text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Сайт медорганизации: правовые требования к размещению рекламы и использованию персональных данных

  • 11 марта 2015
  • 3189
Сайт медорганизации: правовые требования к размещению рекламы и использованию персональных данных

Медорганизация как владелец сайта должна помнить о том, что содержание сайта регулируется законодательством, требования которого необходимо знать и исполнять

Правовые требования к информации <...>

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Реклама медицинских услуг

Всю информацию на сайте медицинской организации можно разделить на две группы: обязательная для размещения (согласно требованиям законодательства) и вся остальная.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) действие законодательства о рекламе не распространяется на информацию, раскрытие которой для потребителя является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ прокомментировал данную норму в п. 18 информационного письма от 25.12.1998 № 37: «Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске».

С ВАС России согласилась Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. В письме от 24.01.2011 № АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама» ФАС России указала, что в соответствии с п. 2 и 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Таким образом, используя тот факт, что размещение информации о юридическом лице, видах оказываемых услуг, порядке и форме их предоставления, о медицинском персонале, который оказывает услуги, является обязательным, медицинская организация имеет возможность сделать эту информацию максимально привлекательной для пациентов, обойдя при этом запреты и ограничения Закона о рекламе.

Приведем пример.

Согласно п. 8 ст. 24 Закона о рекламе реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Указанный пункт в 2014 г. явился предметом обсуждения и неоднократных изменений со стороны законодателя. Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ реклама медицинских услуг была запрещена, за исключением такой рекламы на специализированных выставках, конференциях и в печатных изданиях. Эти изменения фактически парализовали на время рынок медицинских услуг, однако в июле 2014 г. ситуация была исправлена, и формулировка соответствующего пункта теперь выглядит так, как мы ее привели.

Обратим внимание на то, что реклама методов диагностики, лечения, профилактики, в отличие от рекламы медицинской услуги, и сейчас допустима только для профессионального сообщества медиков.

Однако на сайте медицинской организации можно рассказывать о методиках, применяемых при лечении тех или иных заболеваний, ссылаясь, как минимум, на Закон об охране здоровья, подп. 6 п. 1 ст. 79 которого содержит требование информировать пациентов об эффективности применяемых методов лечения.

Вторая группа – это любая информация, за исключением информации, размещение которой обязательно. В частности, многие медицинские организации размещают на своих сайтах:

— статьи врачей (заметки, выражающие мнение конкретного врача по той или иной проблеме);

— отзывы пациентов;

— истории успешного лечения;

— ответы на вопросы пациентов (онлайн консультации);

— фотографии результатов оказанных услуг.

Все перечисленное может стать способом привлечения потенциальных пациентов, формирует положительный образ конкретной медицинской организации, повышает доверие к ней и ее специалистам.

Закон о рекламе содержит две группы требований к рекламе медицинских услуг: общие требования (распространяются в целом на рекламу, в том числе на рекламу медицинских услуг) и специальные требования (распространяются только на рекламу медицинских услуг).

Общие требования к рекламе медицинских услуг:

1. Реклама должна быть добросовестной. Недобросовестной признается реклама услуг, которая:

— содержит некорректные сравнения рекламируемых медицинских услуг с находящимися в обороте аналогичными услугами, оказываемыми другими медицинскими организациями. Очевидно, что понятие «корректности» или «некорректности» оценочное, поэтому решения по указанному пункту принимаются государственными органами на основе собственного усмотрения и представления о том, что является «корректным»;

— порочит честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица, в том числе компании – конкурента;

— представляет собой рекламу услуги, реклама которой запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другой услуги, знак обслуживания которой тождествен или сходен до степени смешения со знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения. Ст. 24 Закона о рекламе содержит конкретные требования о возможных и запрещенных способах рекламирования медицинских услуг – нарушение этих требований будет основанием для признания рекламы недобросовестной;

— является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Например, согласно ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» актом недобросовестной конкуренции может быть признана реклама, в результате которой распространены ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки конкуренту, нанести ущерб его деловой репутации. То же самое можно сказать о рекламе, которая вводит потребителей услуг в заблуждение относительно характера, способа и места их оказания.

2. Реклама должна быть достоверной. Перечислим лишь те критерии недостоверности, которые можно очевидно отнести к медицинской деятельности и ее рекламе.

Итак, недостоверной признается реклама услуг, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемых услуг перед находящимися в обороте аналогичными услугами, которые предоставляются другими клиниками;

2) о любых характеристиках услуги, в том числе о ее природе, методиках, назначении, потребительских свойствах, об условиях оказания, сроках службы, сроках годности работ;

3) о перечне оказываемых услуг, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>) ;

4) о стоимости или цене услуг, порядке их оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях их оказания;

5) о гарантийных обязательствах исполнителя работ (актуально в стоматологии, ортопедии);

6) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица;

7) о результатах исследований и испытаний тех или иных методик в медицине;

8) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ клиенту – потребителю услуг;

9) об объеме оказываемых и рекламируемых услуг;

10) об исполнителе услуг.

3. В рекламе медицинских услуг не допускается:

— использование иностранных слов и выражений, если это искажает смысл рекламируемого товара;

— указание на то, что деятельность медицинской организации одобряется, поддерживается органами государственной власти;

— использование образов медицинских работников, за исключением тех случаев, когда реклама осуществляется на специальных медицинских конференциях, семинарах, в медицинских журналах и ее потребителями являются только медицинские работники.

В отношении последнего пункта интересна позиция Зиновьевой О.В., адвоката адвокатской группы «Онегин», специализирующейся на вопросах медицинского права.

Отвечая на вопрос о возможности медицинской организации использовать в рекламе изображение собственного сотрудника, адвокат советует использовать в рекламе фотографии реальных врачей, работающих в клинике, но в немедицинской одежде, в нейтральном интерьере или на нейтральном фоне с указанием фамилии, имени и отчества, а также специализации врача.

С точки зрения автора статьи, позиция спорная, поскольку образ создается не только внешней атрибутикой (белым халатом, интерьером), но и всей деятельностью человека. Например, фотографию доктора Л. Рошаля можно разместить на рекламном плакате и без традиционного халата, но в сознании большинства соотечественников он, безусловно, создает и выражает образ врача (даже если на плакате не будет более никакой информации). То есть такой критерий, как внешний антураж, является спорным, хотя его не только можно, но и нужно пытаться применить в спорах с антимонопольными органами.

4. В рекламе медицинских услуг не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина.

5. Если медицинская реклама нацелена на несовершеннолетних (например, некоторые косметологические услуги, услуги эстетической стоматологии, ортодонтии, дерматологии), должны соблюдаться следующие требования:

— реклама не должна побуждать несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей приобрести ту или иную услугу;

— реклама не должна создавать у несовершеннолетних представление о доступности конкретной медицинской услуги людям с любым уровнем достатка;

— реклама не должна создавать у несовершеннолетних впечатление о том, что получение медицинской услуги создает для них преимущество перед сверстниками либо формировать комплекс неполноценности у тех, кто не может воспользоваться данной услугой;

— реклама не должна формировать у несовершеннолетних комплекс неполноценности, связанный с их внешней непривлекательностью.

Поговорив об общих требованиях, рассмотрим подробнее специальные требования к рекламе медицинских услуг <...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Читайте также по теме  "Информатизация здравоохранения" >>

    

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.