Опыт организации системы менеджмента качества в больнице скорой медицинской помощи

2414
Опыт организации системы менеджмента качества в больнице скорой медицинской помощи

В статье рассмотрен опыт разработки и внедрения системы менеджмента качества, построенной на основе требований международного стандарта ИСО 9001 версии 2011 г., с применением технологии процессного подхода.

Государственное автономное учреждение здравоохранения Республики Татарстан «Больница скорой медицинской помощи» (далее – ГАУЗ РТ «БСМП») – это многопрофильный медицинский центр, оказывающий круглосуточную экстренную и неотложную специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь населению г. Набережные Челны и северо-восточного региона Республики Татарстан.

Численность медицинских работников больницы на сегодняшний день составляет 1250 чел. ГАУЗ РТ «БСМП» – это новая для России модель лечебного учреждения, работающего под девизом – профессионализм, пациенто-ориентированность, доброжелательность.

С января 2011 г. руководством ГАУЗ РТ «БСМП» взят курс на внедрение системы менеджмента качества (далее – СМК), и с октября 2011 г. началась работа по формированию СМК при активном вовлечении руководителей служб и подразделений больницы, врачей и медицинских сестер.

Первым этапом стало формирование команды приверженцев менеджмента качества. Опыт многих коллективов показывает, что результат будет достигнут, если 10–20% сотрудников с удовольствием будут заниматься проблемами менеджмента качества – в этом заключается важнейший механизм успеха реализации проекта (см. материалы в ЭС "Контроль в ЛПУ" - получить доступ >>)<...>

При разработке «Руководства по качеству» использованы следующие документы:

1. Нормативные документы федерального уровня:

• ГОСТ ISO 9000-2011 «Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

• ГОСТ ISO 9001-2011 «Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования»;

• ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»;

• ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»;

• ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;

• ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента»;

• ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 «Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества»;

• Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

• Закон РФ от 27.04.1993 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений»;

• СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

• СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;

2. Внутренние нормативные документы:

• Политика в области качества;

• Цели в области качества;

• Документированная процедура «Управление документацией»;

• Документированная процедура «Управление записями»;

• Документированная процедура «Управление несоответствующей продукцией»;

• Документированная процедура «Внутренние аудиты»;

• Документированная процедура «Корректирующие и предупреждающие действия»;

• Методическая инструкция «Оценка ключевых процессов»;

• Методическая инструкция «Оценка качества медицинской помощи»;

• Методическая инструкция «Оценка удовлетворенности потребителей»;

• Методическая инструкция «Оценка поставщиков»;

• Методическая инструкция «Анализ функционирования системы менеджмента качества»;

• Методическая инструкция «Регламент работы с заявлениями, письмами и жалобами граждан»;

• Методическая инструкция «Правила оформления медицинской карты стационарного больного»;

• Методическая инструкция «Правила оформления медицинской карты амбулаторного больного»<...>

Процессная модель Система менеджмента качества ГАУЗ РТ «БСМП» основана на процессном подходе.

Приведенная на рис. 1 модель СМК иллюстрирует связи между процессами и содержит требования потребителей и способы удовлетворение этих требований, что обеспечивается методами постоянного улучшения СМК.

Опыт организации системы менеджмента качества в больнице скорой медицинской помощи

СМК включает ряд взаимосвязанных системообразующих процессов – макропроцессов, которые в свою очередь состоят из процессов и подпроцессов. Руководство анализирует и оптимизирует взаимодействие этих процессов, рассматривая как ключевые, так и вспомогательные процессы.

Процессы СМК ГАУЗ РТ «БСМП» описываются в документированных процедурах, в которых определяются критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении этими процессами, а также ресурсы и информация, необходимые для функционирования и мониторинга этих процессов.

Схема взаимодействия макропроцессов, образующих СМК, представлена на рис. 2.

Опыт организации системы менеджмента качества в больнице скорой медицинской помощи

Процесс 1 «Управление СМК» обеспечивает получение на входе информации из выходов процессов 2, 4, 5, 6 и преобразование ее в управляющее воздействие для ключевого процесса оказания медицинской услуги.

Процесс 2 «Процесс оказания медицинской услуги» – получение на входе ресурсов, используемых для оказания медицинской услуги (медикаменты, медицинские расходные материалы, дезинфицирующие средства, изделия медицинского назначения; медицинская аппаратура и т. д.). Выходом процесса является оказанная медицинская услуга.

Процесс 3 «Обеспечение ресурсами» – получение на входе продукции от поставщиков (материалы, оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности и т. д.) и обеспечение ресурсами процесса оказания медицинской услуги и все другие процессы системы.

Процесс 4 «Связь с органами управления» обеспечивает получение требований вышестоящих организаций к системе качества, процессам, и оказанию медицинской услуги.

Процесс 5 «Связь с поставщиками» предназначен для обеспечения учреждения продукцией поставщиков (под продукцией также понимаются услуги сторонних организаций и специалистов).

Основная цель процесса 6 «Связь с потребителями» – установление требований потребителей и получение информации об удовлетворенности выполнения их требований.

Распределение ответственности за осуществление макропроцессов СМК представлено в табл. 1.

Для поддержания в рабочем состоянии СМК и улучшения ее результативности в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001-2008) осуществляется мониторинг, измерение и анализ процессов.

Структура документации СМК ГАУЗ РТ «БСМП» включает 3 уровня:

1-й уровень – политика и цели в области качества;

2-й уровень – документированные процедуры, внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность подразделений ГАУЗ РТ «БСМП»;

3-й уровень – протоколы внутренних и внешних аудитов, акты экспертизы качества, экспертные заключения, результаты анкетирования пациентов и рассмотрения обращений и жалоб граждан, отчеты по несоответствиям, аналитические справки по результатам экспертизы качества медицинской помощи, протоколы врачебной комиссии по оценке качества медицинской помощи и т. д.

4-й уровень – нормативные правовые документы и формы федерального уровня, «встроенные» в СМК. Вся документация СМК оформляется согласно документированной процедуре «Управление документацией». Документация СМК представлена на бумажном и (или) электронном носителях.

Организационная структура системы менеджмента качества

Основной организационной структурой СМК ГАУЗ РТ «БСМП» является служба качества, в состав которой входят:

• главный специалист службы качества (врач);

• главный внутренний аудитор службы качества;

• юрисконсульт службы качества (по работе с обращениями граждан).

Возглавляет службу качества представитель руководства по качеству – заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, который является также ответственным представителем главного врача за надлежащее функционирование и совершенствование СМК.

В функции данного специалиста входят управление, постоянный контроль, оценка и координация СМК, обеспечение общего руководства группой по разработке, внедрению и поддержанию СМК, актуализация и внедрение основной документации СМК.

На должность представителя руководства по качеству назначается специалист из состава руководящих сотрудников ГАУЗ РТ «БСМП», имеющий специальную подготовку по вопросам менеджмента качества, разработки и внедрению СМК организаций, внутреннему аудиту<...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Читайте также по теме "Обеспечение качества медицинской помощи" >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×