию, отпуску, реализации лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств, а также соблюдения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ методики установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – обязательные требования);
• организация и проведение проверок соответствия лекарственных средств, находящихся в обращении, установленным обязательным требованиям к их качеству;
• выдача разрешений на ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации;
• организация и проведение мониторинга безопасности лекарственных препаратов;
• применение в порядке, установленном законодательством РФ, мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений, выдача предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения. Пункт 6 ст. 9 Закона № 61-ФЗ указывает на то, что должностные лица Росздравнадзора имеют право:
• получать на основании мотивированных письменных запросов от субъектов обращения лекарственных средств, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления документы и информацию по вопросам обращения лекарственных средств;
• беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися субъектами обращения лекарственных средств, при осуществлении своей деятельности территории, здания, помещения и сооружения в целях проведения мероприятий по контролю;
• проводить отбор образцов лекарственных средств, предназначенных для реализации и реализуемых субъектами обращения лекарственных средств, для проверки их качества, проведения исследований, испытаний в соответствии с правилами отбора образцов, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
• выдавать субъектам обращения лекарственных средств предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
• направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Основным подзаконным актом, реализующим требования законодательства в сфере обращения лекарственных средств, является постановление Правительства РФ от 15.10.2012 № 1043 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств».
В нем кроме содержания каждого из этапов надзорных мероприятий указывается, что государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок.
Под проверки подпадают и медицинские организации как субъекты обращения лекарственных средств.
Регламентация деятельности медицинской организации в сфере обращения лекарственных средств
<...>Как уже было отмечено, нормативная база в части контроля в сфере обращения лекарственных средств за последние годы кардинально изменилась. Поэтому в каждой медицинской организации необходимо, прежде всего с позиций новых требований и при этом с акцентом на безопасность в целом и безопасное применение лекарственных препаратов в частности, регламентировать работу в сфере обращения лекарственных средств.
В этой связи в комплекс локальных нормативных актов медицинской организации по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности должны быть включены документы, регламентирующие безопасное обращение лекарственных средств в данной организации (см. документ в ЭС "Экономика ЛПУ" -
• приказ об утверждении порядка обеспечения безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации;
• порядок обеспечения безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации;
• дополнения в должностную инструкцию лица, ответственного за обеспечение безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации;
• дополнения в должностную инструкцию лица, ответственного за обеспечение безопасного обращения лекарственных средств в подразделении медицинской организации;
• дополнения в должностную инструкцию уполномоченного лица по консультативному сопровождению лекарственной терапии.
Ключевым документом в представленном перечне будет являться порядок обеспечения безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации. Его содержание должно опираться на понимание того, что обеспечение безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации является сложным многокомпонентным процессом, реализация которого включает ряд направлений:
• кадровую работу в медицинской организации по вопросам обеспечения безопасного обращения лекарственных средств;
• обеспечение выполнения установленных требований при приобретении (закупке) лекарственных препаратов для нужд медицинской организации;
• обеспечение выполнения установленных требований при хранении лекарственных препаратов;
• обеспечение выполнения установленных требований при применении (назначении пациенту) лекарственных препаратов;
• обеспечение выполнения установленных требований при отпуске лекарственных препаратов.
Содержание каждого из обозначенных направлений должно быть подробно раскрыто в данном документе, а их функциональное наполнение должно найти отражение в должностных инструкциях всех участвующих в сфере обращения лекарственных средств в медицинской организации сотрудников.
*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии
Читайте также по теме "Оборот лекарственных средств" >>
Материал проверен экспертами Актион Медицина
Порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации и протоколы лечения, пошаговые алгоритмы и инструкции для врачей — читайте и скачивайте документы на www.provrach.ru