Профилактика бронхиальной астмы у детей

1644
Профилактика бронхиальной астмы у детей

<...> Симптомы бронхиальной астмы

Характерными симптомами бронхиальной астмы являются: затрудненное, свистящее дыхание; кашель; чувство стеснения в груди; приступ удушья. Если подышать через соломинку для коктейля в течение некоторого времени, то через несколько минут возникает ощущение нехватки воздуха, страх, беспокойство, учащение сердцебиения.

То же самое испытывают дети при приступе БА. Просвет бронхов при БА сужается за счет спазма гладкой мускулатуры, отека слизистой оболочки и повышенной выработки густой, вязкой слизи. Воздух с трудом проникает в бронхи и с еще большим трудом выходит, создавая характерное шумное, «свистящее» дыхание. Накапливающаяся углекислота поступает в дыхательный центр мозга, оказывает возбуждающее действие, в результате чего учащается дыхание, усиливается одышка.

Во время приступа ребенок занимает вынужденное положение сидя, плечи подняты, грудная клетка вздута. При таком положении воздух легче проникает в грудную клетку. Мышцы шеи напрягаются, рот открыт.

В дыхании участвуют мышцы шеи и грудной клетки. Приступ БА в легких случаях может пройти самостоятельно, однако чаще необходим прием лекарственных препаратов, которые прописывает врач.

В течение заболевания выделяют период обострения в виде приступа или затяжного обострения и период ремиссии, когда симптомы астмы отсутствуют.

По степени тяжести БА делится на: легкую интермиттирующую, легкую персистирующую, персистирующую средней тяжести, тяжелую персистирующую.

Степень тяжести соответствует частоте возникновения, тяжести приступов БА, а также тем мероприятиям, которые необходимо применять для лечения заболевания. Так как в период ремиссии дети могут чувствовать себя хорошо, то у родителей возникает надежда, что приступов больше не будет.

Следует помнить, что БА – заболевание хроническое, симптомы вновь появляются при обострении, и важно знать, как избегать этих обострений.

Приступы БА редко развиваются внезапно. У большинства людей появляется ряд симптомов-предвестников до того, как возникнет приступ удушья. Эти симптомы, предшествующие бронхоспазму, индивидуальны<...>

<...>Методы контроля за течением бронхиальной астмы

Одним из необходимых условий успешного лечения астмы является проведение постоянного самоконтроля за состоянием дыхания, проходимостью дыхательных путей.

Всем больным БА необходимо проводить ежедневную самооценку своего состояния. Для этого нужно вести «Дневник наблюдения» и отмечать в нем симптомы астмы, частоту пульса и дыхания, принимаемые лекарства.

Ощущения больного и клинические симптомы не всегда соответствуют истинному состоянию бронхопроходимости, и необходимо объективно определить, насколько сужены бронхи. С этой целью используется портативный, простой в применении прибор – пикфлоуметр. Он позволяет измерять объем проходящего воздуха при выдохе в единицу времени, т. е. пиковую скорость выдоха (ПСВ). ПСВ измеряется в литрах в минуту.

Существуют определенные нормы для этого показателя, которые зависят от пола, роста. При наличии каких-либо изменений в дыхательных путях, например, воспалении, ПСВ будет уменьшаться. Регулярное измерение ПСВ помогает оценить степень проходимости дыхательных путей.

Пикфлоуметром могут пользоваться дети, в основном, с 5-летнего возраста, иногда раньше, с 3–4 лет. <...>Пикфлоуметрию нужно производить 2 раза в день (утром и вечером), в одно и то же время (утром – до приема лекарств, вечером – после). Прибор пикфлоуметр рассчитан на индивидуальное пользование. Существует много разновидностей пикфлоуметров, но принципы их действия сходны. Измерения необходимо проводить одним и тем же прибором, т. к. каждый пикфлоуметр может иметь свои индивидуальные особенности и показатели могут отличаться. Детям следует объяснить, что выдыхать в прибор нужно так, как будто гасишь свечи на торте по случаю праздника.

Правила пользования пикфлоуметром:

1. Надеть мундштук на пикфлоуметр.

2. Измерения делать стоя, держа пикфлоуметр горизонтально. Бегунок-стрелка должен находиться в начале шкалы.

3. Глубоко вдохнуть, обхватить мундштук губами и выдохнуть резко, как можно быстрее.

4. Отметить результат.

Следует дважды повторить п. 2–4, а затем выбрать наивысший результат и сравнить его с должными для каждого ребенка, определяемыми по таблице. Таблица соответствующих значений ПСВ по полу, росту и возрасту обычно прилагается к каждому пикфлоуметру.

Для детей с БА очень важно, чтобы значения ПСВ в течение суток оставались стабильными, т. е. чтобы разница между наибольшей (вечер) и наименьшей (утро) величинами ПСВ была минимальна, а показатель дневного отклонения не превышал 15%. Этот показатель бронхопроходимости называется бронхолабильность. Даже если значения ПСВ нормальные, а бронхолабильность превышает 15%, это свидетельствует о нестабильном состоянии ребенка.

Наиболее частые ошибки при пикфлоуметрии

1. Ребенок неплотно обхватывает мундштук, воздух выходит из уголков рта.

2. Ребенок закрывает мундштук языком или зубами, при этом показатели очень низкие.

3. Выдох длинный, медленный, а не сильный, короткий.

4. Пикфлоуметр направлен в пол, а не горизонтально.

Система цветовых зон

Для более четкого контроля за состоянием ребенка и простоты оценки его ПСВ используется принцип «Светофора», когда значения показаний пикфлоуметрии делятся на зоны: зеленая, желтая и красная.

Зеленая зона. Зеленый цвет свидетельствует о благополучии, т. е. показатели ПСВ составляют 80–100% от нормы, показатель бронхолабильности – меньше 20%. Симптомы астмы отсутствуют. Сон и активность ребенка не нарушены.

Желтая зона. Желтый цвет означает – «Внимание. Осторожно». Показатель ПСВ составляет 60–80%. Показатель бронхолабильности – 20–30%. Это признаки ухудшения состояния, больной и родители должны быть внимательны, т. к. симптомы бронхоспазма могут отсут ствовать или быть незначительными. Показатели в этой зоне могут также говорить о неправильно подобранном лечении.

В этом случае нужно следовать следующему плану:

• убрать провоцирующий фактор;

• принять предписанное врачом при обострении астмы лекарство (бронхоспазмолитик);

• посоветоваться с врачом.

Красная зона. Красный цвет – сигнал «Тревога». Эта зона пикфлоуметрии соответствует выраженному ухудшению состояния, приступу бронхоспазма. Показатель ПСВ ниже 60%. Показатель бронхолабильности больше 30%. В этот период происходит усиление симптомов астмы. Нужна срочная консультация врача, медицинское наблюдение, возможно потребуется лечение в больнице. <...>

<...>Первая помощь при приступе и обострении бронхиальной астмы

Приступ – это остро возникшее нарушение состояния ребенка, проявляющееся одышкой, внезапным приступообразным кашлем, свистящим дыханием – вместе или порознь.

В период обострения имеют место любые признаки болезни. Обострение может проявляться рядом следующих друг за другом острых приступов, а может развиваться постепенно в течение нескольких дней и недель.

Если астма лечится правильно, то приступы и обострения возникают очень редко. Наиболее частые ранние симптомы приступа: кашель; свистящее дыхание; стеснение, боль в груди; чувство усталости; головная боль; раздражительность; сердцебиение; зуд; першение в горле; навязчивые движения; чихание; беспокойство и т. п.

Если приступ развивается дальше, то кашель и одышка быстро усиливаются, свистящее дыхание и хрипы в грудной клетке нарастают, появляется чувство ее распирания, изменяются цвет лица, голос, поведение.

Если приступ уже развился, следует оценить его тяжесть. Это является важным в плане последующих действий.

Если приступ нетяжелый, можно попытаться оказать помощь без обращения к врачу.

Главное – не поддаваться панике. Родители должны четко знать, что следует предпринять, и действовать уверенно, спокойно, помогая успокоиться ребенку.

Важно отработать алгоритм помощи заранее. Оказание помощи при остром приступе следует начинать с момента появления ранних симптомов.

Необходимо предпринять следующее:

• помочь ребенку принять удобную позу, расслабиться, обеспечить доступ свежего воздуха;

• по возможности установить причину (триггер) приступа и удалить ее (табачный дым, животные, физическая нагрузка, эмоциональный стресс и т. п.);

• предоставить ребенку теплое обильное питье;

• сделать ингаляцию бронхорасширяющего лекарства.

Если состояние ребенка улучшилось, можно, оставаясь на месте, повторить прием препарата через 20 мин и дождаться восстановления дыхания, затем выполнить несколько дыхательных упражнений.

Если улучшения состояния не произошло, необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью. Следует поощрять ребенка к самостоятельному исполнению указанных выше пунктов.

Родители должны понимать, что ребенок должен быть в состоянии справиться с приступом сам, поэтому вместе с врачом им необходимо разработать план поведения ребенка во время приступа.

Учителя и медперсонал школы должны знать, что у ребенка астма и быть ознакомлены с основными этапами помощи при ухудшении состояния.

С детьми в классе должна быть проведена определенная работа для того, чтобы больной ребенок не испытывал стеснения при необходимости приема препарата.

К основным признакам тяжелого приступа относятся:

• снижение показателей ПСВ ниже 50%;

• частота дыханий более 50 в мин;

• сердцебиений – более 140;

• изменение голоса, цвета лица;

• спутанность речи;

• ограничение движений;

• апатия.

При наличии этих симптомов необходимо срочно вызвать врача.

Обострение БА может развиваться постепенно и сопровождаться следующими изменениями:

• ухудшением состояния;

• появлением ночных симптомов;

• ухудшением переносимости физической нагрузки;

• прогрессивное падение показателей ПСВ или увеличение суточного разброса показателей;

• повышение потребности в бронхорасширяющих ингаляторах.

Важным способом распознавания обострения является проведение пикфлоуметрии. Для предупреждения начинающего обострения необходимо воспользоваться схемой приема лекарств по системе цветовых зон. Следовать этой схеме можно только тогда, когда родители обсудили ее с лечащим врачом.

Алгоритм поведения при обострении сводится:

• к приему бронхолитиков;

• усилению противовоспалительной терапии;

• контролю за симптомами;

• использованию пикфлоуметра для своевременного распознавания угрожающего жизни состояния. Основные навыки самоконтроля детей включают:

• умение предотвращать приступ астмы;

• в зависимости от тяжести симптомов, их прогрессирования знать, какова должна быть стратегия вмешательства, ее этапы;

• умение принимать предписанные врачом лекарства;

• знание, как вести себя с окружающими в вопросах, касающихся астмы. <...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Читайте также по теме "Клиническая практика" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль