Делегирование полномочий в деятельности медсестры-менеджера

3104
Делегирование полномочий в деятельности медсестры-менеджера

Должностные обязанности главных (старших) медицинских сестер зачастую более обширны в разделе «функциональные обязанности», чем у вышестоящих руководителей. <...>

<...>Причины завала на работе

Отвечая на первый вопрос, можно сказать, что у многих руководителей до сих пор остаются принципы: «лучше меня никто не сделает», «хочешь, чтобы было хорошо, – сделай сам», «проще самому сделать, чем объяснять, проверять, переделывать», «проще самому сделать, чем кого-то просить» и т. д.

Также в настоящее время существует практика, когда сотрудники медицинских организаций сами составляют себе должностные инструкции, но они почему-то также избыточны. Многие руководители среднего звена считают, что чем больше они набрали «ответственности», тем больше они значат и весят в данной организации.

Но это далеко не так. На самом деле, чем больше «ответственность», тем больше и спрос. А спрос с руководителей среднего и младшего медицинского персонала и так достаточно высок. Отвечая на второй вопрос, необходимо задуматься над тем, сколько человек может вести дел одновременно, сколькими подчиненными одновременно может управлять руководитель, как долго и насколько пристально можно уделять внимание тому или иному вопросу и др.

Да, конечно, найдутся и такие, которые скажут, что они все успевают и со всем справляются, но какой ценой и с каким уровнем!

Ответ на поставленный вопрос зависит и от того, по каким критериям и кем оценивается работа данного специалиста, а также от размеров самой организации (многопрофильная ли это больница, состоящая из поликлиники и стационара на 300 коек, или стоматологическая клиника на 4 кресла;

1500 чел. персонала в ней работает или 15).

К тому же, есть достаточно много исследований в области психологии и менеджмента, говорящих об ограниченности возможностей и ресурсов (как человеческих, так и организационных).

Например, время. Даже если у вас ненормированный рабочий день, то он нормированный у других сотрудников и служб, в большинстве случаев вы не можете налаживать работу, про верять что-либо в отсутствие сотрудников и др. Вряд ли можно назвать рациональной и практику брать работу на дом (см. материалы в ЭС "Контроль в ЛПУ" - получить доступ >>).

Примеры делегирования

Ответить на третий вопрос нам поможет один из инструментов менеджмента – делегирование полномочий. Делегирование полномочий – это не перекладывание дел (с больной головы на здоровую), не поиск свободных рук, не приказ, а поиск кандидатуры, специалиста, который может справиться с поставленной задачей и разделить с вами ответственность.

Делегирование полномочий является частью системы мотивации сотрудников, которая отчасти строится на повышении их значимости в рабочем процессе, ответственности, использовании (в хорошем смысле) интеллекта/потенциала и т. д.

Примеры делегирования полномочий в практике медсестры-руководителя:

  • составление алгоритма действий в случае конфликта с пациентом, проведение оценки психологического климата в отделении, определение уровня синдрома эмоционального выгорания и хронической усталости, составление планов обучения можно делегировать медицинской сестре с психолого-педагогическим образованием;
  • составление алгоритмов выполнения манипуляций можно делегировать медицинской сестре с высшим сестринским образованием;
  • составление инструкции по сбору, хранению, утилизации медицинских отходов – эпидемиологу (по согласованию с высшим руководством);
  • контроль за деятельностью пищеблока, буфетов в отделениях разделить с диетсестрой, а также (по согласованию с высшим руководством) с эпидемиологом, начмедом, дежурным врачом;
  • контроль за деятельностью центрального стерилизационного отделения разделить со старшей медсестрой операционного блока;
  • табели, графики учета рабочего времени может вести секретарь, сотрудник планового, оперативного отдела, отдела кадров и др., в отделениях – одна из медицинских сестер или врач;
  • контроль работы медоборудования, метрологию, сбор заявок на ремонт и вызов мастера возложить на отдел медтехники;
  • контроль за движением лекарственных средств разделить с аптекой, заведующими отделениями, начмедом, клиническим фармакологом и др.;
  • контроль за движением дезсредств разделить со старшими медсестрами, эпидемиологом, ответственным сотрудником склада за выдачу препаратов на отделения и т. д.

Как преодолеть трудности делегирования

На практике при делегировании полномочий руководители сталкиваются с различными трудностями. Для их преодоления руководителю необходимо:

  • быть лидером, уметь работать в команде, ценить других сотрудников, «чужой труд и ум», знать своих сотрудников (в т. ч. их потенциал и возможности);
  • преодолеть себя и отдать часть своей «ответственности», доверять своим сотрудникам, видеть в них союзников, соратников, членов команды, а не «злых» конкурентов;
  • уметь просить, приказывать, уметь выбирать между сотрудниками и аргументировать свой выбор;
  • уметь ставить цель и определять задачи;
  • четко определять, что и кому делегировать;
  • по необходимости проводить обучение, прояснение целей, мотивацию к выполнению;
  • контролировать ход выполнения и оказывать поддержку (а не критиковать);
  • пресекать попытки «шантажа», обратного делегирования, отказа от выполнения поставленных задач («Я это сделаю, если…», «Да, но Вы это сделаете сами лучше…» и т. п.);
  • вместе с делегированием наделять сотрудников определенными полномочиями;
  • пресекать попытки других сотрудников мешать выполнению поставленных задач, указывать на то, что «ваш уполномоченный не так делает, не так справляется и вообще вы не того назначили».

Если руководитель перепоручает подчиненным слишком много своих обязанностей, то у сотрудников создается впечатление, что он ничего не делает, слабый и «никчемный». Если же начальник, наоборот, слишком мало делегирует полномочий, лишь изредка поручает «серьезное дело», а в основном – «никчемный труд», то одни сотрудники думают, что он не доверяет сотрудникам, команде, не ценит их и могут поменять работу, а другие сотрудники-пионеры (такие есть всегда), готовы выполнить любое «пожелание» руководителя, при этом получив «зачет-поощрение».

В такой ситуации руководитель рискует остаться без профессионалов, без сотрудников, приверженных организации, т. к. оставшиеся будут требовать все больше и больше «пряников» за меньший объем работы.

Что можно и нельзя делегировать

Грамотное делегирование полномочий высвобождает время для решения стратегических задач, построения планов и т. д., укрепляет командный дух и мотивацию сотрудников, открывает потенциал сотрудников, способствует их развитию и стремлению к достижению целей организации, поэтому необходимо понять, какие вопросы можно делегировать, а какие нельзя.

Например, можно делегировать рутинную работу, не требующую специальных навыков, знаний, умений, повторяющуюся периодически, не сильно влияющую на результат, но требующую много времени: заполнение графиков, постановку печати на бланках, прошнуровывание журналов и нумерование страниц, разлиновку, сбор информации, разбор и раскладывание по полкам, сбор/комплектацию заказов в соответствии с требованиями и др.

Также можно делегировать полномочия по специализированному профилю (особенно узконаправленному).

Например, как уже говорилось выше, если вы знаете, что у вас в организации/отделении есть медицинская сестра, имеющая психолого-педагогическое образование, то она – как раз тот специалист, обладающий всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, которому можно делегировать проведение соцопроса по оценке качества медицинской помощи.

Не всегда можно делегировать решение конфликтных ситуаций, споров, увольнение сотрудника (сами решайте, увольняете вы его или нет), вынесение выговора и др.

Не стоит делегировать выбор стратегии развития организации, выхода из сложной ситуации, антикризисные мероприятия, принятие управленческих решений, утверждение планов, поздравления/поощрения выдающихся сотрудников организации, прием сотрудников для решения их личных вопросов и др.<...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Читайте также по теме "Квалификация" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль